Текущие (операционные) и финансовые бюджеты. Операционные бюджеты Операционное бюджетирование

Виды бюджетов

Общий подход предполагает формирование общего бюджета – скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов – операционного и финансового бюджетов.

Операционный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия.

Операционный бюджет включает в себя:

1.1. Бюджет продаж.

План продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов, которые по существу исходят из информации, определенной в бюджете продаж.

1.2. Бюджет коммерческих расходов.

В этом бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. За разработку, а затем исполнение бюджета коммерческих расходов может нести ответственность отдел продаж.

1.3. Производственный бюджет.

После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении определяется количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции на конец периода, о наличии продукции на начало бюджетного периода и о количестве единиц продаж разрабатывается производственный график.

1.4. Бюджет закупки/использования материалов.

В этом бюджете определяются сроки закупки, виды и количества сырья, материалов и полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для удовлетворения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предполагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на оценочные закупочные цены на эти материалы, получают бюджет закупки материалов.

1.5. Бюджет трудовых затрат.

Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции или услуг на норму затрат труда в часах на единицу, В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда.

1.6. Бюджет общепроизводственных расходов.


Этот бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Этот бюджет имеет две цели: интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и, аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат.

1.7. Бюджет общих и административных расходов.

Представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, и необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде. Разработка этого бюджета необходима для обеспечения информации, которая требуется для подготовки бюджета денежных средств, а также для целей контроля этих расходов. Эта информация также необходима для определения финансового результата деятельности предприятия в планируемом периоде. Большинство элементов этого бюджета составляют постоянные затраты.

1.8. Прогнозный отчет о прибылях и убытках.

На основе подготовленных периодических бюджетов необходимо разработать прогноз себестоимости реализованной продукции, используя данные бюджетов использования материалов, затрат труда и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих затрат и общих и административных расходов можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Следует отметить, что составление именно этого отчета является последним шагом при подготовке операционного бюджета.

Операционный бюджет – документ, содержащий схему доходов и расходов предприятия. Его составляют несколько статей, которые характеризуют группы затрат и поступлений средств. В зависимости от специфики работы бюджет организаций будет различаться. В статье рассмотрим, что такое операционный, финансовый бюджеты, их состав и предназначение.

Понятие бюджета, виды операционных смет на предприятии

Бюджет – это план, который подробно характеризует доходы и расходы предприятия. Его составляют как для отдельных подразделений, так и для всей организации в целом. Это необходимо для того, чтобы четко ориентироваться на показатели затрат и финансовых результатов. В целях наиболее полного отражения информации и удобства ее использования, различают разные виды планов. Но вне зависимости от направленности деятельности предприятия формируют общий бюджет. Его составляют блоки отдельных финансовых планов, скоординированные в одно целое.

Разработку общей картины расходов и доходов предприятия начинают с формирования операционного бюджета. Он напрямую зависит от направленности деятельности предприятия и может включать в себя следующие планы:

  • продаж – присутствует в общей смете любой компании, является основой для других бюджетов, показывает поквартальный и помесячный объем продаж в целом по предприятию и по каждому виду продукции в натуральных и стоимостных показателях;
  • запасов готовых изделий, товаров – содержит данные о запасах ТМЦ по подразделениям и предприятию в целом, нередко его объединяют с производственным бюджетом;
  • производства (в т. ч. по отдельным видам затрат: труда, прямых материальных, накладных);
  • расходов управленческих – содержит информацию об административных затратах;
  • расходов коммерческих – объединяет затраты по реализации продукции (реклама, транспортные услуги, комиссионные сборы и прочее);
  • производственных расходов – позволяет вычислить производственную себестоимость изготовленной продукции.

Состав операционного бюджета – выбор отдельной организации. При его определении стоит помнить, что сметы в его структуре являются источником информации для бюджетирования.

