Авианосец адмирал кузнецов в разрезе. Происшествия на тавкр «адмирал кузнецов. Палуба и взлетно-посадочные полосы


Момент запуска главной энергетической установки. Чёрный дым — остатки несгоревшего топлива.

А вот при движении в открытом море и на полном ходу — чёрный (сизий, белый) дым это уже, к сожалению, признак того, что судовая двигательная установка страдает от какой-то из перечисленных болячек: жрёт и палит масло, испаряет совершенно неуместную воду или же «пьёт», как ни в себя, лишнее топливо, выбрасывая копоть в небо.

При этом часто такой вариант появления чёрного дыма как раз и связан с тем, что адмиралы выжимают из машины полный ход, давая в двигатели или в котлы по факту переобогащённую смесь и вызывая при этом появление того самого чёрного дыма из корабельной трубы.


Проход «Адмиралом Кузнецовым» пролива Ла-Манш. Как видите, дыма помешьше — но он есть и он, сволочь, чёрный.


В левой части фото ТАРКР «Петр Великий», в правой части — наш «Кузя», на переднем плане — сопровождавший российскую эскадру английский фрегат. Все ожидаемо двигаются с одной скоростью.

Чтобы меня не обвиняли в предвзятости — вот видео прохода «Кузи» через английские проливы:

Ну а теперь — моё краткое объяснение.
«Адмирал Николай Кузнецов» — судно с несчастной судьбой с самого начала. Можно сказать, что «Кузю» с незалежной Украины спасли буквально чудом, в последний момент фактически усилиями энтузиастов перегнав недостроенное судно от причальной стенки судозавода в Николаеве в нынешнее его место базирования возле Мурманска.
К сожалению, Северный флот всегда был флотом действующим в максимально тяжёлых условиях — его береговые базы находились объективно в гораздо более суровых климатических зонах, чем места базирования судов Черноморского, Балтийского или Тихоокеанского флотов.

В силу чего и в Мурманске достройка, текущий и плановый ремонт «Адмирала Кузнецова» осуществлялись часто в недостаточном объёме и в ненадлежащем качестве.

Состояние главной энергетической установки «Кузи» по состоянию на 1999 год можно прочесть вот по этой ссылке , где изложена и масса других неприятных подробностей об обслуживании и состоянии этого, без преувеличения, уникального корабля:

"А вместо сердца — пламенный мотор"

Когда говорят об БЧ-5, как правило, имеют в виду ГЭУ. О ней и поговорим.

Во первых, один из восьми котлов и один ГТЗА временно не работают — из-за взрыва газохода по причине ошибки в эксплуатации (перед розжигом котла забыли провентилировать газоход). Таким образом, теоретически мощность ГЭУ снизилась до 75%. Но это в теории, а на практике — и того меньше.

Все четыре дейвуда текут, поэтому периодически подтапливаются подшипники линий валов, что накладывает ограничение на максимальное число оборотов. Давно выработала свой ресурс автоматика ГЭУ, от этого «Кузнецов» дымит как броненосец с фотографии начала века. К тому же трубопроводы уже "еле дышат", да и матросы, обслуживающие ГЭУ, не блещут профессиональными навыками и знаниями. В результате вместо почти 29 узлов, которые дал «Кузнецов» на испытаниях, или хотя бы 24, на трех машинах он еле держит 16-18, а обычно — не более 10-12 узлов.

"Хорошо" обстоит дело и с электрической частью. То турбогенератор "сядет", а резервный дизель-генератор не сможет запуститься, то еще что-нибудь случится. И весь корабль погружается во мрак. Особенно пикантно это выглядит на ходу: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут — не авианосец, а "летучий голландец" . Именно при таких обстоятельствах летом 1998 г. едва не погиб ЭМ «Бесстрашный», а еще раньше — «Киев». В обоих случаях корабли в шторм несло на берег, и лишь чудом успели ввести в строй ГЭУ. На «Киеве» это произошло в 3-4 кабельтовых от скал.

Поэтому, в общем-то, для меня ситуация с единственным российским авианосцем и его эпическим дымовым шлейфом по проходу Ла-Манша и Па-де-Кале ясна: «старичка» попросили дать полных ход — «дедушка» постарался. Ну, как смог. С дымом и с выжиганием в атмосферу громадного количества лишнего топлива. Но — нужный ход выдал и за «Петром Великим» успел. Что есть, конечно, позитивной новостью.

С другой стороны — другие варианты судьбы «Кузи» могли быть много хуже нынешнего его положения. Мог догнить возле причальной стенки в Николаеве, как ракетный крейсер «Украина», но мог и стать первым (или вторым) китайским авианосцем, как «Варяг»-« Ляонин». Впрочем, у « Варягов» всегда такая судьба, прям-таки плакать хочется.

А вот если бы спросили у меня, что бы я сделал... Ну, во-первых, изнасиловал бы мозг всей команде « механов», чтобы любыми средствами привели в порядок ГЭУ — если это реально сделать на борту. Во-вторых, правдами и неправдами, но починил бы ГТЗА и котлы в плановом ремонте — благо их уже у «Кузи» было как минимум 5 за прошедшие 25 лет.
Но я — не адмирал Северного флота и не министр обороны России. Так что — спрашивайте их, почему у гордости российского военно-морского флота до сих пор валит дым из трубы и стоит аварийный пожарный расчёт на палубе:

В конце концов, за честь флага и за безопасность корабля отвечают именно они.

А в целом — только рад такому достаточно дальнему и важному походу «Адмирала Кузнецова». И лётчиков выучить, и моряков проверить в настоящем море, а не у вечной причальной стенки. И вывести «главный калибр» российского военно-морского флота в тёплое Средиземноморье из холодного, продуваемого всеми ветрами Баренцева моря. Там и позагорать ведь можно, и показать, на что способен российский авианесущий флот:


Кстати, тут, как видите, чёрного дыма совсем немного. Спешить-то некуда.

ЗЫ. Ну а если кому-то хочется более детально понять, почему дымит «Адмирал Кузнецов», то вам лучше прочитать вот

Военно-морской флот – один из самых эффективных инструментов геополитики. Американский адмирал Альфред Мэхэн в своей книге «Влияние морской мощи на историю» заявил, что флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. С этим трудно спорить. Более двух столетий границы Британской империи определялись вымпелами ее военных кораблей, а в прошлом веке гегемония в Мировом океане перешла к ВМФ США . Основной ударной силой американского флота являются авианосцы – огромные плавучие аэродромы, с помощью которых США жестко и уверенно навязывают свои интересы всему миру.

А что же Россия? В настоящее время ВМФ России имеет на вооружении один корабль, способный обеспечивать взлет и посадку самолетов классической аэродинамической схемы – это тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР или ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» был спроектирован и построен еще в Советском Союзе, он стал первым настоящим советским авианосцем и дальнейшим развитием тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет». Основным отличием ТАКР «Адмирала Кузнецова» от большинства авианосцев является наличие ракетного вооружения (ПКР «Гранит»).

Многие годы не утихают споры относительно того, необходим ли такой корабль российскому ВМФ, нужны ли вообще России авианесущие корабли?

После спуска на воду в 1989 году этот тяжелый авианесущий крейсер едва ли не большую часть времени провел не в походах, а у причальных стенок ремонтных доков. Из-за низкой надежности судовых механизмов единственный российский авианосец в походах всегда сопровождает буксир, который в случае чего может прийти на помощь. Военная промышленность России так и не смогла обеспечить этот корабль достаточным количеством боевых самолетов, еще меньше подготовлено пилотов, способных взлетать и садиться на корабельную палубу.

Военные моряки называют этот корабль «Кузя», и весьма непросто сказать, ласковое это прозвище или презрительное.

История создания ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Первые авианосцы появились еще на заре XX века, почти сразу после возникновения военной авиации. Поначалу они рассматривались как вспомогательные корабли, которые должны обеспечивать эффективные действия основной ударной силы военно-морских сил того времени – линкоров.

Однако все радикально изменилось 7 декабря 1941 года. В этот день японская авиация утопила большую часть американских линкоров в гавани базы Перл-Харборе. Почти сразу после этого США заложили 24 авианосца типа «Эссекс». Именно эти корабли, по сути, позволили американцам выиграть войну на Тихом океане.

Самый мощный линкор ВМФ Японии «Ямато» был уничтожен американской авиацией, так и не причинив противнику никакого серьезного ущерба.

После окончания Второй мировой войны стало понятно, что авианосцы – это новые властелины Мирового океана, и ведущие морские державы активно занялись постройкой подобных кораблей. В 1961 году в США был спущен на воду первый авианосец с ядерной силовой установкой.

В СССР авианесущим кораблям уделялось относительно мало внимания. Сталину больше нравились огромные, мощные линкоры, и мало кто отваживался спорить с ним. Горячим сторонником постройки авианосцев в Советском Союзе был адмирал Николай Герасимович Кузнецов. Во многом благодаря его стараниям первые проекты авианесущих кораблей появились еще в предвоенные годы, но дальше эскизов и чертежей тогда не пошло. Разрабатывались проекты сразу двух авианосцев: большого (на 72 самолета) и малого (на 32 летательных аппарата), но из послевоенных планов развития флота они были вычеркнуты. Окончательно закрыл проекты советский авианосцев адмирал Горшков.

Советская пропаганда рисовала авианосцы в виде орудия агрессивной войны, присущей империализму. Эффективность и боевая мощь этих кораблей занижалась, а возможности советских ракетных крейсеров, наоборот, превозносились и завышались. Хрущев был ярым поклонником ракетного оружия и подводного флота, поэтому при нем основные ресурсы Советского Союза были брошены на создание стратегических подлодок.

