Пути повышения мотивации младших школьников. Как мотивировать ребенка к учебе Низкая мотивация к обучению в начальной

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова - «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной - от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так - и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой » предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так - и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе - процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и .
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию - вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл; отрицательное отношение к школе - 0 баллов.

25 - 30 баллов - высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 - 14 баллов - низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу , не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку , он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника , например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний , если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье , разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад , не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

В статье представлено большое количество советов по улучшению мотивации школьников к учебе для родителей и учителей. Вы узнаете как необходимо мотивировать ребенка к учебе, как прививать любовь к самому процессу обучения, какие есть стимулы и поощрения.

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.

11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.

18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

20. Любите ребенка.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Предоставление частичной свободы выбора.

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.

Эта тема волнует каждого родителя. Все семьи так или иначе встречают проблему мотивации к учёбе. В рамках нашего проекта “Подросток: инструкция по применению” мы решили узнать из первых уст о том, как решить этот вопрос.

Немного о мотивации к учёбе - почему я хочу рассказать о ней

Часто родители не знают, как заинтересовать ребенка учебой? А когда

заинтересовать не получается, появляется вопрос о том, как заставить ребенка учиться в школе.

Когда я сказала маме, что пишу эту статью, мама попросила меня дать ей ее почитать, когда я закончу. Ей давно интересно, как заставить моего брата учиться. Мама перечитала кучу статей о том, как повысить мотивацию к учебе у подростков, но не было ни одной такой, какая бы давала действенные советы о том, как поднять мотивацию к учебе. Поэтому я попытаюсь написать именно такую статью. Сейчас, от лица этого самого подростка, которого нужно заинтересовать учебой, я расскажу, что об этом думаю.

Заставлять и мотивировать

Иногда родители спрашивают, во сколько же лет лучше отправлять ребенка в школу? В 5, как поступают многие занятые и современные мамы; в 6, по стандарту; или в 7, как раньше? Причиной такого вопроса часто становится то, что родители боятся ответственности, причем не своей. Психологи отвечают, что нужно сделать это только когда он будет готов. Одна моя одноклассница пошла в школу в 8 лет. Когда она шла в школу, то она не была готова. И даже сейчас, спустя 9 лет, не думаю, что она готова. Что я подразумеваю под словом “готов”? Заинтересован и смотивирован. Перед поступлением в школу, очень важно объяснить сыну (дочери), зачем это нужно, что он(а) от этого получит, почему это интересно и т.д. Когда этого нет, то и желания учиться тоже нет. И тогда приходится заставлять. Я всегда училась с радостью, была отличницей, на все олимпиады отправляли именно меня. Так что, когда через 3 года после начала моего обучения, в школу пошел мой брат, все были просто в шоке от того, что он крайне незаинтересован. Конечно, вопросы о том, как заинтересовать ребенка 2 класс и как заинтересовать ребенка 3 класс - совершенно разные. И ответы на эти вопросы сильно отличаются.

Но теперь, анализируя, хочется вынести несколько общих правил по поводу того, как стоит относиться к нежеланию ребенка учиться.

  1. Помогите найти своему ребенку хобби - думаю, Вы уже поняли, что в учебе он совсем 0. Но обратите внимание на его сильные качества. Может быть, единственный предмет, по которому у него хорошие оценки - труды? Или Ваш ребенок умеет готовить? А что если у него есть слух? Чтобы сделать его успешным, Вы должны развивать его со всех сторон и обращать свое внимание на то, к чему у него есть способности.
  2. Не ставьте для него планок в учебе - Часто Вы говорите ему, что он должен иметь оценку как минимум 4 (5) по определенному предмету? Вы прекрасно знаете, что самая высокая оценка, которую он получал на этом уроке - 3. Он будет чувствовать себя виноватым, не более.
  3. Верьте в своего него - Просто попробуйте купить ребенку вспомогательную литературу по тому предмету, который он не понимает. Никогда не открывает учебник по физике? Так объясните ему, что 5 минут в день - и через время у него будут совсем другие результаты.

Мотивация для учебы в школе - это выбор между “заставлять” и “мотивировать”

Выбирать Вам.

Нужно ли заставлять ребенка учиться?

Если же Вы все-таки выбрали заставлять, то задумайтесь, так ли это полезно и будет ли это иметь плоды?

Кто угодно, а особенно подросток, воспримет это принуждение как лишение свободы, а, как известно, свобода входит в перечень главных ценностей у человека. Очень часто словами “троечник”, “отличник”, “хорошист” оценивают не усилия детей, а их самих. Это больно, но это так.

Заставлять не стоит, однозначно. Нужно помочь, послушать, подумать над проблемой.

Если мотивировать, то как?

Если Вы выбрали мотивировать и не знаете, как это сделать правильно, то эта часть для вас.