Характеристика бюджета продаж

Первым шагом в создании общего плана доходов и расходов предприятия является разработка сметы продаж. Это операционный бюджет, который содержит информацию о предполагаемых объемах реализации, стоимости продукции и доходах. Чтобы правильно сформировать показатели, необходимо постоянно анализировать и изучать рынок, чем обычно занимается отдел маркетинга.

В процессе составления бюджета реализации специалисты решают вопросы о том, какие категории продукции будут выпускаться, а также каковы их объемы и стоимость продаж. Учитывается и процент покрытия расходов в текущем и последующих месяцах. Рассматривается необходимость планирования безнадежной задолженности.

Операционный бюджет продаж должен соответствовать следующим требованиям:

  • отражен квартальный или месячный объем реализации в стоимостных и натуральных показателях;
  • его формирование происходит на основании категорий покупателей, сезонности и географии продаж, спроса на изделия;
  • включает в себя размер ожидаемого денежного потока от реализации;
  • прогноз выручки от продаж содержит коэффициенты инкассации, которые информируют о соотношении оплаченной в текущем/последующем месяце продукции и безнадежной задолженности.

При составлении бюджета продаж применяют такие понятия, как выручка, прибыль, затраты. Последние подразделяют на переменные и постоянные. Переменные затраты изменяются в прямой пропорциональности к динамике производства продукции. Иными словами, чем больше выпущено изделий, тем больше возникло переменных расходов. Сюда можно отнести оплату материалов и сырья, труда и социальных отчислений работникам и т. п. Постоянные же затраты не зависят от объемов производства. К ним относят, например, амортизацию, арендные платежи, управленческие расходы.

Составление бюджета продаж

Смету формируют в стоимостных и натуральных показателях по кварталам или месяцам. Натуральные величины высчитывают с учетом сезона продаж, а стоимостные - в зависимости от уровня инфляции или изменений курсов валюты. Операционный бюджет реализации составляют по следующему алгоритму:

  1. Рассчитать плановые объемы продаж в натуральных измерителях по каждому виду продукции и групп клиентов.
  2. Рассчитать и произвести учет плановых остатков на складах в пределах их минимально допустимого объема.
  3. Определить закупочные и реализационные цены с учетом инфляции, размер плановой реализации с учетом сезонности (сумма прироста/снижения и показателей продаж предыдущего месяца).
  4. Вычислить планируемый объем закупаемого товара, используя формулу: Об = Об п + О к – О н, где Об п – планируемый объем продаж, а О к и О н – остатки на складе на конец и начало периода соответственно.
  5. Определить объем продаж за месяц для каждого вида продукции по установленным ценам.
  6. Вычислить динамику сбыта и динамику цен на период составления бюджета.
  7. Определить годовой объем продаж по месяцам и продуктам периода.

Экономисты считают целесообразным одновременно с формированием сметы продаж составлять план коммерческих расходов. Это объясняется тем, что составляют их одни и те же специалисты, используя взаимосвязанные показатели.

Бюджет коммерческих расходов

Затраты на продвижение продукции напрямую связаны с объемом продаж, поэтому после плана реализации обычно приступают к формированию сметы коммерческих расходов. К ним относят затраты на:

  • комиссии, причитающиеся посредникам;
  • оплату транспортных услуг;
  • упаковку и тару;
  • рекламу;
  • хранение;
  • покрытие прочих расходов (представительские, складирование, сортировка и т. п.).

Операционный бюджет в части коммерческих затрат при формировании напрямую соотносят с объемом продаж, указанном в плане реализации. Причем большинство расходов планируют в процентах к количеству сбыта.

Смета запасов ТМЦ

Бюджет запасов продукции характеризует остатки на складе по каждому виду изделий, а также в разрезе подразделений и предприятия в целом. Его формируют в стоимостных и натуральных показателях. Смету запасов ТМЦ выделяют отдельно или же включают в состав производственного бюджета. Рассчитывают его дважды за период: на начало и конец. На начало установленного срока указывают размер предполагаемых остатков, который включает в себя продукцию:

  • отгруженную с ненаступившим сроком оплаты;
  • неоплаченную покупателями в срок;
  • находящуюся у покупателей на ответственном хранении;
  • фактически или ожидаемо оставшуюся на складе.