После прихода к власти Брежнева СССР возобновил разработку авианесущих кораблей. В конце 60-х КБ Яковлева сконструировало самолет вертикального взлета и посадки Як-38, который Яковлев хотел поставить на флот. Специально под эту машину в 1972 был построен авианесущий крейсер «Киев», который кроме самолетов был вооружен еще и ПКР П-500 «Базальт».

Всего на воду было спущено четыре корабля проекта 1143: «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Однако советский ВМФ ждало серьезное разочарование: Як-38 оказался очень неудачной машиной, она не могла взлетать с полной заправкой и вооружением, а в тропиках двигатели самолета и вовсе отказывались запускаться. Несмотря на многочисленные доработки, превратить этот самолет в надежную и эффективную боевую машину так и не удалось.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», по сути, является продолжением проекта 1143. Планировали изготовить три корабля, основным отличием которых являлось возможность взлета и посадки на палубу самолетов с традиционной схемой. «Адмирал Кузнецов» был заложен в 1981 году, крейсер «Варяг» - в 1985 году, а «Ульяновск» - в 1988 году.

Новый корабль рождался очень непросто, разработчикам мешали противоречивые требования к облику авианосца, поступающие из министерства обороны и со стороны руководства ВМФ. Разработкой проекта занималось Ленинградское ПКБ, конструкторы предложили заказчикам пять проектов нового корабля, один из которых предусматривал оснащение его ядерной силовой установкой. Только в 1982 году проект был официально утвержден, и на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) началось строительство.

При строительстве использовалась прогрессивная технология, которая заключалась в формировании корпуса корабля из готовых крупных блоков. В это же время в Крыму (г. Саки) был создан наземный комплекс «Нитка», на котором пилоты отрабатывали навыки взлета и посадки на корабельную палубу. Изначально авианесущий крейсер носил имя «Рига», но уже в ноябре 1982 года (после смерти генсека) он был переименован в «Леонида Брежнева». В 1987 году корабль получил новое имя – «Тбилиси», а в 1990 – «Адмирал Кузнецов».

Вместо ПКР «Базальт» крейсер получил на вооружение более современные ракеты «Гранит» , длина полетной палубы была значительно увеличена, вместо паровой катапульты корабль получил трамплин в носовой части.

В 1989 году начались ходовые испытания корабля, в то же время были произведены первые успешные посадки и взлеты самолетов с корабельной палубы. Авианесущий крейсер показал хорошие ходовые характеристики. 20 января 1991 года «Адмирал Кузнецов» был принят в состав Северного флота России.

Конструкция крейсера «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является продолжением кораблей проекта 1143, но по ряду своих характеристик он существенно от них отличается. Своим внешним видом крейсер более похож на классические авианосцы, он имеет так называемую сквозную взлетную палубу и трамплин в носовой части судна. Угол его наклона составляет 14,3°. Площадь палубы — 14 800 м2. Крейсер оборудован авиафинишером и аварийным барьером.

На «Адмирале Кузнецове» впервые применена подводная кон­ст­рук­тив­ная за­щи­та (ПКЗ).

Для подъема летательных аппаратов из ангаров на «Адмирале Кузнецове» установлены два подъемника, способных поднять вес до 40 тонн. Корабельная надстройка («остров») имеет 13 ярусов, она смещена вправо, что позволило увеличить ширину взлетной полосы. Палуба имеет специальное термостойкое покрытие «Омега», которое может выдерживать температуру до 450°С.

Корпус сварной, он имеет семь палуб и две платформы. Дно двойное по всей длине. Ангар для летательных аппаратов (ЛА) занимает 50% длины и 70% ширины авианосца. Кроме ЛА, в нем размещены тягачи, пожарные автомобили, а также техника для ремонта и обслуживания самолетов и вертолетов. Кроме того, ангар оборудован системой транспортировки летательных аппаратов, так что тягачи необходимы только для работы на верхней палубе. Самолеты размещаются в ангаре со сложенными крыльями, а вертолеты – со снятыми несущими винтами.

Пусковые установки ПКР «Гранит» расположены у основания трамплина, сверху они прикрыты бронированными крышками. Комплексы ЗРК «Кинжал» находятся в спонсонах на носу и корме корабля.

Авиафинишер «Светлана-2» – это система из нескольких тросов, натянутых поверх палубы. Они связаны с гидравлической системой, которая гасит энергию садящихся на палубу самолетов.

На авианесущем крейсере есть несколько навигационных систем, которые помогают пилотам совершать посадку на корабль. Установлена также уникальная оптическая система «Луна», позволяющая пилотам визуально определить правильность захода на посадку.

Кроме боевых самолетов, основным вооружением тяжелого крейсера являются ПКР «Гранит». Двенадцать ракет размещаются в пусковых установках шахтного типа, расположенных в носовой части корабля. Для защиты корабля с воздуха может быть использованы ЗРК «Кинжал» (24 ПУ, 192 ракеты) и ЗКБР «Кортик» (8 ПУ, 256 ракет) и шесть скорострельных установок АК-630М. Также авианосец вооружен двумя РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб).

Однако основным вооружением корабля являются боевые самолеты, которые находятся на его борту. Это 50 летательных аппаратов: 26 палубных истребителей и 24 вертолета.

Радиоэлектронное оборудование «Адмирала Кузнецова» весьма многообразно и включает в себя 58 различных наименований. Среди них:

  • БИ­УС «Ле­со­руб»;
  • Ком­плекс «Мар­с-Пас­сат» с ФАР;
  • Трех­ко­ор­ди­нат­ную РЛС «Фре­га­т-МА»;
  • РЛС об­на­ру­же­ния низ­ко­ле­тя­щих це­лей «Под­кат»;
  • Ком­плекс свя­зи «Буран-2»;
  • Ком­плекс РЭБ «Со­звез­дие-БР».

Энергетическая установка практически полностью повторяет схему, использованную на других кораблях проекта 1143. Она паротурбинная, четырехвальная, с мощностью 20 тыс. л. с. Главная энергетическая установка позволяет кораблю развивать полный ход в 29 узлов и преодолевать 18-узловым ходом 8 тыс. миль.

Установка состоит из восьми котлов, вспомогательной энергетической установки нет.

Движение осуществляется за счет вращения четырех бронзовых винтов.

Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»

До 1994 года на корабле проводились различные испытания, он получал новые самолеты. В начале 1995 года был проведен ремонт корабельных котлов. В конце 1995 года в составе корабельной группы «Адмирал Кузнецов» отправился в поход в Средиземное море. Корабль посетил Тунис, Крит, Сирию и Мальту. В конце похода крейсер участвовал в масштабных учениях. Отрабатывались отражение воздушных атак, обнаружение подводных лодок противника, проводились ракетные и артиллерийские стрельбы.

С 1996 по 1998 год корабль находился в ремонте. В 2000 году «Адмирал Кузнецов» принимал участие в учениях, в ходе которых потерпела катастрофу подлодка «Курск» . С 2001 по 2004 год корабль находился в ремонте.

В 2019 году авианосец отправился в Средиземное море, чтобы возглавить там группировку ВМФ России.

Оценка проекта авианосца «Адмирал Кузнецов»

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» с полной уверенностью можно назвать полноценным авианосцем. Однако отказ от паровых катапульт существенно усложнил использование палубной авиации. Трамплин казался разработчикам хорошей (и дешевой) альтернативой катапульт, но полностью заменить их он не смог. Самолеты Су-33 способны решать только задачи противовоздушной обороны, но эффективно наносить удары по наземным целям или кораблям противника они не могут. Более того, взлет с помощью трамплина налагает ограничения по взлетной массе самолетов, что означает уменьшение их запасов топлива и массы вооружения.

По неофициальной информации взлеты самолетов проводятся только против ветра в ветреную погоду. Летчики предпочитают не использовать навигационные системы корабля, а проводить полеты только при хорошей видимости. Из всего авиаотряда для полетов обычно готовы всего лишь 6-7 самолетов.

Много нареканий вызывает энергетическая система корабля. Практически каждый выход в море сопровождается более или менее серьезной внештатной ситуацией, связанной с работой ГЭУ. Следует отметить, что в каждом дальнем походе «Адмирала Кузнецова» сопровождает буксир. Описаны несколько случаев полной потери кораблем хода, едва не закончившихся катастрофами. На крейсере произошло несколько серьезных пожаров, которые привели к человеческим жертвам.

Часть экспертов считает, что «Адмирал Кузнецов» не представляет серьезной ценности в качестве боевой единицы. Более того, его эксплуатация опасна и очень дорого обходится российскому бюджету. Корабль предлагают законсервировать.

Если Россия планирует развивать свой ВМФ, то ей не обойтись без авианесущих кораблей. «Адмирал Кузнецов», как и другие корабли проекта 1143, можно назвать одним из этапов развития в этом направлении. Авианесущие крейсера проекта 1143 позволили российскому флоту накопить необходимый опыт, научиться управлять и правильно использовать эти огромные и очень сложные корабли.

Не так давно появилась информация о том, что планируется масштабная модернизация «Адмирала Кузнецова», в ходе которой будет заменено устаревшее радиоэлектронное оборудование корабля, силовая установка и некоторые системы вооружения.

