Резная птица счастья. Архангельская щепная птица и мои открытия. Что делать, если оберег упал

Славянские легенды рассказывают про удивительную птицу. Она способна защитить дом, семью, подарить спокойствие. Легенды стали реальностью - оберег с изображением птицы подвешивали в Красном Углу наши предки.

По сей день она популярна. Легкую птичку из щепок можно купить как сувенир, но практики знают - это мощный домашний оберег. Он защищает детей, помогает сохранять дома уют. С такой птицей не будет грусти и печалей. Она все видит, все знает. Это древняя традиция, которая и сегодня имеет силу.

Для тех, кто хочет защитить дом от порчи, сглаза - птичка станет отличным домашним талисманом. Если вы готовы сделать ее самостоятельно - отлично. Это не так просто, ведь ее конструкция очень замысловатая. Проще купить готовую, ведь сегодня этот талисман вы найдете совершенно разных цветов и размеров. Это один из древних рецептов счастья в семье.

Легенда про Птицу-Солнце

Это было очень давно. В ту пору люди верили в самых разных Богов, а Солнце был главным для них. Далеко на Севере жила семья с маленьким мальчиком. Одной холодной зимой мальчик простудился и заболел, не вставал с кровати.

Отец очень печалился, не было ему счастья, и спросил: «Чего бы тебе хотелось, чем я могу тебе помочь?». Мальчик ответил, что ему очень хочется увидеть Солнце.

Посреди зимы, да еще на Севере Солнце увидеть тяжело - весь день снег да тучи. Отец подкинул еще дров в жаровню, да приметим несколько тонких щепок. Тут же отец понял, что нужно делать.

Он собрал тонких щепок, украсил их тонкой резьбой. Всю ночь он соединял между собой тонкие щепки и лучины, а на утро получилась красивая ажурная птица с большими легкими крыльями. Он повесил нее над жаровней. От теплого воздуха она начала кружиться, поворачиваться во все стороны. Сын проснулся, увидел птицу. В его глазах было много счастья: «Вот же оно, Солнышко, прямо здесь».

После этого сын быстро пошел на поправку, а птица стала домашним оберегом. Больше в доме дети не болели. Эта небольшая история вполне может быть правдой.

Очень давно делаются подобные домашние обереги. Считается, его нужно подвесить над самоваром. От горячего воздуха птица кружится во все стороны, во все уголки дома заглядывает. Если есть где-то нечистая сила или болезнь, то птица ее быстро прогонит, а назад не пустит.

Значение символа Жар-птицы

Славянские легенды и сказки рассказывают про удивительное существо. Жар-птица является одним из самых сильных проявлений Солнца. Она может бороться с нечистой силой посредствам своей мощной солнечной энергии. Все негативное буквально выжигается.

Этот символ является связью между Небом и Землей. По описаниям из легенд, жар-птица большая - размером с павлина. Ее крылья и хвост это языки пламени. Даже одно ее перо уже способно ослепить человека своим сиянием.

Очень часто герой отправлялся на ее поиски чтобы добыть заветное перо. Она питается золотыми райскими яблоками, которые дают мудрость, знания, красоту. Ее перо способно исцелить от многих болезней, убрать нечисть из дома. Злых людей она ослепляла, а добрым наоборот, возвращала зрение.

В европейской мифологии это птица Феникс. Рожденный в огне, умирающий в огне - так по кругу. В славянский мифологии жар-птица умирала осенью, а весной возрождалась. В древние времена в каждом доме был такой талисман, приносящие много счастья. Он очень ценился, ведь нужно было обладать мастерством чтобы его сделать. Это тонкая работа, используются ценные породы дерева - кедр, сосна.

От чего защищает оберег

Оберег защищает от всего темного, злого. Многие наши болезни имеют энергетические корни. Если в доме плохой климат, то болеют дети, домашние животные. В такой дом приходят проблемы, беды. Необходимо нормализовать ситуацию. Эти славянские обереги выглядят очень красиво. Сегодня можно купить себе птицу, сделанную вручную. Считается, что он защитит от:

  • Частых болезней детей и взрослых.
  • Потерь, ограблений, пропаж.
  • От пожаров.
  • Порчи, сглаза, проклятий.
  • Отвадит нежеланных гостей.