Операционный бюджет предприятия по запасам ТМЦ на конец периода включает в себя остатки на складах продукции в размерах, нормативно установленных, и отгруженных товаров с ненаступившим сроком оплаты. Допустимый размер запасов вычисляют по формуле: З к = Н д × В д × Ц ед, где:

  • Н д – норматив запаса продукции в днях;
  • В д – количество изделий, выпускаемых за один день;
  • Ц ед – планируемая стоимость за единицу продукции.

Показатель Н д формируют затраты времени на упаковку, оформление документов и комплектование партии. Полученное значение запасов ТМЦ – условие ритмичных поставок и бесперебойных отгрузок изделий.

Операционные бюджеты организации формируются по собственному усмотрению. Предприятие вправе объединить план запасов со сметой производственных затрат. Но если возникает необходимость более точно отразить ТМЦ на складе на начало и конец периода, то составление отдельного плана запасов продукции положительно скажется на их учете.

Производственные затраты

Производственный операционный бюджет предприятия может состоять из нескольких статей доходов и затрат, которые полностью характеризуют процесс изготовления продукции. Обычно его образуют 4 составляющие, перечень которых в конкретных условиях может быть расширен.

После составления сметы продаж и запасов приступают к формированию плана производственной программы в натуральных измерителях. На основании данных бюджета реализации и количества запасов на конец периода высчитывают необходимые объемы изготовления продукции. После чего становится возможным составить полный план производства в денежных измерителях по каждому виду изделий.

Полученные данные становятся основой для составления других операционных бюджетов. Например, владея информацией о производственных объемах, можно разработать план прямых материальных затрат. Его содержание делят на три основные части:

  • потребность в основных материалах;
  • смета МПЗ на начало и конец периода;
  • план закупки материалов.

Они напрямую связаны между собой: на основе показателей потребности в материалах составляют план закупки, в который входят МПЗ.

Бюджет операционных затрат в части прямых производственных расходов формируют, опираясь на следующий алгоритм:

  1. Определение основных видов материалов и сырья, необходимых для изготовления продукции.
  2. Вычисление норм расхода материалов и сырья, приходящихся на единицу продукции.
  3. Составление прогноза изменений в части прямых материальных затрат в связи с пересмотром норм расхода, цен на МПЗ.

Иные прямые затраты на сырье и материалы определяют при помощи умножения ставки в рублях на единицу продукции и предполагаемого объема реализации в каждом месяце периода.

Смета прямых затрат на оплату труда

Одну из наибольших частей затрат в процессе изготовления продукции составляет оплата труда работникам основных цехов. Определить ее размер можно по сформированному ранее плану производственной программы, который определяет общее количество рабочего времени. Величина затрат напрямую зависит от системы оплаты, установленной организацией, и трудоемкости процесса изготовления продукции. Последний показатель определяют по каждому виду изделий в человеко-часах или часах. Заработную плату рабочих основного производства рассчитывают в денежных единицах, умножая каждый трудовой час на установленное тарифное значение.

Бюджет операционной деятельности предприятия в части прямых затрат на оплату труда составляют по следующему алгоритму:

  1. Определить категории переменных расходов, величина которых будет изменяться в течение бюджетного периода пропорционально объему продаж.
  2. Рассчитать нормативные значения трудоемкости по каждому виду изделий и стоимость 1 человеко-часа. На основании полученных значений определить общую величину прямых трудовых затрат.
  3. Указать в плане возможную индексацию заработной платы.
  4. Составить смету прямых трудовых затрат на необходимый бюджетный период и график выплаты вознаграждений за труд.