Технические характеристики ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Основные характеристики
Водоизмещение, т:
стандартное 43000
полное 55000
наибольшее 61390
Основные размеры, м:
длина наибольшая (по конструктивной ватерлинии) 306,45 (270)
ширина наибольшая (по КВЛ) 71,96 (33,41)
осадка средняя (Dст/Dнорм/Dполн) 8,05/8,97/9,76
осадка наибольшая 10,4
Главная энергетическая установка котлотурбинная, 8 котлов КВГ-4 в 4-х автономных группах
Мощность, л.с. (кВт):
суммарная 4 ГТЗА ТВ-4 200000
турбогенераторы ТД-1500 6х1500
Дизель-генераторы ДГР-1500 4х1500
Количество валов, шт 4
Количество винтов, шт 4
Винты Четырехлопастные
Скорость хода, уз: (в том числе Ка-27ПС) 18 (2)
Ударное ПКРП «Гранит-НК»
Ракет П-700, шт 12
Установок вертикального пуска СМ-233, шт 12
Зенитное ракетное ЗРК «Кинжал»
Установок вертикального пуска СМ-9, шт 24х8
ЗУР 9М330-2, шт 192
Зенитное ракетно-артиллерийское ЗРАК «Кортик»
Количество установок, шт 8
ЗУР 9М311-1, шт 256
30-мм снарядов, шт 48000
Артиллерийское ЗАК АК-630М
Количество установок, шт 6
Противолодочное/противоторпедное РБУ-12000 «Удав-1»
Радиоэлектронное вооружение
БИУС «Лесоруб»
РЛС общего обнаружения ПЛК «Марс-Пассат», 4 ФАР
РЛС обнаружения НЛЦ 2хМР-360 «Подкат»
РЛС обнаружения НЦ 3хМП-212 «Вайгач»
ГАС ГАК МГК-355 «Полином-Т», ГАС МГК-365 «Звезда-М1», противодиверсионная ГАС МГ-717 «Амулет», ГАС «Алтын», ЗПС МГ-35 «Штиль», ГАС МГ-355ТА
Средства РЭБ «Созвездие-РБ»
Коплексы выстреливаемых помех 2х2 ПУ ПК-2 (ЗиФ-121), 4х10 ПУ ПК-10 «Смелый»
РЛС управления огнём 2х«Коралл-БН», 4 РЛС управления ЗРК «Кинжал» 3Р95, 4 подуля управления ЗРАК «Кортик» 3Р86
Навигационный копмлекс «Бейсур»
Средства радионавигации «Резистор К-4», «Газон»
Средства связи комплекс «Буран-2», комплекс космической связи «Кристалл-БК»

Видео об авианосце «Адмирал Кузнецов»

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В адрес редакции поступило письмо военнослужащего, некоторое время проходившего службу на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Думаем, данный материал будет интересен читателю, так как процесс сокращения нашего флота, как это не печально, идет постоянно. И тем важнее становится грамотная, качественная и полноценная эксплуатация тех немногих современных кораблей, которые остаются в составе нашего флота.


С путеводителем по Ковчегу

Сначала - небольшая характеристика размеров и общего расположения единственного российского авианосца.

Полное водоизмещение «Кузнецова» сейчас, вероятно, уже превысило 60000 т. Его наибольшая длина - более 300 м, ширина - 72 м.

Главная энергетическая установка корабля, по воле различного рода руководителей из нашего недавнего прошлого сделанная котлотурбинной, а не атомной (как у американцев) - четырехвальная, суммарной мощностью 200000 л.с., обеспечивала ранее скорость 29 узлов (но это было в далеком 1990 г.).

Корабль имеет 8 ярусов надстройки, 7 палуб и 2 платформы, носовые и кормовые МКО (по 4 котла и 2 ГТЗА в каждом), 5 энергоотсеков (с дизель- и паротурбогенераторами); ангар длиной более 150 и шириной 26 м, занимающий по высоте пространство между 2-й и 5-й палубами и соединенный с полетной палубой двумя самолетоподъемниками размером примерно 14х16 м (если бы не их бортовое расположение, поднять из ангара или опустить в него наши Су-33 длиной около 21 м было бы просто невозможно), целых 6 камбузов, карцер и собственную гауптвахту.

Пожалуй, вполне достаточно для повествования, целью которого является не техническое описание корабля, а очерк его "социального положения".

Для удобства весь корабль поделен на "схода" - от 1-го до 53-го. Такая же система применялась и на кораблях пр. 1143. Тем, кто там не был, объясняем: все трапы (кроме "острова") пронумерованы; при этом трапы, располагающиеся друг под другом, несут один номер, четные по левому борту, а нечетные - по правому.

Пример. Допустим, надо послать гонца - "золотые копыта" (прошу прощения, защитника отечества, т.е. матроса) на командный пункт связи (КПС). А он, матрос, хоть и отслужил год, так и не знает, где этот КПС находится (обычное явление). Тогда ему следует сказать: "Ступай на 17-й сход, 4-я палуба, в КПС".

Теперь погуляем по кораблю. Сначала поднимемся на борт авианосца по трапу. Он находится в районе миделя по правому борту (если «Кузнецов» стоит в заводе). На площадке правого трапа (4-я палуба) нас встретит вахтенный офицер по трапу, с кортиком, и морской пехотинец - со штык-ножом. Если сделать "уставное лицо", вполне можно сойти за своего (документы на трапе проверяют редко) и войти на корабль. Поднявшись на 3-й ярус надстройки (жилой), начнем осмотр отсюда.

Здесь в одноместных каютах живут помощники командира и командир ЭМБЧ ("старший механик"). Спускаясь ниже, на трапе упираемся в "блок-пост". Об этом явлении стоит поговорить отдельно, тем более, что такого вида вахты нет ни на одном другом корабле. "Блок-пост" - это матрос срочной службы, который выполняет роль сторожа определенного участка (палуба, трап и т.д.), находящегося в его заведовании. Сторожит он вовсе не секретные объекты, а электрические лампочки, пожарные рукава, огнетушители, стенды, колокола громкого боя и т.д. А поскольку матрос может уснуть, уйти, наконец, у него могут ночью отнять это богатство, делается еще и подстраховка. Так, огнетушители и пожарные рукава можно вообще не выставлять - и действительно, вы нигде не найдете их на корабле. Исключение составляют только время "высочайших" смотров, когда корабль обходят "Е.И.В." со свитой (командир, старпом и т.д.). Тогда выставляется все, что есть, а "блок-посты" обязательно удваиваются. Пытливый читатель может спросить: "А как же лампочки? Ведь их не снимешь, иначе как ходить в полной темноте?" Спешу успокоить: эта проблема давно уже решена на высоком идейно-техническом уровне. Лампочки: а) приклеивают эпоксидной смолой; б) приматывают проволокой - желательно колючей; в) подводят ток к проволоке или плафону. Все это применяется, как правило, в комбинации. И все равно, эти чертовы лампочки воруют.

Вернемся к нашей прогулке. Ярусом ниже проживает командир и флагманы, здесь - "блок-пост", а значит - свет и ковры. Спустимся на вторую, галерейную палубу, расположенную между ангаром и полетной палубой. Здесь есть "блок-посты", а значит, есть свет. Но не стоит обольщаться, ибо БЧ-5 всегда готова "помочь", поэтому фонарик (без него тут никуда) надо держать на "товсь". Спустившись на палубу ниже, пройдем по 3-й палубе левого борта (она проходная от носа до кормы). Здесь тоже "блок-посты" и свет.

Теперь включим фонарик и спустимся еще ниже... Здесь мы станем свидетелями очередного авианосного чуда, делающего этот корабль непохожим ни на один другой. Вы можете идти по залитой светом чистой 3-й палубе, но стоит только спуститься ниже, как вы попадаете в "катакомбы" - с развороченными постами, брошенными каютами, все это - без света и очень часто затоплено (иногда сточными водами, так что запах "высококачественный"). Ниже - то же самое. Конечно, такое не везде (не более 60% сходов ниже 3-й палубы). Если вы окажетесь на освещенном сходе, значит, там кубрики или склады службы снабжения.

Спускаемся еще ниже, в трюма. Там все в мазуте и воде, там и тут - кучи мусора (нести его на причал далеко, да туда и пускают только в определенное время, а приборка на корабле делается всегда, вот и кидают мусор в трюм). А знаете, сколько у нас мазута и воды в трюмах? Сколько, сколько? 50 т, говорите? Простите, это несолидно. Ведь мы - авианосец, а не какая-нибудь канонерка. Тогда 500. Ну что, внушительно - почитай, 10 железнодорожных цистерн. Все равно неверно - добавьте еще ноль, и будет как раз. Возможны недовольные возгласы со стороны: дескать, плавали, знаем, и у нас такое было, жили только в надстройке. Можно узнать, что это за корабль? Ах, БПК «Удалой»! Это тот, что уже 10 лет после пожара в отстое, и экипаж на нем - 30 человек. Простите, сравнение некорректное, мы ведь вам не о корабле отстоя рассказываем, а о целом авианосце, который в море ходит!

Со всей ответственностью заявляем, что второго такого корабля просто нет. Сейчас на Северном флоте все корабли делятся на две группы: "ходовые", т.е. чистые, опрятные и готовые идти в море, но стоящие из-за нехватки топлива, и корабли "отстоя" (сейчас их большинство). «Кузнецов» же - единственный гибрид, "ходовой-отстой".

Удобства во дворе

Обратите внимание: когда рассказывают о каком-нибудь чудо-корабле, то вначале приводят количество пушек, их калибр, толщину брони и т.д., и уж потом, между делом, да и то редко - об условиях жизни экипажа. А между тем, сие не совсем верно, ибо именно экипаж эксплуатирует все это многообразие вооружения. Поэтому, чтобы избежать этой ошибки, обратим особое внимание на условия обитаемости экипажа.