Если вы чувствуете, что кто-то пытается увести у вас мужа или жену, делает приворот, то обязательно купите себе этот оберег. Его нужно правильно активировать. Это светлая огненная магия, которая будет стоять на страже вашего покоя и благополучия.

Очень часто женщины ощущают неполадки - муж задерживается на работе дольше обычного, рассеянный, нервный, не может долго оставаться дома. Все это может быть симптомом приворота. Это магическое воздействие может серьезно испортить вашу жизнь.

Повесьте жар-птицу дома - все негативные воздействия прекратятся. Солнечная энергия выжжет их из вашей жизни. Поможет оберег и если ваши дети часто болеют. Присутствие дома теплой живой энергии дерева благотворно влияет на здоровье. Кто-то называет ее птицей счастья. Это действительно так.

Обряд освящения оберега

Оберег обязательно нужно правильно освятить, активировать. Без ритуала это лишь красивая декоративная поделка. Славянские колдуны освящали этот амулет огнем. Для достижения счастья в доме нужно не так много. Купите в церкви 10 восковых свечей, ладан. Ритуал необходимо проводить в солнечный день. Лучше всего - летом, но подойдет просто очень хороший, яркий день.

  1. Выйдите в поле или в парк.
  2. Воткните все свечи в землю, зажгите.
  3. Воскурите ладан, помолитесь своему Святому.
  4. Когда Солнце будет светить ярко, поднимите птицу к небу, скажите:

«Росло дерево в лесу темном, в бору сыром. Росло к небу тянувшись, роняя на землю деточки-веточки. Детям твоим не расти и не цвести, моим болезням и горестям от меня уйти. Огнем сжигаю, беду прогоняю. Все лишнее в огонь, беда иди вон. Господь, помилуй и спаси меня, рабу Божью (имя). Аминь».

Это славянские обрядные тексты, который произносились еще в древние времена. Жар-птица должна быть между небом и землей, освящаться огнем и Солнцем. Она получит заряд очень сильной теплой энергии огненной стихии, а в ваш дом принесет много счастья. Произнесите заветные слова, а потом от себя попросите у птицы помощи, поддержки вашему дому.

Этот оберег нужно будет отнести домой, повесить там, где ваша семья чаще всего проводит время вместе. Если у вас есть маленький ребенок, оберег можно будет временно перевесить над его кроваткой. Не нужно снимать птицу без необходимости.

Раз в год можно протереть ее аккуратно от пыли. Она должна занять достойное место в вашем доме и семье. Славянские легенды не врут, многие удивились эффекту, который принес этот простой обряд.

Что делать, если оберег упал

Если оберег жар-птица упал или сломался на своем обычном месте - это очень дурной знак. Птица защитила вас от серьезной опасности. Это может быть порча, проклятие или очень сильный темный посыл. Стоит прочитать несколько защитных заговоров, сходить в Церковь.

Обереги могут поглощать в себя многие энергетические посылы. Они вбирают болезни, неприятности, травмы. Но когда опасность очень велика, даже самый сильный талисман может не справится. Она возьмите на себя столько негатива, сколько сможет. Талисман стоит на защите вашего счастья столько, сколько может.

Если он сломался - отнесите его к водоему и там сожгите. Пепел нужно развить по ветру. Считается, что жар-птица возродится вновь и снова принесет вам защиту. Вы можете купить новый оберег-птицу, если хотите.

Многие счастливые семьи держат его в доме по 10-15 лет. Он служит верой и правдой, отгоняя все негативное, темное от дома и семьи. Как только вы заметили поломку, тут же идите в церковь - молитесь.

Жар-птица забрала на себя много негативной энергии, но остатки все еще в вашем доме. Каждый угол дома нужно будет окропить святой водой. Никому не говорите о произошедшем. По дороге в церковь молчите, на вопросы не отвечайте. Защита вашего счастья теперь в ваших руках.