Бюджет общепроизводственных расходов

Общепроизводственные расходы относят к числу накладных. Возникают они неоднородно, что приводит к разнице в расчетах. Большая часть общепроизводственных расходов направлена на обслуживание и содержание оборудования и иных средств труда. Кроме этого, сюда относят затраты на:

  • амортизацию имущества, используемого при изготовлении продукции;
  • страхование ОС;
  • коммунальные платежи по содержанию производственных помещений;
  • оплату аренды имущества;
  • оплату труда работникам вспомогательных и обслуживающих цехов;
  • иные управленческие расходы.

Разработка операционного бюджета в части накладных расходов начинается с классификации затрат на переменные и постоянные. После чего формируют смету, опираясь на следующий алгоритм действий:

  1. Определить расходы на эксплуатацию и содержание средств труда.
  2. Выделить общецеховые затраты.
  3. Составить сметы по статьям важных общепроизводственных расходов.
  4. Выделить среди них постоянные и переменные (условно-постоянные) затраты.
  5. Определить размер планируемых затрат на оплату труда.

В целях контроля некоторые предприятия составляют план-график по общепроизводственным расходам на каждый месяц, который необходимо исполнять.

Смета управленческих затрат

Накладные операционные расходы бюджета подразделяются на два дополнительных плана. Составление бюджета коммерческих затрат было рассмотрено выше, т. к. для удобства многие специалисты рекомендуют формировать его сразу после определения объема продаж.

Управленческие расходы включают в себя затраты на содержание административного персонала и некоторые мелкие хозяйственные нужды. Их относят к постоянным расходам, оказывающим влияние на показатель прибыли. Поэтому планирование их величины сопровождается установлением лимитов, представляющих собой фиксированные суммы на бюджетный период.

Калькуляция производственной себестоимости

Составление операционного бюджета завершается вычислением себестоимости произведенной продукции, которую образуют прямые и накладные затраты. Имеющиеся бюджетные планы позволяют рассмотреть соотношение производственных расходов и объемов готовых изделий. Проводя качественный анализ показателей, предприятие сможет действенно их контролировать и планировать.

В ходе экономического управления организации могут понадобиться иные вспомогательные, операционные и финансовые бюджеты. Они играют исходную роль в подготовке и обработке необходимой информации для составления основного плана доходов и расходов.

Операционный бюджет позволяет предприятию в зависимости от его организации планировать текущую экономическую деятельность. При формировании плана в первую очередь составляют смету объема реализации, на основе которой происходит дальнейшее бюджетирование. Постепенно учитывая все составляющие затрат, экономист переходит к созданию документа доходов и расходов, компоненты которого уже определены. После чего составляется прогноз баланса на будущий период.

Операционный бюджет - англ. Operating Budget , являются тщательно детализированными бюджетами, которые составляются с целью управления текущими расходами. Они отличаются от других типов составления бюджетных стратегий, которые могут включать позиции, учитывающие проведение будущих операций или дополнительные расходы, которые будут осуществляться вне рамок основного бюджета. Операционный бюджет должен гарантировать не только наличие средств, которые необходимы для непрерывного функционирования бизнеса, но и распределить их наиболее эффективным образом.

Практически любая организация проектирует и выполняет операционный бюджет. Независимо от размера компании составление этого типа бюджета помогает определить, какой размер дохода необходимо получить, чтобы продолжить вести деятельность на прежнем уровне. Некоммерческие организации также составляют годовой бюджет, который отражает ожидаемую сумму пожертвований и других источников доходов, которые будут использоваться для покрытия расходов. Операционный бюджет может составляться даже домохозяйствами, поскольку он облегчает определение видов и размера ежемесячных расходов.

Операционный бюджет для бизнеса будет, главным образом, включать статьи расходов, которые возникают из месяца в месяц на постоянной основе. Например, они будут включать заработную плату сотрудников, а также сопутствующие расходы на социальный пакет, как, например, медицинское страхование. Бюджет будет также тщательно планировать производственные расходы, чтобы поддерживать непрерывное функционирование компании на таком уровне, который позволяет получать прибыль. Во многих случаях операционный бюджет учитывает и планирует платежи по долговым обязательствам, включая выплату процентов по кредитам.