Первое, что надо отметить, так это отсутствие на корабле отопления, что, согласитесь, для Севера немаловажно. Причин тому много, но, пожалуй, главная - это отсутствие постоянно действующего вспомогательного котла. Поэтому пар на хозяйственные нужды берется от ГЭУ, что весьма накладно, т.к. требует не обычной, а специальной котельной воды, коей на флоте всегда мало. Можно еще подать пар с ЭНС (энергонесущее судно пр. 305), но давления оттуда - "кот наплакал" (а зимой 1998/1999 гг. вообще ничего не подавалось). В результате пар на отопление подается периодически, что в системе не предусмотрено, т.к. отсутствует слив конденсата. Система парового отопления проходит по БПТЗ (бортовой противоторпедной защите) или, как ее называют на корабле, коридорам труб, т.е. вдоль борта. Поэтому когда прекращается подача пара, трубы очень быстро промерзают. А дальше все как в учебнике физики: конденсат превращается в лед, лед расширяется, труба лопается. В результате отопления нет, тепла нет, на переборках - местами иней, а на палубе - лед. Экипаж даже в ангаре строится в шинелях. Если в кубрике или каюте +5°С, то это уже хорошо, а если +12-15° - это уже, простите, барство!

В такой обстановке спасают только электрогрелки. Поскольку покупать их дорого, а достать корабельную сложно, "лепят" их, кто во что горазд. Начальство же изымает "нештатное электрооборудование", при этом его хозяева получают "награды". Но холод - не тетка, и ряды мечтающих об индивидуальном электрическом солнце не тускнеют.

Горят же чаще всего не электрогрелки, а трансформаторы сети освещения. Они просто не рассчитаны на нагрузки, которые дают навешенные на них электрогрелки. В результате и напряжение в сети всегда значительно ниже ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на североморском рейде штатного (100 В вместо 127 - далеко не предел). Подливает масло в огонь и отсутствие в каютах сети на 220 В (есть только никому не нужные 127 В), поэтому все стараются провести себе 220 В. Колдуют по-разному: кто-то "кидает фазу" от 380 В, другой складывает фазы 127 В, третий тащит километровые провода от редких щитов на 220 В. А это, в свою очередь, способствует многочисленным замыканиям.

Но холод страшен не только этим. Им пронизана вся корабельная жизнь. Ведь замерзает не только конденсат - то же происходит и с прочими трубами, в коих есть вода. По этой причине во все каюты 2-й палубы (а это почти 60% всех корабельных кают) вода не подается ни зимой, ни летом. Ни один офицерский душ не работает. Поэтому лозунг о равенстве и братстве здесь особенно применим, все - и матросы, и офицеры - моются в носовой (кормовая не работает) бане личного состава. Конечно, это не распространяется на командование - у них есть свой душ.

Вода подается не на все камбузы. Обычным делом зимой стало и отсутствие стока с кают. Соответственно, тяжело на корабле и с гальюнами. Всего их более полусотни, но добрая половина не работает, а значительная часть остальных закрывается на замок: если вы не являетесь счастливым обладателем "золотого ключика", то "добро" вам меньше есть, тем более, что МО РФ всегда в этом плане готово пойти навстречу.

Зимой 1998/1999 гг. замерзли даже трубки в одном из главных котлов.

Скверно у нас и с вентиляцией - 50% электродвигателей вентиляторов давно сгорело. А без вентиляции туго, поскольку, в отличие от других кораблей, иллюминаторов здесь мало, а подавляющее большинство жилых помещений вовсе их не имеет. Так что возможна только принудительная вентиляция, а если ее нет, в каюте будет пахнуть плесенью, с подволока закапает конденсат, а духота - "хоть топор вешай".

Напоследок стоит рассказать о нашей кают-компании. Как таковой ее нет, а имеется столовая офицеров, где оные в количестве более 150 человек только питаются - и ничего более. Помещением это больше напоминает сельскую столовую для механизаторов во время страды. Скатертей нет и в помине, ножи - тоже излишество, посуда - не то, чтобы совсем грязная, но столовые предметы все же лучше протереть "перед употреблением". Готовят, в принципе, хорошо, и продукты по сегодняшним флотским меркам хорошие. Однако всего этого может и не хватить, т.к. в буфете подворовывают. Поэтому в кают-компанию лучше не опаздывать. Наверное, разумнее было делать несколько кают-компаний (например, для каждой БЧ).

Вся королевская рать

Какой кошмар, кто же в таких условиях будет жить? Рассказываю.

Предполагалось, что служить на «Кузнецове» будут полторы тысячи человек (без авиагруппы и десанта), но постепенно экипаж вырос до 2000. Командир - контр-адмирал (это единственный плавающий адмирал!), у него ряд помощников: старпом (капитан 1 ранга), помощник, помощник по воспитательной работе, помощник по боевому управлению, помощник по авиации, помощник по живучести и помощник по правовой работе. На корабле семь боевых частей, четыре службы и три команды: штурманская (БЧ-1), ракетно-артиллерийская (БЧ-2), минно-торпедная (БЧ-3), связи (БЧ-4), электромеханическая (БЧ-5), авиационная (БЧ-6) и радиотехническая (БЧ-7); службы медицинская, химическая, живучести (такая есть только на «Кузнецове»); команды управления ("КУ"), боцманская ("БК") и комендантская. Есть еще "РО" - рота охраны, исполняющая функции корабельного ОМОН.

Еще немного о нашей организации. В день у нас в среднем 10 построений, каждое длится около 35 минут (таким образом, за год мы простаиваем на построениях почти 65 суток). На построениях всегда говорят: "Экипаж АВИАНОСЦА... построен". И вообще, командование всегда подчеркивает, что мы служим именно на АВИАНОСЦЕ. Напомню, что классификацию кораблей ВМФ РФ пока никто не менял, а там никакого авианосца нет, есть лишь тяжелый авианосный крейсер. Да и самолеты на нашем корабле - редкость, и посещают они его в довольно жалком количестве. А еще на построениях командир любит говорить (он вообще любит говорить на построениях минимум по полчаса): "Мы должны отработать авианосную организацию". И это на пятом ТАКР!

Со сходами на берег офицеров, мичманов и матросов контрактной службы на «Кузнецове» жестко. Здесь "двухсменка": одну неделю отпускают в понедельник и среду, с 18.00 до 7.30, а также в субботу, с 18.00 до 7.30 понедельника; а в следующую неделю - с 18.00 вторника до 7.30 и с 18.00 четверга до 7.30 субботы. Получается, что в одну неделю вы отдыхаете 64,5 часов, а во вторую - 51 из 168. Забудьте о "статусе военнослужащего" со всеми его выходными - законы РФ здесь не действуют (как, впрочем, и на большинстве остальных кораблей). Правда, некоторые льготы все же выполняются: так, можно получить почти бесплатно квартиру, но - в п. Видяево, а это - у "черта на рогах", и автобусом туда ехать часа четыре. И семью вы будете видеть раз в неделю. Сами понимаете, что в таких условиях могут служить только особые люди.

Начальники у нас тоже удивительные. Вся страна 12 апреля отмечает день космонавтики, а мы - День своего руководства, которое парит в облаках, пока мы, грешные, ходим по земле. От такого стиля командования чувствуешь себя пигмеем.

После всего сказанного неудивительно, что «Кузнецов» пользуется дурной славой. Начальство везде так и пугает: "Будешь себя плохо вести - пошлем на «Кузнецов» (кличка - "Кузя")". Ну, а тем, кому "повезло" попасть служить на «Кузнецов», служить там не очень хочется. Отсюда и большая текучесть кадров. Каждые 4-5 лет (по истечению контракта) младший офицерский состав - а это главный костяк корабля - меняется на 80%. Уходят опытные, а на их место приходят "зеленые". То же касается и мичманов. Все это явно не способствует улучшению эксплуатации техники. В связи с такими условиями контракт после срочной службы на авианосце заключают только те, кто совсем не пригоден для "гражданки" - а это, согласитесь, далеко не лучший "человеческий материал". Не случайно, что не все офицеры считают желательным иметь на корабле "контрактников".

Что касается личного состава, т.е. матросов, то глядя на них, веришь, что СССР жив, живет и жить будет. Каких только национальностей здесь нет! Русских - не больше 60%, хотя призывают, вроде, только жителей РФ. Дело, вероятно, в том, что у нас, русских, "закосить святую обязаность" считается показателем положения в обществе и престижа. Поэтому гребут всех тех, у кого не хватило ума или денег, чтобы уклониться. Читаешь адреса призывников и веришь: не оскудела Русь землею. Деревня, поселок, колхоз, но нет среди молодых матросов ни москвичей, ни питерцев (еще адмирал Н.О. Эссен говаривал: "Хлебопашцы нам на флоте не нужны"). Другое дело - Северный Кавказ. Там считается, что настоящий мужчина должен пройти армейскую школу, а попасть на флот они считают за счастье. Поэтому на корабль приходят не худшие представители Северного Кавказа. Разумеется, они быстро осваиваются с обстановкой, организовывая местечковые группировки и захватывая власть в матросской среде. По иному дело обстоит с тувинцами и башкирами: видимо, из-за отсутствия близкого знакомства с цивилизаций они просто не знают, как уклониться от почетной государственной обязанности. Теперь, вероятно, понятно, почему каждый десятый призывник не говорит по-русски.