Когда я начала писать эту ее, то спросила у своего друга, что он думает по этому поводу. Он ответил, что старания нужно поощрять, т.е. дарить подарки за успехи. Мне бы хотелось поспорить с ним по этому поводу, потому что на подарок за каждую хорошую оценку никаких денег не хватит, но часто для родителей этот способ кажется самым простым и надежным.

Мое же видение заключается в том, что нужно учить маленького человечка учиться самому, без подарков и обещаний, потому что лучшим поощрением всегда будет результат и, очень возможно, успех.

В новом 21 веке все меняется буквально каждую минуту, и, если раньше для успеха было достаточно отучиться 10 лет в школе и 4 в университете, то сейчас учиться приходится постоянно. Профессии нового века - программист и копирайтер, - требуют постоянного получения новых знаний.

Хотите успеха для Вашего ребенка? Стараться придется в первую очередь Вам. На эту тему пишут много, я изучала советы специалистов, и вот какие выводы могу сделать:

  • когда делаете уроки с ним, постарайтесь не кричать
  • принимайте любые его увлечения
  • научите его технической грамотности
  • отвечайте на любые его вопросы
  • научите его читать, очень может быть, что он просто не нашел ещё подходящую книгу
  • не рассказывайте, а показывайте (домашние опыты, например, - это очень прикольная штука)

Мотивация на учебу школьника - вещь тонкая. Важно заинтересовать, заставить взглянуть с другой стороны, показать плюсы того или иного занятия.

Упражнения на мотивацию к учебе младших школьников:

  1. Письмо - предложите послать письмо кому-нибудь из родных (бабушке, крестной и т.п.). Пусть он сам его напишет, украсит и положит в конверт.
  2. Книга - сходите в библиотеку и возьмите книгу, которая заинтересовала Вашего малыша.
  3. Стихи - выучите с ним стих, приуроченный к ближайшему празднику.
  4. Презентация - научите его делать презентации в PowerPoint и попросите сделать презентацию, например, о вещи, которую он хочет на день рождения.
  5. Интервью - помогите ему составить список вопросов, а вечером возьмите интервью у папы.
  6. Рассказ - попросите написать рассказ про то, что ему близко, к примеру, про нитку и иголку.
  7. Физ. минутка - между выполнением домашних заданий, покажите несколько физических упражнений. Все-таки, нельзя все время сидеть и сидеть.
  8. Видеомотивация на учебу - посмотрите с Вашим чадом видео о том, как, к примеру, украсить свой пинал или о студенческой жизни, которая его ждёт. То есть важно понять что ещё даёт учеба.

Все эти упражнения помогут Вам развивать творчество и привить ему интерес к учебе.

Как заставить ребенка учиться и делать уроки

Я читала автобиографию Нестеровой пару лет назад, и там было несколько страниц о том, как в средней школе она не делала уроки в принципе. То есть, в школе она училась, и все запоминала, а вот дома не делала ничего. Невольно я вспомнила и себя. Как скрещивала пальцы, лишь бы не проверяли домашнее задание, как получала двойки, как выкручивалась, но, все-таки, домашние задания не делала. Что это? Однозначно лень.

Если стоит вопрос: “Как заставить ребенка делать уроки?”, то ответ на него: “Очень просто.” Тут в ход идут принуждения, постоянная проверка и так далее. К сожалению, на своем горьком опыте скажу, что ничего кроме этого Вам не поможет. Нужно, чтобы ребенок хотел учиться. Потому что мотивация ребенка на учебу в школе - это ещё не все. Главное - желание. Нужно научить его быть самостоятельным, объяснить что и зачем нужно. Хорошо, если ребёнок пройдёт специальные и сможет сам выполнять домашние задания.

Научить учиться ребёнка проще и приятнее чем заставить!

Как заставить ребенка хорошо учиться?

Тяжело заставить учиться, а вдвойне тяжело - заставить учиться хорошо. В теории, абсолютно каждый человек может учиться, и даже учиться хорошо. На практике же, это не всегда так. Все зависит от нагрузки, качества подачи материала, количество времени, которое уходит на занятия. Нет одного правильного ответа на вопрос, о том, как помочь ребенку учиться хорошо. Помните, что не все талантливые и умные дети учатся хорошо, и не все отличники талантливы и умны.

Что делать?

  1. В первую очередь, выясняйте причины плохих оценок и постарайтесь избавиться от этой причины.
  2. Общайтесь с ребенком как с другом. Постарайтесь понять его и выясните для себя, зачем Вам, чтобы он учился только на “отлично”.
  3. Поинтересуйтесь, какие планы на будущее у Вашего ребенка и научите его ставить долгосрочные цели.

Как заинтересовать подростка?

Если заинтересовать ребенка 2-3 класса в учебе ещё легко, то мотивация к учебе подростков - штука посложнее.

Учтите, подросток знает, что ему нужно высшее образование, что он хочет хорошо сдать экзамены, чтобы потом работать. Но иногда бывает лень. Часто с толку сбивает количество предметов, которые нужно учить, при том что, как любят говорить подростки, “это мне в жизни не пригодится”. Это уже проблемы образовательной системы, но тем не менее.