Фундаментом при составлении операционного бюджета является оценка рабочей нагрузки, необходимой для поддержания операционной деятельности бизнеса. Это обычно представляется как полные рабочие единицы, идентифицированные по статьям затрат, которые связаны с операционной деятельностью. Структурирование бюджета на основе достоверной информации облегчает создание операционного бюджета Часто эта информация важна для решения задачи оптимального распределения денежных средств между различными подразделениями компании, чтобы они могли эффективно осуществлять свою деятельность.

Как и в случае с любым другим типом бюджета, в операционный бюджет время от времени могут вноситься поправки или осуществляться корректировки. Это может быть вызвано такими факторами, как изменение размера доходов, запуск новой линейки продуктов, открытие новых или закрытие старых подразделений, изменения в потребительском спросе и т.п. Поэтому в операционный бюджет обычно закладывается определенная степень гибкости, которая позволяет менеджерам по мере необходимости принимать решения об увеличении или сокращении некоторых статей расходов.

К операционным бюджетам относятся:

Бюджет продаж

Бюджет запасов

Бюджет производства

Бюджет потребностей в материалах

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Бюджет общепроизводственных расходов

Бюджет цеховой себестоимости

Бюджет коммерческих расходов

Бюджет капитальных вложений

Бюджет продаж.

В бюджете продаж указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанавливается на основе объема реализации.

На базе проведенного рыночного анализа отделом маркетинга, договорам намерений, договорам купли продажи, заключенными отделом продаж и поступивших заявок на покупку продукции формируется бюджет продаж продукции предприятия

Бюджет продаж составляется на сроки:

5-15 лет перспективный план продаж;

1-12 месяцев тактический план продаж;

10 дней оперативный план продаж.

На основании данного бюджета составляется план возникновения и погашения обязательств по ГП и план движения денежных средств (план поступления денежных средств от продажи ГП).

Таким образом, входными данными для данного бюджета являются:

Существующие договора;

Поступившие заявки на приобретение продукции;

Рыночный анализ;

Бюджет остатков готовой продукции.

И на основании этих данных формируется следующие выходные данные бюджета продаж:

Бюджет продаж (план продаж по менеджерам);

План возникновения и погашения обязательств;

План поступления и расходования денежных средств

Бюджет запасов.

Запасы включают в себя запасы готовой, незавершенной продукции и материалов. Запасы необходимы предприятию для бесперебойного функционирования.

Бюджет запасов бывает:

Бюджет входящих остатков запасов;

Бюджет выходящих остатков запасов.

Бюджет производства.

В бюджете производства определяется количество продукции, которое предполагается произвести исходя из намеченного объема продаж и потребностей в запасах готовой продукции. Бюджет производства формируется в натуральных показателях и денежном выражении. После того как сформирован бюджет производства по предприятию производится формирования бюджетов производства по цехам.

Бюджет производства составляется на следующие сроки:

На год поквартально;

На квартал помесячно;

На месяц.

Бюджет потребностей в материалах.

Бюджет потребностей в материалах составляют в натуральном и стоимостном выражении. Его цель - определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода. Бюджет потребностей в материалах составляется в целом по предприятию и по разбивке по цехам.

Бюджет потребностей в материалах составляется на следующие сроки:

На год поквартально;

На квартал помесячно;

На месяц.

На основании данного бюджета составляется план возникновения и погашения обязательств по материалам и план движения денежных средств (план закупок по материалам).

Бюджет прямых затрат на оплату труда.

Бюджет прямых затрат на оплату труда составляйся на базе бюджета производства. Назначение данного бюджета - определить прямые (переменные) издержки на заработную плату в соответствии с составленным ранее бюджетом производства.

Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем полученную трудоемкость выпуска умножают на стоимость 1 чел. (т.е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (видам работ, участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты.

Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется на следующие сроки:

На год поквартально;

На квартал помесячно.

На месяц.

Бюджет общепроизводственных расходов.