От греха подальше, весь этот контингент даже не пускают в увольнение (дабы ничего не учудили в Мурманске). Так и сидят они 2 года на "железе". Главной воспитательной мерой по отношению к матросам теперь стала "плетка" ("пряник" отсутствует), т.е. карцер, куда иногда попадают даже мичманы. От такой жизни матросы любят "теряться", благо корабль большой. Происходит это по 3-4 раза в месяц. Тогда всех офицеров и мичманов расписывают по сходам, и мы ищем спрятавшегося матроса. Поиски длятся обычно 1-2 дня (если не находят в первый день, а это 50% вероятности, то матрос, как правило, через 2-3 дня выходит сам), но были и рекордсмены. Так, одного матросика в Средиземном море искали неделю. А самым знаменитым стал случай с авиатехником, который в состоянии сильного алкогольного опьянения пропал без вести. Его (вернее, его мумию) нашли через ЧЕТЫРЕ ГОДА в таком месте, что до сих пор никто не может понять, как он туда попал...

"Прохиндиада"

"Хочешь жить - умей вертеться". Эта старая добрая истина, хорошо характеризующая стиль жизни на «Кузнецове». Командир любит поговорить про дураков - младших командиров, которые ставят невыполнимые задачи по "доставанию" чего-либо, толкая матросов на воровство, и тут же стращает, что прикроет сход на берег какой-нибудь БЧ, если она к утру не осветит свои коридоры. А где взять эти самые лампочки, если их на корабле не выдают? Вестимо где - у соседей, ночью...

Воруют все и у всех. Как то украли 200 пар (у нас все по крупному) офицерских ботинок, а потом почти в открытую ими по 50 рублей за пару торговали на корабле. А командир все кричал, что всех посадит.

Самой плодотворной нивой здесь, конечно, являются камбузы. С них тащат все, кому не лень, а не лень тут всем. Что не уносится, то съедается, и по ночам на всех камбузах пахнет жареной картошкой. На камбузы выдают специально пробитые консервы, но их все равно продают по сниженной цене рабочим с завода. И первую скрипку здесь играет, конечно, служба снабжения.

Уже было сказано, что у нас туго с душевыми. Но это не у всех. Особо "одаренные" делают себе "самопальные" душевые с электроподогревом - благо, на корабле заброшенных душевых и умывальников огромное количество. Не менее интересно обстоит дело с каютами. На корабле много разграбленных и брошенных кают офицеров десанта, летчиков и авиатехников. При особом желании можно найти себе подходящую и отремонтировать. Поэтому зачастую даже мичманы или матросы-контрактники живут в одноместных каютах. "Хочешь жить - умей вертеться".

Главное : "Орлята учатся летать"

Непонятно; что является главным оружием на авианосном крейсере - авиация или ударные ракеты. «Кузнецов» все же более авианосный, чем ракетный, поэтому главным оружием здесь считается авиация. Теоретически, на корабле может базироваться до 40 Су-33. На деле страна раскошелилась лишь на 24, а для постоянного базирования с огромным трудом подготовила только семь машин.

Наши самолеты, в отличие от более "отсталых" американских, способны решать только задачи ПВО (хотя в ВВС есть самолет-универсал Су-35), поэтому ударную задачу авианосец решает при помощи ПКР. Из-за трамплинного (вместо катапультного) взлета на Су-33 налагаются ограничения по взлетной массе. Если учесть, что (отчасти, по вине ГЭУ) полеты проводятся на б-8-узловом ходу, то становится понятным, почему случаются они только в ветренную погоду и, как правило, без подвесного вооружения и с уменьшенным запасом топлива.

На корабле смонтирована система автоматической посадки, теоретически предусматривающая возможность полетов при любой видимости, однако на практике ее не проверяли. Поэтому полеты производятся только в ХОРОШУЮ ветренную погоду.

Вообще, базирование самолетов на «Кузнецове» носит какой-то странный характер. Авиация даже не появляется в ангаре, а вместо самолетов там мирно стоят: 25-тонный автокран, четыре тягача-буксировщика, пожарные ГАЗ-66 и ЗиЛ, "Газель", УАЗ-452, "козлик" и трактор с установленным на нем реактивным двигателем (для очистки полетной палубы от снега и льда).

Наше оружие

Летом 1998 г. на День ВМФ мы принимали мазут. Вы спросите: "А причем тут оружие?" А вот причем: принимали мы его не только в цистерны, но и в один из постов управления стрельбой. Правда, всего 60 т, да и без злого умысла. Трюмные, видимо, закрыли не тот клапан и продолжали принимать мазут уже в полную цистерну, неплотно задраенная горловина которой находилась возле упомянутого поста. Через эту горловину и затопило пост, в коем почему-то не оказалось вахты БЧ-2. Герметичные стойки не выдержали, и пост вышел из строя.

Два из четырех ЗРК были тоже в свое время затоплены забортной водой из системы орошения. Дело было ночью, в трубе оказался свищ, и все помещения обоих комплексов затопило "по крышу". Все восемь "Кортиков" требуют плановой наладки, на которую нет денег. К довершение всех бед, барахлит система "горизонт-азимут". Поэтому стрелять-то мы можем, а вот попасть...

"А вместо сердца - пламенный мотор"

Когда говорят об БЧ-5, как правило, имеют в виду ГЭУ. О ней и поговорим.

Во первых, один из восьми котлов и один ГТЗА временно не работают - из-за взрыва газохода по причине ошибки в эксплуатации (перед розжигом котла забыли провентилировать газоход). Таким образом, теоретически мощность ГЭУ снизилась до 75%. Но это в теории, а на практике - и того меньше.

Все четыре дейвуда текут, поэтому периодически подтапливаются подшипники линий валов, что накладывает ограничение на максимальное число оборотов. Давно выработала свой ресурс автоматика ГЭУ, от этого «Кузнецов» дымит как броненосец с фотографии начала века. К тому же трубопроводы уже "еле дышат", да и матросы, обслуживающие ГЭУ, не блещут профессиональными навыками и знаниями. В результате вместо почти 29 узлов, которые дал «Кузнецов» на испытаниях, или хотя бы 24, на трех машинах он еле держит 16-18, а обычно - не более 10-12 узлов.

"Хорошо" обстоит дело и с электрической частью. То турбогенератор "сядет", а резервный дизель-генератор не сможет запуститься, то еще что-нибудь случится. И весь корабль погружается во мрак. Особенно пикантно это выглядит на ходу: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут - не авианосец, а "летучий голландец" . Именно при таких обстоятельствах летом 1998 г. едва не погиб ЭМ «Бесстрашный», а еще раньше - «Киев». В обоих случаях корабли в шторм несло на берег, и лишь чудом успели ввести в строй ГЭУ. На «Киеве» это произошло в 3-4 кабельтовых от скал...

Следует сказать и о пункте базирования авианосца. Официальным местом для него является судоремонтный завод №35 (СРЗ-35). Не знаю, как обстоят дела на других флотах, а вот на Севере больше ни один корабль не имеет место постоянного базирования в заводе. Для «Кузнецова» это, пожалуй, идеальный вариант, т.к. в противном случае ему пришлось бы базироваться в п. Видяево, (где ранее и находилось его штатное место). Там ничего нет, кроме сопок и десятка домишек. Сейчас в Видяево доживает свой век списанный «Киев».

Рядом с нами стоит «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Когда-то он пришел в СРЗ-35 в ремонт и у него сгорела кормовая машина. Теперь он официально находиться на консервации, а по-настоящему же просто умирает. Ведь на консервацию тоже нужны деньги, а тут просто "повесили на корабль замок". Рабочий день там строго до 17.00, экипаж - всего 75 человек, и матросы каждый день ходят в увольнение - не служба, а сказка. Так они и стоят в полукабельтове друг от друга, два антипода - "каторга" и "курорт" Северного флота. Чудны дела твои, Господи!

СРЗ-35 не ахти как приспособлен к базированию авианосца. Пар подается скверно или совсем не подается. С водой тоже самое, т.к. напора не хватает для подачи ее на ярусы надстройки. Электричество тоже в обрез - "берег" слабоват, и зимой, когда из-за грелок нагрузка в сети повышается, береговой щит питания периодически "рубится".

Но повествование о СРЗ-35 не будет полным без рассказа о ВОХР. Укомплектован он женщинами "бальзаковского возраста", что, однако, нисколько не влияет на боеспособность - не дай Бог попасть в их женские руки (не случайно Зимний защищал именно женский ударный батальон). На КПП завода вас обязательно обыщут, обнюхают (на предмет малейшего запаха спиртного) и, конечно, проверят наличие пропуска. Это вам не «Кузнецов». Все это доведено до абсурда. Например, через КПП без специального пропуска запрещен пронос больших сумок, рюкзаков и "дипломатов" (даже пустых). Но если вы запихнете их в целлофановый пакет (даже пусть двухметровый), то можно нести без всяких пропусков.

У читателя, вероятно, от всего сказанного остался нехороший осадок - оно и понятно. Одни скажут, что такого не может быть, а другие возмутятся: до чего дошел флот и как опустились нынешние военные. Нам приходилось довольно часто слышать такие обидные речи - и непременно от гражданских лиц. Подобные суждения всегда вызывали скорее чувство недоумения, чем обиды. Наша страна, даже при всей своей экстравагантности, не "банановая республика", где армия есть государство. У нас МО - лишь часть государственного механизма. И вообще, за последние 100 лет армия в России была далеко не ведущей политической силой. В отличие от гражданского сектора, мы, военные, зависим от правительства не косвенно (через законы), а напрямую (через приказы). Так что мы - точный слепок с нашего государства-правительства. А поскольку каждый народ достоин своего правительства, не стоит отмежевываться от наших, вернее, общих проблем.