Защита для беременной женщины

Славянские верования рассказывают о том, что еще одной функцией жар-птицы было защищать женщин во время беременности, родов. Птица - женский символ. Можно купить птичку специально для такого случая, подвесить ее над кроватью. День и ночь она кружит над постелью, все видит и все знает.

Ночью мы крайне уязвимы, а маги и практики очень сильны. Это время, когда не светит Солнце. На землю выходят духи, сущности. Многие из них добрые, никому не причиняют время. Но среди них много таких, которые только ждут хорошего случая навредить. Жар-птица увидит их и ослепит. Для таких целей выбирайте обереги с зеленой краской на перьях. Она исцеляет болезни, дает облегчение при боли, нормализует все процессы в организме мамы и будущего ребенка. Лучше всего, если кто-то другой совершит обряд освящения амулета.

Считается, что беременной женщине лучше не заниматься магическими практиками именно из-за влияния мира духов. Для счастья в семье используйте этот простой, красивый амулет. Найти их просто. Ярмарки народного творчества, специальные славянские магазины, эзотерические магазины. Там вы сможете купить самые разнообразные поделки.

Эта птица действительно может стать источником счастья в вашем доме. С давних пор и по сей день, она помогает людям защищать дом, домашний уют. В доме, где есть жар-птица, дети болеют реже, люди берегут семейный очаг, а все переживания уходят прочь. Чаще собирайтесь все вместе там, где находится ваш домашний оберег. Там уютнее всего, а разговором, участием и чашкой хорошего чая можно решить любую проблему.

Архангельская щепная игрушка

ПТИЦА СЧАСТЬЯ



Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения.

Технология изготовления сохранилась до наших дней.

Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки.
Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом.
Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.
Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.

Основным местом происхождения считается Архангелогородская губерния, в которую до ХХ века входили территории современных Мурманской, Архангельской областей, беломорские районы республики Карелии и Ненецкого автономного округа (Поморье, Поморская сторона). Одно из оригинальных названий игрушки "Поморский голубок". В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возрадителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище (Лешуконского района, Архангельской области). В деревне сейчас открыт небольшой музей посвященный его творчеству. После нескольких публикаций в центральных СМИ и журналах, о творчестве мастера, промысел по изготовлению «птицы счастья» был восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке, подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок - досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения».

В путевых записках по cеверу России и Норвегии «За волшебным колобком» Михаил Пришвин, описывает голубка так: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди нее свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок». В рассказе Пришвина «По Маймаксе» он упоминает птицу, описывая старика-помора: “А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка - вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек - «вроде как бы Святой дух». Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении голубя, связанным с образом Святого духа.

В советской этнографии также можно найти описание голубя. В конце 20-х годов XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» так описывает птицу: «Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья».

Исследователь Иван Мосеев считает, что «поморский старообрядческий „голубок“ - артефакт этнических и религиозных верований поморского народа».

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси…

В руках народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приемами резьбы, превратился в настоящую скульптуру. Массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове.Работы Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.


Луганчанин Виктор Буйко – единственный в Украине мастер по изготовлению уникальных деревянных талисманов.

Кто бы мог подумать, что в Луганске живет человек, собственноручно изготавливающий красивейших деревянных журавлей, сорок и жаворонков, которые от малейшего дуновения ветра оживают? Удивительно, что равных нет ему по всей Украине. Не один десяток птиц народного мастера Луганщины Виктора БУЙКО эмигрировал за границу: в США, Италию, Испанию, Австралию. Герой материала в настоящее время делает Северную (Архангельскую) птицу по старинным канонам. На Украине технология изготовления этой птицы давно утеряна. Но Виктор Анатольевич сейчас небезуспешно занимается ее восстановлением. Нашему земляку и уникальному человеку посвящена эта публикация.