Общепроизводственные расходы включают в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Эти затраты могут быть как переменными, так и постоянными.

Назначение данного бюджета - определить издержки, связанные с теми категориями производственных и операционных затрат. К числу таких затрат в зависимости от специфики производства можно отнести: электроэнергия, вода, некоторые материалы.

Бюджет общепроизводственных расходов составляется на следующие сроки:

На год поквартально;

На квартал помесячно;

На месяц.

Бюджет цеховой себестоимости.

Бюджет цеховой себестоимости продукции сводит воедино затраты на материалы, заработную плату, организацию и подготовку участков и цехов с учетом изменения запасов незавершенного производства. Структура бюджета цеховой себестоимости продукции зависит от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии, т.е. от того, включаются ли постоянные затраты в себестоимость продукции. В любом случае необходимо сохранить разделение на постоянные и переменные затраты, причем переменные затраты необходимо указать отдельно для каждого вида продукции.

Затраты на материалы есть произведение норм расхода материалов на цену этих материалов: исходные данные берут из бюджета потребности в материалах. Издержки на оплату труда определяют из бюджета прямых затрат на оплату труда. Общепроизводственные затраты переносят из соответствующего бюджета, причем если на предприятии применяется директ-костинг, то на виды продукции эти затраты не распределяют, а включают общей суммой в себестоимость продукции, реализованной заданный период.

Бюджет коммерческих расходов.

В бюджет коммерческих расходов включают издержки текущего характера, связанные с реализацией продукции, маркетинговой деятельностью (исследование рынка, мероприятия по стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с потребителями и т.п.). Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменные.

Бюджет общехозяйственных расходов

Бюджет общехозяйственных (административных) расходов составляют по тому же принципу, что и бюджет общепроизводственных расходов

Бюджет капитальных вложений

При наличии каких либо инвестиционных проектов на предстоящий бюджетный период разрабатывается бюджет капитальных. В данном бюджете определяется за счёт каких средств будет происходить финансирование капитальных вложений. И если не будет хвать своих источников, то разрабатывается планы привлечения инвестиций и кредиты банков для реализации планируемых целей.

Финансовые (основные) бюджеты

К финансовым бюджетам относятся:

Бюджет прибылей и убытков

Прогнозный баланс

Бюджет прибылей и убытков

Бюджет прибылей и убытков (доходов и расходов) представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.

Основной смысл бюджета доходов и расходов -- показать руководителям компании эффективность ее хозяйственной деятельности в предстоящий период, а проще говоря, -- будет прибыль (валовая, операционная, чистая -- любая), превышение доходов над расходами или нет. Бюджет доходов и расходов позволяет также установить лимиты (нормативы) основных видов расходов, целевые показатели (нормативы) прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления и т. п.

В сущности бюджет доходов и расходов -- это прогнозирование структуры себестоимости выпускаемой компанией продукции (точнее, ее стоимости в отпускных ценах) на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных затрат, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли. Бюджет доходов и расходов (финансовых результатов) до некоторой степени соответствует форме № 2 “Отчет о финансовых результатах” бухгалтерской отчетности, установленной в России, и показывает структуру доходов и расходов. Но в бюджетировании в отличие от формы № 2 БДиР составляется не только для предприятия, фирмы и других юридических лиц, но и для отдельных проектов, бизнесов или центров финансовой ответственности.

Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год), принятый в компании, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Индикативно, т. е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДиР (например, объем продаж, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до двух-пяти лет. Важно также, что внутри бюджетного периода БДиР (бюджет доходов и расходов) должен иметь достаточно подробную (опять же в том виде, как это установлено бюджетным регламентом данной конкретной компании) разбивку на подпериоды. Эта разбивка зависит от степени технической и организационной подготовленности компании к постановке бюджетирования. Как минимум разбивка БДиР осуществляется помесячно (бухгалтерская отчетность, как известно, ведется поквартально). Во многих случаях, когда руководителям предприятия или фирмы необходима более оперативная информация о состоянии финансов, в разрезе отдельных видов бизнеса, БДиР может иметь подекадную или, лучше, понедельную разбивку бюджетного периода по крайней мере на первые два квартала этого периода. При составлении индикативных БДиР достаточна помесячная разбивка на периоды более одного года. Поскольку БДиР отражает структуру себестоимости продукции конкретного вида бизнеса, проекта, ЦФО или структурного подразделения (предприятия или фирмы в целом в случае сводного бюджета), по нему можно судить о рентабельности производства (норме прибыли), массе прибыли и возможностях погашения кредита. С его помощью можно рассчитать точку безубыточности, определить лимиты основных видов затрат, сумм перечислений вышестоящим органам управления (отчисления от прибыли, погашение общеорганизационных расходов и т. п.) по результатам хозяйственной деятельности на бюджетный период.

Бюджет движения денежных средств

Бюджет движения денежных средств (БДДС) -- это, в сущности, план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или фирмы, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров или контрактов) поступления авансов и предоплаты за поставляемую продукцию, наличных денежных средств, а также задержки поступлений за продукцию, отгруженную ранее (дебиторская задолженность). Важность этого документа в бизнесе все время возрастает. Хотя не только у нас, но и за рубежом еще совсем недавно должного внимания ему в управлении не уделялось. И сегодня именно БДДС является главным документом в системе внутрифирменных бюджетов. Если у вас есть БДиР, смета капитальных и первоначальных затрат или инвестиционный план, но все доходы и расходы не увязаны друг с другом во времени (по срокам) и по условиям поступления и использования, то можете считать, что бюджетирования в вашей компании нет ни в каком, даже самом убогом виде.

Составление БДДС (бюджета движения денежных средств) призвано обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия или фирмы на предстоящий период. Если в бюджете доходов и расходов в какие-то периоды могут быть запланированы убытки (в сущности, они неизбежны, если речь идет о становлении нового бизнеса или крупной технической реконструкции производства, например) в расчете на то, что будущая прибыль перекроет убытки прошлых лет, то в БДДС все поступления денежных средств в любое время должны превышать их использование в тот же период. Так называемое конечное сальдо в БДДС должно быть обязательно положительным. Неденежный поток должен быть положительным, а именно конечное сальдо.

БДДС составляется на весь бюджетный период (обычно на один календарный год) с максимально возможной детализацией внутри него. Составлять данный бюджет индикативно на срок более одного года возможно и целесообразно лишь в определенных случаях, когда требуется более жесткий контроль за ликвидностью операций. Например, когда реализация бизнеса требует постоянного привлечения внешних финансовых ресурсов. Внутри бюджетного периода БДДС в принципе должен иметь более детальную разбивку на подпериоды, чем БДиР, поскольку его главная задача -- обеспечить планирование бизнеса и контроль за его ликвидностью, разрыв которой (т. е. образование отрицательного конечного сальдо) нежелателен даже на один день.

Поэтому, если БДиР составляется с помесячной разбивкой, то БДДС также должен иметь как минимум помесячную разбивку, а лучше -- более детальную (например, подекадную, понедельную, а лучше -- по банковским дням, хотя бы на первые один-шесть месяцев бюджетного периода).

Поэтому при составлении БДДС лучше ориентироваться не на абстрактные финансовые потоки, а на воображаемое движение расчетного счета вашего предприятия и фирмы. Конечное сальдо -- это не что иное, как остаток денег на расчетном счете (плюс касса) после совершения всех операций за соответствующий период.