Если же и дальше развивать эту тему, стоит развеять и еще одно недоразумение, чрезвычайно стойкое в "гражданских кругах" - о якобы природной тоталитарности военных. Мы - плоть от плоти своего народа, и сторонников РНЕ или ЛДПР среди военных не больше, чем среди остального народа. А сторонников КПРФ, пожалуй, даже меньше.

От некоторых военных приходилось слышать и такое: дескать, раз мы не умеем эксплуатировать авианосцы, то они нам и не нужны, достаточно одних ЭМ и БПК. Но тогда зачем нужны эти самые ЭМ и БПК? Ведь вдали от берега без поддержки авиации они будут уничтожены, а под берегом их задачи спокойно решают МРК и МПК. И командование ВМФ, слава Богу, это понимает и в последнее время, в меру своих возможностей, старается спасти этот уникальный корабль, да и вообще "авианосное направление". Ходят даже слухи, что «Кузнецов» больше не будет зимовать на севере. Но можно ли все это сделать, не имея поддержки на самом верху? Для его эксплуатации и особенно для ввода в строй хотя бы двух дюжин Су-33 нужны большие деньги...

Ужасно обидно за наш уникальный и любимый корабль.

.
О том, сколько и каких летательных аппаратов способен принять на борт российский авианосец, наверное, задумывались даже те, кто совсем мало интересуется флотом. Довольно долго автор блога считал, что ему известен ответ на этот вопрос, пока неясные сомнения . не поколебали его картину мира,. послужив поводом для данного материала.


Илл. 1. ТАВКР "Адмирал Кузнецов" с 16 (! ) ЛА на полётной палубе: 9 Су-33, 2 Су-25УТГ, 5 Ка-27/29 - Атлантика, 18.01.2008 (фото от Slava2014 , forums.airbase.ru, 3190 пикс.)


Теория

Наиболее авторитетные источники (*) сходятся на том, что численность авиагруппы "Кузнецова" по проекту составляет 50 (пятьдесят) летательных аппаратов, а именно: 26 Су-27К (Су-33), 4 Ка-252 РЛД (Ка-31), 18 Ка-27(ПЛ), 2 Ка-27ПС. Разработчик проекта (Невское ПКБ) даёт 40 ЛА (ссылка 1 ), Министерство обороны - 36 (12 Су-33 и 24-! Ка-27, ссылка 2 ). Разброс значений вызван, скорее всего, учётом/неучётом ЛА на полётной палубе (около 30% , конкретнее - 14/36 ). С другой стороны, по (условным) нормам проектирования (один ЛА на 1000 т стандартного - А.Ш. водоизмещения, ссылка 3 ) получается 46-47 самолётов и вертолётов, по оценке автора блога (D п олн /1250) - 47 (**).

(*) Помимо непосредственного участия В. Заблоцкого в строительстве и испытаниях авианесущих крейсеров, доверие к его данным вызвано тем, что автор приводит не только стандартное, нормальное и полное водоизмещение (что само по себе производит впечатление), но и соответствующие им средние осадки с точностью до сантиметра (! ), . демонстрируя тем самым высший пилотаж в области технической литературной маринистики.
(**) Стандартное водоизмещение ТАВКР пр. 11435 - 46 540 т, полное - 59 100 т .

Практика

За 25 лет (без 13 дней) в составе ВМФ СССР и РФ "Адмирал Кузнецов" записал в свой актив семь боевых служб: пять в Средиземном море и две в северо-восточной Атлантике. За исключением самой первой БС, точное количество ЛА, находившихся на его борту, неизвестно, однако есть наблюдения коллеги Polikarpoff (участника forums.airforce.ru), который зафиксировал бортовые номера всех Су-33, попавших в кадр в видео- и фоторепортажах ( ссылка 4 ) (автор блога готов подтвердить достоверность информации по БС 2013-2014 г.г.). Ниже приведены все имеющиеся данные по авиагруппе ТАВКР во всех его дальних походах:

1 ) 23.12.1995-22.03.1996 , Средиземное море - 26 ЛА : 13 Су-33 (б/н 61, 64, 65, 67, 76, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 88 и опытный 109 синий), 2 Су-25УТГ, 11 Ка-27/27ПС/29 ( * ) ;
2 ) 27.09-24.10.2004 , Северная Атлантика - минимум 7 Су-33 ( 60, 67, 68, 80, 82, 85, 88 ) и 2 Су-25УТГ ( 07, 14 ) ;
3 ) 23.08-14.09.2005 , Северная Атлантика - из-за обрыва троса аэрофинишёра потерян Су-33 б/н 82 , по др. бортам - н/д ;
4 ) 05.12.2007-03.02.2008 , Средиземное море - минимум 10 Су-33 ( 60, 61, 66, 72, 79, 80, 81, 86, 87, 88 ) и 2 Су-25УТГ ( 08, 11 ) ;
5 ) 05.12.2008-27.02.2009 , Средиземное море - минимум _ 8 Су-33 ( 60, 61, 64, 68, 72, 76, 81, 88 ) и 1 Су-25УТГ ( 08 ) ;
6 ) 06.12.2011-17.02.2012 , Средиземное море - минимум 10 Су-33 ( 62, 66, 68, 76, 77, 78, 80, 81, 86, 87 ) ;
7 ) 17.12.2013-17.05.2014 , Средиземное море - минимум _ 6 Су-33 ( 62, 66, 68, 76, 77, 78 ) (БС 2-7 - только замеченные машины) .

( * ) Во время перехода от Ирландии к Гибралтару корабельная группа СФ попала в шторм, из-за чего было принято решение отложить планировавшиеся полёты до прибытия в Средиземное море . . Данный факт интересен тем, что позволяет косвенно оценить вместимость ангара, т. к. в штормовых условиях все 26 летательных аппаратов, вероятнее всего, были убраны с полётной палубы.

Понятно, что приведённая перепись бортов (скорее всего - неполная) не отражает реальной "самолётовместимости" авианосца, а лишь констатирует нехватку Су-33 в состоянии лётной годности и, возможно - подготовленного лётного состава. При этом, хронический некомплект авиагруппы не только действует на нервы, но и в значительной степени принижает боевые возможности "Кузнецова" в глазах вероятных противников и потенциальных союзников.


Илл. 2. ТАВКР "Адмирал Кузнецов", Атлантика, 18.01.2008 (фото от Slava2014 , forums.airbase.ru, 3160 пикс.)

Геометрия ангара

Авиационный ангар ТАВКР пр. 11435 имеет габариты 153 х26,0 х7,2 м, площадь 3 980 м2 и объём 28 640 м3 , он занимает 57 % длины и 74 % ширины корабля по КВЛ (у "Нимица" - 66 % и 82 % ). Самолётоподъёмников - два (16х14 м): перед "островом" и за ним, оба - по правому борту. Система транспортировки ЛА в ангаре - полуавтоматическая цепная, из ангара на платформы подъёмников - с помощью тягачей. . Перед подъёмниками имеются поворотные круги для быстрой ориентации ЛА килём к борту.

На сегодняшний день наибольший вклад в понимание вместимости ангара, без сомнения, внёс коллега paralay - автор схемы, размещённой ниже (илл. 3). Проверка с пристрастием:) показала хорошее соответствие её элементов имеющимся данным: габаритов ангара, расположения и длины подъёмников, пропорций Су-33 со сложенными крыльями, стабилизаторами и штангой ВТГ и Ка-27 со сложенными лопастями (20,7 х7,4 и 12,25 х4,0 м ). Кажущаяся неправдоподобность очень плотного размещения самолётов - "валетом" (*) по четыре в ряд, опровергается следующей за схемой фотографией (илл. 4). Единственное замечание касается разбросанности вертолётов по свободным "пятачкам" - на практике они, скорее всего, также швартуются стройными рядами ( илл . 1 2 ). Кроме того, не следует забывать, что кроме ЛА какая-то часть площади ангара занята машинами для их обслуживания (пожарными, газоструйными, тягачами - илл. 13).

(*) "Валет" родился ровно 40 лет назад: "Проектная вместимость ангара [ТАВКР пр. 1143] составляла 22 летательных аппарата, но после посещения в 1975 году "Киева" Министром обороны маршалом А. Гречко, потребовавшим увеличить число летательных аппаратов в полтора раза, схему размещения машин в ангаре пересмотрели. После отмены министром запрета на обязательный зазор между ними в 0,75 м и разрешения ставить самолёты "валетом", . вместимость ангара увеличили до 36 ЛАК" .


Илл. 3. Схема размещения Су-33 и Ка-27 в ангаре ТАВКР пр. 11435 с paralay.iboards.ru (оригинал - по клику)


Илл. 4. Плотное размещение Су-33 на боевой службе 1995-96 г.г. - "валетом" по четыре в ряд (в ближнем ряду)

Геометрия полётной палубы

На сплошной полётной палубе авианосца длиной 305 м, шириной 70 м и площадью 14 800 м2 предусмотрены три стартовых позиции: №1 и №2 - перед трамплином (разбег 105 м), №3 - в средней части угловой палубы (разбег 195 м), и девять технических - вдоль "острова" и за кормовым подъёмником. Столько же ВПП для корабельных вертолётов (плюс одна "внахлёст" для базового Ми-8) размечены у трамплина и на угловой палубе, по причине чего во время взлётно-посадочных операций самолётных эскадрилий для швартовки вертолётов использованы быть не могут. В этом случае дежурные Ка-31 и Ка-27ПС, потребность в которых может возникнуть в любую минуту, могут ожидать своей очереди на свободном участке палубы, в самой корме по правому борту - там, где на схеме (илл. 5) изображён Як-41М и носовее его . (аналогично тому, как стоит самый левый Ка-29 на илл. 14).