«Птица счастья», сделанная из ели или сосны, является долгожителем. Родилась она около 300 лет назад на Севере России. В одной таежной деревушке заболел мальчик тяжелой болезнью, против которой народные средства оказались бессильны. Родители уже смирились с тем, что их дитя обречено. Дело было в конце зимы. Ребенок лежал укрытый звериными шкурами и бредил, покрываясь липкой испариной. Рядом, утирая слезы, сидела мать, а отец, время от времени тяжело вздыхая, делал дранки для корзин. Мальчишка в полузабытьи спросил: «Папочка, а скоро лето? Может, когда прилетят птицы – я выздоровею?».

«Скоро сынок, скоро, еще немного – и будет лето», - грустно ответил отец, и вдруг ему в голову пришла мысль смастерить из дерева птиц и подвесить под потолок. Как только он смастерил задуманное, дом будто ожил. От струй теплого воздуха птицы закружились. Мальчишка очнулся, увидел птиц и заулыбался. Когда к нему подошла мама, он попросил кушать, впервые за много дней. Потом, словно по мановению волшебной палочки, ребенок начал поправляться. Когда он выбежал на улицу здоровый и полный сил, то удивленные соседи расспрашивали родителей, чем это они вылечили безнадежно больного сына. Узнав про птиц, стали просить хозяина вырезать из дерева и им такие же.

Таким вот образом деревянной птице приписали чудодейственную силу, она стала «святым духом», хранителем детей, позже – символом семейного счастья. Постепенно появился народный промысел. В глубокую старину обереги были проще, грубее, так как, согласно языческим верованиям, птицу можно было делать только определенным числом прикосновений ножа к дереву. Часто над птицей произносились заклинания, но они, к сожалению, не дошли до наших дней. В настоящее время сохранилась традиция птицу не украшать, не раскрашивать и, что самое главное, птица делается из двух брусочков – цельных деталей (туловище с хвостом и оба крыла), которые потом между собой соединяются. Какая из этого всего получается красота – вы можете увидеть на фотографии.

Вы не обо мне пишите, а о птицах!

Виктор БУЙКО – человек скромный. С его дочерью Натальей я познакомилась случайно, собирая материал для своей очередной статьи. Она торгует различными сувенирами и поделками народных умельцев Луганщины на алее в сквере им. Тараса Шевченко. Когда она давала мне номер телефона своего отца, то предупредила, что он к прессе относится настороженно и, скорее всего, не захочет общаться.

«О нем местное телевидение даже хотело снять передачу, но он отказался», - пояснила Наталья.

Виктор Анатольевич оказался и правда человеком скромным, но встретиться согласился.

Он является членом Луганского областного народного клуба «Левша» при областном Центре народного творчества. Сейчас на пенсии, параллельно подрабатывает сторожем.

«Про меня писать не надо, вы о птицах людям расскажите», - несколько раз он повторял во время нашей беседы. К нам в редакцию народный мастер Луганщины принес коллекцию своих птиц. От мала до велика деревянные обереги расположились на столе.

«Это не естественное их состояние, они должны быть подвешены и парить в воздухе от любого дуновения ветра, даже если ты просто прошел мимо нее», - переживал Виктор Буйко за своих красавиц.

Над каждой из них наш он трудится около двух суток. Потом птички отправляются на прилавки реализаторов или же в какие-нибудь художественные салоны искать дорогу к сердцу людей.

- Виктор Анатольевич, когда же вы научились делать «птиц счастья»?

В 1995 году я прочитал о существовании молодежного православного центра в г.Москве. Его руководитель Константин КОЗЛОВ приглашал людей на работы по восстановлению церквей. Замечательный, кстати, был человек. Я с ним дружил многие годы после знакомства. А в 1996 году от этой организации поехал в город Белозерск, что на севере Вологодской области. В нашей группе было много молодежи, нас ожидал тяжелый физический труд. Мы занимались расчисткой развалин монастырей, церквей и исторических зданий в этом древнем городе.

- За этот тяжелый труд, надеюсь, достойно платили?

Что вы! Я поехал полностью за свой счет и питался тоже за свои деньги. Мало того, мне никто ничего не платил. Это была добровольная общественная работа.