Вопросы типа: “О чем ты вообще думаешь на уроках?”, - риторические.Вспоминайте, о чем думали вы в средней-старшей школе. Внушить подростку, что учиться надо, вообще очень тяжело. И сколько раз Вы бы не повторили, что без учебы не будет работы, без работы - денег, он будет так думать только если поймет это сам.

Несколько идей, чтобы мотивировать подростка к учебе:

  • Почитайте/посмотрите с подростком новости. Не заставляйте, просто предложите. Это должно быть что-то о его увлечениях. Позже обсудите это с ним.
  • Распечатайте или напишите цитаты для мотивации к учебе. Они могут быть как на русском, так и на английском, например. Наклейте их на видные места.
  • Подберите красивую канцелярию/тетради, чтобы пользование этими вещами ему было комфортно и приятно.
  • Не перехваливайте. Здесь следует вести себя очень осторожно. Кажется, что похвалить никогда не будет лишним, на самом же деле, Вы подскажете подростку, что он и так слишком хорош.

Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться. Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь. Можно пройти , научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно!

Мотивация к учебе у студентов

Когда вчерашний школьник становится студентом, родители уже не так серьезно следят за учебой. Мол “твоя жизнь, хочешь - учись, не хочешь - работай”. Возможность не ходить на лекции распускает студентов, которые счастливы отдохнуть от школы, но ещё не научились самодисциплине. Отсутствие мотивации к учебе у студентов - дело распространенное, потому что сейчас всем известно: диплом - это просто документ. Никто не идёт работать по профессии, а учиться в ВУЗе нужно только для того, чтобы родители не переживали.

  1. Студент должен постараться найти контакт с преподавателем.
    Преподаватель и студент должны быть друзьями.
  2. Университет - важное место для расширения возможностей, круга знакомых и поиска себя.
  3. В университете важно получать удовольствие от обучения, ходить в университетские клубы по интересам, знакомиться с новыми людьми.
  4. Студенту важно уяснить, что дисциплина - самое главное. Пришел на занятия в первую половину дня - гуляешь всю вторую. Не пришел раз, не пришел два, а на третий уже можно и не приходить.
  5. В университете можно записаться в инициативную группу. Тогда и авторитет появляется, и новые знания, и вставать с постели с утра хочется.

Мне кажется, здорово, когда подростку и ребенку помогают увидеть свою цель, понять зачем ему учиться и прилагать усилия. Хорошо, когда подросток осознанный, и всё сам понимает. Но это бывает далеко не всегда. А слушать родителей тоже бывает тяжело… Поэтому для этой задачи хорошо подходят курсы по. Потому что когда ты находишься компании других ребят, вместе с ними думаешь о своих целях и будущем тебе не хочется сопротивляться. Тебе действительно хочется стать лучше!

В заключение

Мотивация - вещь, без которой невозможно ни в школе, ни во взрослой жизни. Как найти мотивацию для учебы, если он сам не хочет ничего делать? Важно научить искать ее, ради его собственного успеха в будущем.

МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Выступление на Методическом Совете

Учитель Карп Т.В.

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций.

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности (УД).

Учебная деятельность.

Мотивы Цель Действия Контроль Оценка

учения и целеполагание (учебные)

УД имеет определенную структуру (см. схему), которая способствует эмоционально-положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным субъектом УД

Виды мотивации:

1. Мотивация лежащая вне учебной деятельности

«Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

Положительная в двух формах:

Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими)

Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности

Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

  • сосредоточение внимания на учебной ситуации
  • осознание смысла предстоящей деятельности
  • осознанный выбор мотива
  • целеполагание
  • стремление к цели (осуществление учебных действий)
  • стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)
  • самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.

Необходимо понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:

а) Познавательная мотивация


Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.
Ряд современных исследователей прямо считают, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать, прежде всего, в самом начале школьного обучения.
Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке.

Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других – талантливый учитель. Однако проблема закономерного формирования познавательного интереса и у большинства детей остается нерешенной.

Б) Мотивация достижения успеха.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.


в) Престижная мотивация
.

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.

Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.


г) Мотивация избегания неудачи.


У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция - мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей.

К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.


д) Компенсаторная мотивация.

К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.


В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов-с другой.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

Как развивать у школьника интерес к предмету?

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
  • методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Вспомним некоторые требованиях к современному уроку.

С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

  • По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
  • Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
  • Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.
  • Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы одного предмета с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Какие способы повышения работоспособности на уроке необходимо использовать?

Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели . На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.

Примерное содержание таких заданий:

Определите собственные цели занятия (его этапа);

Подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;

Определите важность, значимость изучаемого материала;

Проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;

Сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);

Определите способ решения своей учебной задачи;

Ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;

Определите свои затруднения во время занятия;

Представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др .

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.

Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на формирование учебной мотивации (см. схему):