Илл. 5. План полётной палубы ТАВКР пр. 11435 (разрыв по центру - из-за дефекта сканирования). Некоторые обозначения: 6 - ВПП для вертолётов Ка-27/29/31; 9, 10, 20 - Су-33 соответственно на 1-й, 2-й и 3-й стартовых позициях; 26 - расчётная точка касания палубы гаком самолёта; 27 - ВПП для вертолёта типа Ми-8; 31 - Су-33 на технической позиции; 32 - СВВП Як-41М на технической позиции

Швартовка на свежем воздухе

Даже после беглого предварительного ознакомления с особенностями ангара ТАВКР становится понятно, что на комфортное базирование в отапливаемом брызгозащищённом помещении полноценной авиагруппы, соответствующей водоизмещению корабля, надеяться не приходится. Нет и другого способа нарастить численность ЛА на борту, . кроме как возить их на полётной палубе в течение всей боевой службы - и в шторм, и в холод. Касательно отрицательных температур и вызываемого ими обледенения можно сказать сразу: в Арктику и зимнюю Северную Атлантику с авиагруппой, усиленной "палубными" ЛА "Кузнецову" дорога заказана. . Речь может идти разве что о нескольких дежурных самолётах и вертолётах . (например, 2 Су-33, Ка-31 и Ка-27ПС), отогреваемых в ангаре на ротационной основе.

По части шторма (качки, заливаемости и шквального ветра) дела обстоят несколько лучше. Говорят, что у авианосцев ВМС США с их 20-метровой высотой надводного борта проблем в свежую погоду не бывает совсем - до палубы волны просто не достают, а швартовка ЛА по-штормовому позволяет не тревожиться о небоевых потерях ценных боевых единиц (хотя от этого конечно, никто не застрахован) (*). Почти 17-метровая высота борта у 11435 (против 13,5 м у других 1143) позволяет думать, что и у него с заливаемостью всё более-менее благополучно, а полувековой опыт эксплуатации палубных ЛА - надеяться, что наши сегодняшние "швартовки" (найтовы) ничуть не хуже американских (**).

(*) Американский техник, служивший на "Корал-Си" в красках рассказывает о том, . как однажды чуть не улетел за борт на своём "Скайхоке", а наш соотечественник, обслуживавший Як-38 на "Минске" - о потере слава Богу пустой машины на одной из БС в экваториальных широтах : ссылка 5 . Стоит обратить внимание на следующие факты из воспоминаний американца: каждый "Скайхок" крепили девятью цепями - по три на каждую стойку шасси, а когда было получено предупреждение о возможной встрече с тайфуном . (это уже не шторм, это - ураган ), . руководитель полётов приказал дополнительно закрепить машины штормовыми концами - тремя стальными тросами. Самолёты в ангар не убирали .

(**) "Все узлы крепления самолётов рассчитаны на крен до 40 градусов, при этом на одном узле могут возникнуть усилия до 10 тонн, а мы их рассчитывали и испытывали двойной нагрузкой на 20 тонн и таких узлов на каждый самолёт было четыре. Вертолёты крепились шестью цепями. В 1988 г. на "Баку" в Северной Атлантике мы попали в жесточайший шторм, который продолжался неделю и бортовая качка достигала 25 градусов при включённых успокоителях... ни одного самолёта на палубе не было (по ней проносились потоки воды), все в ангаре, но ни один самолёт не был сорван с креплений, которые аналогичны тем, какие есть на полётной палубе" (В. Бабич - ссылка 6 ).

Обманчивая малогабаритность МиГа

В своё время Су-33 (Су-27К) чуть было не потерял место на палубе авианосца из-за того, что его габаритная ширина, значительно б"ольшая, нежели у МиГ-29К образца 1988 г. (9,8 против 7,8 м), не позволяла разместить на борту достаточное количество машин. В результате конструкторы ОКБ Сухого сотворили маленькое чудо, сложив крыло не на половине длины консоли, а на 1/4 от центроплана (а вместе с ним - ещё и стабилизатор), в результате чего "Сухой" стал на 40 см компактнее МиГа ! На сегодняшний день ситуация повторяется с точностью до наоборот - в том смысле, что теперь уже МиГ-29К с крылом, складывающимся на середине консоли, сдерживает наращивание авиагруппы ТАВКР (об этом чуть позже).

Илл. 6 . Подпись - на иллюстрации. Примечание: "Габаритная ширина самолёта со сложенным крылом (без подвесных устройств - балочных держателей, авиационных катапульт и АПУ - А.Ш. ) - 7,46 м. Размах стабилизатора - 7,695 м" .

На илл. 6 изображён МиГ-29КУБ для ВМС Индии, однако надежда на то, что в ходе "русификации" корабельного МиГа его крыло было оптимизировано под ангар 11435, рушится после просмотра фотографий самолётов первой партии (б/н 31 и 50), на которых хорошо видно, что линия складывания консоли находится на том же самом месте, что и у индийского "прототипа" (илл. 15, 16). Надеяться на то, что крыло бортов выпуска 2014-2015 г.г. устроено иначе, было бы наивно. Маловероятно, что вопрос об уменьшении габаритов МиГа не поднимался вовсе - скорее всего, на одном из межведомственных совещаний _ было принято решение не включать в ОКР переделку крыла, чтобы не задерживать принятие нового самолёта на вооружение МА ВМФ.

Поиграем в самолётики

Для решения поставленной задачи - оценки реального (достижимого на практике) состава обновлённой авиагруппы "Кузнецова" - на базе компоновки paralay в меру скромных возможностей автора была нарисована новая схема размещения ЛА в ангаре авианосца. Результат не то чтобы оправдал ожидания, но и не разочаровал - в ангаре помещается три двухзвенных самолётных эскадрильи (одна Су-33 и две МиГ-29К) и одна вертолётная, итого 32 летательных аппарата (илл. 7).

Гораздо больший эффект от внедрения в авиагруппу МиГов (по сравнению с исходным вариантом paralay ) можно было бы наблюдать при доработке крыла МиГ-29К с целью уменьшения габаритной ширины. Как видно на илл. 8, в этом случае в ангаре можно было бы разместить на четыре машины больше, сделав одну штурмовую (истребительно-бомбардировочную) эскадрилью трёхзвенной и доведя общую численность ЛА до 36 .


Илл. 7. Вариант размещения ЛА в ангаре ТАВКР пр. 11435 при штатном складывании крыла МиГ-29К(УБ)


Илл. 8. Вариант размещения ЛА в ангаре ТАВКР пр. 11435 при "местосберегающем" складывании крыла МиГ-29К(УБ)

На полётной палубе, в условиях не слишком сурового климата, могут быть дополнительно размещены (пришвартованы) 12 самолётов (три Су-33 на стартовых позициях и ещё один "Су" и 8 МиГов - на технических) и минимум два вертолёта. По боевой тревоге можно будет быстро поднять в воздух звено тяжёлых истребителей, обеспечив тем самым дальнюю разведку и ПВО на угрожаемом направлении. Далее - по обстоятельствам : либо насыщать "Сухими" воздушное охранение, либо поднимать первую волну МиГов для атаки береговых целей или корабельной группировки противника. При пустой палубе (в варианте "всё в ангаре") порядок действий примерно тот же : сначала на кормовом подъёмнике "из гаража выезжают" 4 Су-33, на носовом - Ка-31 и Ка-27ПС, затем - остальные "Сухие" или МиГи.

Заключение

По мнению автора, изложенное выше достаточно убедительно демонстрирует возможность базирования на 11435 полноценной авиагруппы, значительно расширяющей область боевого применения не только отдельно взятого корабля, но и ВМФ РФ в целом. Разумеется, о подлинной "полноценности" можно будет говорить только тогда, когда полётной палубы коснутся колёса шасси долгожданного самолёта РЛД, и, если российским авиаконструкторам удастся создать "хокай", способный взлетать без катапульты (с 3-й стартовой позиции), . такую машину можно будет увидеть уже на "Кузнецове". Пока же российский авианосец будет располагать авиагруппой примерно такого состава :

46 летательных аппаратов, около 80% которых представляют собой первоклассные истребители и истребители-бомбардировщики, а 70% могут базироваться в ангаре - совсем неплохой результат. Остаётся только пожелать, чтобы РСК МиГ доработало-таки крыло своего самолёта с целью доведения численности авиагруппы до заветных 50 машин. Другое пожелание относится к офицерам Управления кораблестроения и вооружения ВМФ, учёным Крыловского научного центра и конструкторам Невского ПКБ, работающим над обликом нового авианесущего корабля: для минимизации влияния бурной погоды и отрицательных (арктических и субарктических) температур на боевой потенциал СФ и ТОФ флоту нужны авианосцы с больш"ими ангарами - настолько большими, насколько это технически возможно.

Источники (через дефис может быть указан номер страницы).

1. Ю. Апальков "Ударные корабли", М., Моркнига, 2010.
2. В. Заблоцкий "Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", "Морская коллекция" №7/2005, приложение к журналу "Моделист-конструктор".
3. А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея", М., РА Интервестник, 2003.
4. С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин, "Атомный авианосец USS Nimitz ", "Морская коллекция" №7/2008, приложение к журналу "Моделист-конструктор".
5. Г. Белов "Атлантическая эскадра. 1968-2005", М., Горизонт, 2015.
6. А. Фомин "МиГ-29К: основное оружие новых индийских авианосцев", журнал "Взлёт" №2/2005.