- Я удивлена… Почему же вы приняли такое решение?

Во-первых, поездка была недолгой всего лишь 20 дней. Во- вторых, мне это нужно было для саморазвития. Меня интересовали те края, там прекрасная природа, люди. Я хотел собственными глазами на все посмотреть.

Народный мастер с теплотой вспоминает своего друга и наставника Юрия ШАДРИНОВА. Именно он научил Виктора Буйко делать «птиц счастья».

«У него золотые руки, - вспоминает мой собеседник. - Он все умеет! И дом построить, и картину нарисовать, и настоящее кружево по дереву вырезать. А создание птиц – это было его хобби, баловство, можно сказать. Работал он в Центре ремесел города Белозерска главным специалистом, а его жена там была директором. Я сходил на пару занятий к Юрию Алексеевичу, а потом за чашкой чая и беседой расспросил, что да как делать с деревом».

- Вы помните свою первую птицу?

Да, конечно. Это был 1998 год. Она совсем не была похожа на эти, что лежат перед вами. Она была менее красивая. Я сдал ее под реализацию в художественный салон, который находится на площади героев ВОВ, возле русского драмтеатра. Через какое-то время думаю: «Дай-ка я зайду, посмотрю, как там моя птичка поживает». Захожу, смотрю, стоит женщина и вертит птицу в руках - рассматривает. А продавщица мне подмигивает и говорит: «Тссссссс, мол, не спугни». В общем, купила эта женщина мою птичку и отослала ее в Италию, в качестве подарка.

- И в каких же странах живут ваши птицы счастья?

В Италии, Испании, Австралии, Скандинавии….Это то, что сейчас с ходу вспомнил. Раньше я записывал даже в блокнот, куда продаются мои работы.

- Расскажите о технологии создания такого чуда.

У меня есть четыре вида птиц по размаху крыльев: 12, 14, 18 и 20 см. А есть совсем маленькие. Делаю я их из сосны и ели, но в основном, из сосны. Беру сырье у одной частной фирмы на ж/д вокзале. Она занимается изготовлением мебели и распилкой древесины. Всегда мне дают хорошие добротные дрова, за что им большое спасибо. Прихожу домой, сажусь на кухне и начинаю делать заготовки. Птица состоит всего лишь из двух деталей, туловища (от головы до хвоста) и крыльев, которые потом между собой соединяются с помощью клея. В процессе изготовления распариваю птичку, чтобы придать форму крыльям, чтобы они не полопались, сушу, потом опять распариваю и снова сушу. Для изготовления птички надо два ножа. Один основной, которым делаю практически всю работу по дереву и другой - специальный тонкий, с помощью которого нарезаю перья.

Виктор Анатольевич, говорит, что для создания деревянного шедевра должно прийти нужное настроение. Бывает даже не хочешь иной раз что-то делать, пребываешь в скверном расположении духа, а сядешь, поработаешь с деревом – и все, как рукой снимает, на душе воцаряются мир и спокойствие.

Несколько лет подряд наш герой ездил на День Независимости в Киев на Андреевский спуск, чтобы продать свои работы. Готовился к этому событию заранее, бережно и с любовью откладывал на продажу птичек в специальный ящик. Каждый год двадцать четвертого августа Виктор Буйко и его супруга везли около пяти десятков птиц в столицу. Но в этом году подобная поездка не планируется.

Каждый киевлянин на день Независимости считает необходимым пойти на Андреевский спуск и оставить там энное количество денег, ибо на этот праздник в город-герой съезжаются народные умельцы со всей Украины и России.

«Птица счастья» - источник позитивной энергии


Деревянные обереги несут в себе колоссальную энергию.

«Был у меня такой случай, - вспоминает мой собеседник. - Стою продаю птиц на ул.Советской. Денег совсем нет, так надеюсь, что кто-нибудь купит мою работу. Тут подходит женщина, вытягивает кошелек. Думаю: «Ну все, есть сегодня деньги на хлеб». А она достает ниточку, а на ней гайка - и она начинает над птицей водить…Нитка начала сильно раскачиваться и потенциальная покупательница говорит: «Ох, какая сильная энергетика у ваших птиц. Я экстрасенс – сразу это почувствовала». «Вы бы лучше птичку купили», - говорю я ей, совсем расстроившись.«Денег нет», - вздохнула женщина и ушла восвояси.