В доходной части бюджета движения денежных средств (поступления) отражаются все источники денежных поступлений, т. е. те денежные средства, которые реально могут поступить на расчетный счет компании в данный бюджетный период. Если по условиям договора или контракта предполагается предоплата или реализация в кредит (передача товара на консигнацию), то неизбежно образуется разрыв между реализацией (отгрузкой) товара и связанными с ними расходами и притоком части денежных средств (части выручки от реализации) на счет компании. И стоимость отгруженных товаров (например, чистая выручка или продажи за данный бюджетный период в бюджете доходов и расходов) не будет совпадать (может оказаться меньше) с объемом поступивших денежных средств за тот же бюджетный период. Для контроля за этим явлением необходимо составить так называемый график погашения дебиторской задолженности, т. е. установить ожидаемый порядок возврата благодарными потребителями тех сумм, которые они задолжали вашему предприятию или фирме за ранее поставленную продукцию или оказанные услуги.

Вместе с тем все расходы (согласно бюджету доходов и расходов в данный бюджетный период), связанные с выпуском товарной продукций и получением чистой выручки от реализации, предприятие или фирма понесут и должны будут их оплачивать (списывать со своего счета), но уже в порядке, предусмотренном не вашими потребителями, а вашими поставщиками (комплектующих, материалов, работ и т. п.). И если окажется, что остатки денежных средств на начало бюджетного периода (вступительное сальдо) и все деньги, полученные из всех источников за определенное время (бюджетный подпериод -- месяц, декада, неделя и т. д.), будут недостаточны для покрытия расходов, запланированных согласно бюджету доходов и расходов, а также другие виды затрат в соответствующий бюджетный период (например, на капитальные вложения в связи с технической реконструкцией предприятия), то руководители фирмы будут вынуждены предпринимать шаги по поиску дополнительных источников денежных средств на соответствующий бюджетный период (взять кредит в банке или найти иную форму привлечения внешних финансовых средств, эмитировать акции, зачеты, использовать способы снижения дебиторской задолженности и т. п.).

Текущей деятельности. Различают следующие виды операционных бюджетов.

1. Бюджет продаж. В зависимости от производственных мощностей, поставленных целей на будущее, рынков сбыта рассчитывается плановый объем продаж исходя из прогнозируемого количества продукции и плановых цен. Расчеты производятся по видам продукции. Составление данного вида бюджета является обязательным для всех предприятий . Формы его на различных предприятиях могут отличаться друг от друга в зависимости от специфики.

2. Бюджет производства. Рассчитывается плановый объем производства. За основу принимается бюджет продаж и остатки готовой продукции. Расчет данного вида бюджета необходим для формирования производственной программы.

3. Бюджет прямых затрат материалов и сырья. Рассчитывается на основе норм расхода материалов на единицу производимой продукции, прогнозных данных бюджета производства остатков сырья и материалов на складах, рыночных цен. В данном бюджете формируется объем закупок материально-технических ресурсов. Данные формируются как в денежном, так и в натуральном выражении. Этот вид бюджета характерен для производственных и строительных предприятий.

4. Бюджет прямых затрат труда. Рассчитывается общий объем затрат на привлечение трудовых ресурсов. Исходные данные: бюджет производства. Используется система нормирования труда.

5. Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по накладным расходам с разбивкой по статьям: амортизация, электроэнергия, расходы на страхование и т. д. 6. Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Рассчитывается на основе данных об остатках сырья и материалов в натуральных единицах, запасов готовой продукции, о ценах и себестоимости. В организациях с длительным производственным циклом может составляться бюджет незавершенного производства наряду с бюджетом запасов или вместо него. В строительных организациях по аналогии может также составляться бюджет незавершенного строительства.

7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка постоянных расходов. Состав же по статьям зависит от многих факторов, в том числе и от специфики деятельности предприятия.

8. Бюджет себестоимости реализованной продукции. Рассчитывается на основании предыдущих операционных бюджетов на основе методики исчисления себестоимости, утвержденной на предприятии.

В зависимости от вида деятельности на предприятии могут доминировать по значению те или иные виды бюджетов.

Так, например, на производственном предприятии основным для расчета издержек выступает бюджет производства, в торговых предприятиях – бюджет продаж. Если же предприятие занимается одновременно несколькими видами деятельности, то для каждого направления бизнеса необходимо выбрать свой операционный бюджет, а также определить порядок консолидации для свода данных по всему предприятию.