Илл. 10. Ангар "Кузнецова": справа вблизи - кормовой подъёмник, вдали - носовой, прямо - поворотный круг, "гайки" на переднем плане (на удалении выглядят как заклёпки) - швартовочные узлы (фото от sam7 с forums.airbase.ru, 2650 пикс.)

Илл. 11 . Относительно свободное размещение Су-33 в ангаре ; хорошо видны (особенно при увеличении) швартовочные узлы (с прорезями по типу замочных скважин) и цепные "швартовки" - швартовочные приспособления, найтовы (дата и автор - н/д)


Илл. 12 . Размещение вертолётов Ка-27 "стройными рядами" в полупустом ангаре - с большими зазорами между машинами (судя по всему, при необходимости зазор может быть значительно уменьшен) (17.12.07, информация об авторе отсутствует)

Илл. 13. "Автоколонна №063": мало кто из водителей категории C может похвастаться навыками вождения в открытом море:) (фото от Slava2014, forums.airbase.ru)

Илл. 14. Кормовой участок полётной палубы "Адмирала Кузнецова" во время БС 1995-96 г.г. .. Интерес представляет Ка-29,. пришвартованный так,. чтобы не мешать . проходам самолётов над палубой с касанием . и посадке на аэрофинишёры


Илл. 15. МиГ-29К б/н 31 "синий" из первой партии (4 машины, конец 2013 г.) со сложенными консолями крыла, 26.08.2015 (фото vechernin с russianplanes.net)


Илл. 16. МиГ-29КУБ б/н 50 "синий" из первой партии (4 машины, конец 2013 г.) со сложенными консолями крыла, 26.09.2015 (фото Антона Громова с russianplanes.net)

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» является тяжелым авианесущим крейсером, пятым по счету в СССР, единственным в своем классе в составе ВМФ РФ, базирующемся в Северном флоте. Функционал – защита морских соединений от агрессии вероятного противника и поражение крупных надводных целей. Входит в число 1-го ранга кораблей и нуждается в командире в лице капитана 1-го ранга. В походах на борту находятся вертолеты Ка-29 и Ка-27 и самолеты Су-33 и Су-25УТГ.

1. Фотографии

2. Видео

3. Постройка

Постройка его относится к 1982 году. Крейсер отличался от предшественников возможностью посадки и взлетов с него самолетов традиционной схемы, обновленных вариантов , и Су-25. Для этого были оборудованы трамплин для взлета и увеличенная полетная палуба.

Крейсер был спущен на воду в конце 1985 года, после этого была произведена достройка на плаву. Тогда же были оборудованы помещения, были произведены погрузка и монтаж авиационно-технических средств, электрооборудования, систем кондиционирования и вентиляции.

В 1989 году крейсер в недоукомплектованном и недостроенном состоянии был выведен в море. Там были проведены летно-конструкторские испытания самолетов, которые впоследствии были размещены у него на борту. После их завершений в том же году крейсер был достроен. В следующем году он неоднократно выходил в море для заводских и госиспытаний.

4. Тактико-Технические характеристики

4.1 Размерения

  • Длина - 305,0 м
  • Длина по ватерлинии - 270 метров
  • Ширина наибольшая - 72 метра
  • Ширина по ватерлинии - 35,0 м
  • Осадка - 10,0 м
  • Стандартное водоизмещение - 43 тыс. тонн
  • Полное водоизмещение - 55 тыс. тонн
  • Максимальное водоизмещение - 58,6 тыс. тонн

4.2 Энергетическая установка

  • Паровые турбины - 4 × 50 тыс. лошадиных сил
  • Количество котлов - 8
  • Количество винтов - 4
  • Мощность турбогенераторов - 9 × 1500 киловатт
  • Максимальная скорость - 29 узлов
  • Дальность плавания на максимальной скорости - 3850 миль при скорости 29 узлов
  • Экономическая скорость - 18 узлов
  • Максимальная дальность плавания - 8000 миль при скорости 18 узлов
  • Автономность - 45 дней

4.3 Вооружение

По состоянию на 2014 год в составе авиакрыла располагаются 17 вертолетов и 20 самолетов:

  • 14 палубных истребителей Су-33 (и ещё 7 Су-33 находятся на хранении)
  • 2 палубных истребителя К
  • 2 палубных учебно-боевых истребителя КУБ
  • 2 учебно-тренировочных самолета Су-25УТГ
  • 15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС
  • 2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31

Кроме этого, крейсер имеет на вооружении:

  • 12 × ПКРК 4К80 «Гранит»
  • 24 × ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
  • 8 × ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)
  • 2 × РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)
  • 6 × АК-630

4.4 Экипаж

  • Экипаж - 1960 человек
  • Авиаперсонал - 626 человек
  • Командный состав - 55 человек

5. Служба

Осенью 1989 года на крейсер в первый раз сел один самолет и в тот же день совершил вылет другой. В августе следующего года на крейсере начались госиспытания, в ходе которых он прошел 16200 миль, и с него было совершено 454 полета самолетов.

В январе 1991 года крейсер был принят в состав Северного флота. В декабре он перешел по периметру Европы для прибытия на место базирования в Мурманскую область. В 1992-1994 гг. продолжались разнообразные испытания судна, а также его авиагрупп и вооружения. Также раз в три-четыре месяца корабль выходил в море и участвовал в учениях.

В конце 1995 года он отправился на боевую службу в Средиземное море, встав у берегов Туниса через две недели после выхода из порта, где стоял 10 дней. Там состоялся обмен визитами с флотом США. 2 марта крейсер принял участие в учениях ПВО многоцелевой авиагруппой, где Су-33 отработал перехваты крылатых ракет и самолетов. В конце похода корабль участвовал в командно-штабных учениях СФ. В марте 1996 года крейсер прибыл к месту базирования. Всего за время похода он обнаружил две иностранных подлодки, перехватил 12 воздушных целей, провел стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением. Но за это время возникало множество проблем с главной энергетической установкой.

Поэтому в течение следующих двух лет он ремонтировался. Затем принимал участие в учениях и проходил боевую подготовку. В 2000 году он участвовал в спасательной операции, связанной с аварией подлодки К-141 «Курск».

До 2004 года крейсер планово ремонтировался. После в составе девяти кораблей он принял участие в походе в Северную Атлантику, в его рамках был испытан Су-27КУБ. В 2005-2007 гг. проходил боевую службу. В 2007 году был совершен поход на боевую службу в Средиземное море, окончившийся через два месяца. Благодаря этому ВМФ РФ возобновил присутствие в Мировом океане.

В конце 2008 года в ходе ремонта были обновлены системы кондиционирования воздуха, главная энергоустановка, механизмы для подъема самолетов на летную палубу, отремонтировано котельное оборудование. Также были восстановлены отдельные блоки систем вооружения, и произошла замена кабельных трасс. Через три года, крейсер с группой кораблей СФ взял курс на Сирию.

6. Перспективы

Согласно госпрограмме развития вооружений ГПВ-2020 до 2020 года строительство авианосцев совершаться не будет.

В 2014 году крейсер находится в боевой готовности, а в 2013 принял участие в учениях СФ. После пройденного ремонта вошли в строй головной ракетный комплекс «Гранит» и около 70% зенитной артиллерии, почти восстановлен функционал средств наведения и наблюдения. Уровень укомплектованности авиацией позволяет проводить боевую подготовку.

В первом полугодии 2014 года запланировано провести на предприятии «Севмаш» замену системы оружия, радиоэлектронное оборудование и скорее всего, силовую установку.

Сейчас же возможности крейсера невозможно полностью использовать из-за отсутствия самолетов ДРЛОиУ и недостатка численности авиагруппы. А Су-33 не могут наносить удары, а только перехватывают их.

Поэтому до 2015 года эти самолеты заменят более функциональными К в количестве двадцати машин. Два таких истребителя уже несут службу вместе с Су-33 и Су-25УТГ в корабельном палубном авиаполке, базирующемся на «Адмирале Кузнецове».

С 2002 года в Комсомольске-на-Амуре были модернизированы и отремонтированы 19 истребителей.

В феврале 2014 года 8 Су-33 находились в походе на борту авианосца, шесть размещались на аэродроме полка в Североморске, а семь находились в этом городе на хранении.

По информации на апрель 2014 года велась разработка электромагнитной капсулы.

7. Оценка проекта

Притом, что «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» это первый советский полноценный авианосец (у которого есть возможность принимать посадки с высокими боевыми качествами и самолеты горизонтального взлета), его разработчики не смогли полностью удалить недостатки ТАКР первого советского класса. Взлеты и посадки на нем выполняются затруднительно по причине единственного направления для старта. Проблемы эти появились после ставки на замену полноценных паровых катапульт.

Также на крейсере нельзя управлять тяжелыми самолетами, аналогичных ДРЛО. Поэтому крейсер мог осуществлять загоризонтное обнаружение только с помощью вертолетов ДРЛО с малым радиусом действия.

8. Командиры крейсера

Командирами крейсера являлись:

  • Капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987-1992);
  • Контр-адмирал И. Ф. Санько (1992-1995);
  • Контр-адмирал А. В. Челпанов (1995-2000);
  • Капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000-2003);
  • Капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003-2008);
  • Капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008-2011);
  • Капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011)