У Виктора Буйко есть двенадцатилетняя внучка Катя, но для него она – просто Цыпленок. Именно таким ласковым словом он ее называет. Я интересуюсь, принимает ли внучка участи в создании «птиц счастья».

«Сейчас она как-то охладела к этому занятию, - отвечает Виктор Анатольевич. - А когда была поменьше, то брала так бережно птиц в руки и целовала. Просила у меня: «Деда, дай мне дерево и нож». Я ей вырезал из дерева нож, и она им пыталась что-то мастерить, копируя мои движения. »

- Вы бы хотели кому-нибудь передать свои знания и навыки работы с деревом?

Конечно. Но такое добро кому попало не передашь. Внучка сейчас потеряла к этому делу интерес, да и не женское это занятие. Пока не появилось в моей жизни человек, которому бы я мог передать свои мастерство. Это должен быть человек с душой, чтобы он сам захотел учиться. Есть у меня одна мечта. И однажды она чуть не воплотилась в жизнь. Когда я торговал на Советской птицами, ко мне подошел покупатель – мужчина, мы с ним разговорились. Он купил птиц для друга, который живет в США и для себя. Сейчас уже не помню, как его зовут, он сам был из области, какой-то мелкий бизнесмен. Каждые выходные этот знакомый приезжал в Луганск и мы регулярно с ним общались. Как-то он мне говорит: «Не хочешь ли поехать в США обучать своему ремеслу американские группы?». Обещал помочь деньгами и я уже чуть ли не паковал чемоданы. Но потом он резко пропал. Через знакомых я узнал, что он попал в больницу с сердечным приступом и потом его родственники повезли на операцию в Москву. С тех пор от него ни слуху ни духу. Это было в 1999 году.

Мой собеседник тяжело вздыхает. Говорит, что птица должна обязательно попасть в руки хорошего человека. И ее ни в коем случае нельзя выбрасывать, если она поломалась – только сжигать. Птицу дарят близким людям, друзьям, молодым на свадьбу, новоселам. Раньше секреты изготовления оберегов передавались из поколения в поколение, и считалось за честь заниматься подобным ремеслом.

Виктор Буйко – уникальный мастер. Без преувеличения скажу, что он – гордость Луганска. Жаль, что в век информационных технологий такие мастера мало кого интересуют. Потому и предпочитаем мы вешать в свои дома китайские обереги по фэн-шуй, ставить денежных жаб во все углы, но не знаем о существовании приносящей в дом удачу и испокон веков почитаемой славянами «птицы счастья».

Марина Чубенко,"Время Луганска"

Для изготовления птицы нужны простые инструменты, которые есть в каждом доме: рубанок, нож, напильник (плоский и круглый), картон, ножницы, линейка, карандаш, а также материал (сосновые брусочки), из которого делают птицу.

Размеры птицы, а также форму головы, туловища и перьев не привожу, они могут быть любыми, что зависит от вкуса мастера.

Изготовить "птицу счастья" не очень сложно, хотя и необходимы большое терпение и аккуратность.

Прежде всего нам понадобятся два бруска из мелкослойной сосны. При этом обратите внимание на то, чтобы годовые слои обязательно были строго параллельны длиннику бруска и, разумеется, древесина бруска должна быть без дефектов. Из одного бруска вытачивают туловище с хвостом птицы (рис. 3). Из другого - крылья (рис. 4). Для того, чтобы точно изготовить перья необходимо заранее вырезать из картона шаблон.

Есть у древесины замечательное свойство — расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон. Но и позже, когда появились пилы, деревенские зодчие предпочитали изготавливать доски для кровли по старинке. И вот почему. Пила, перерезая древесные волокна, открывала доступ влаге внутрь доски, и от этого она быстрей загнивала. У колотой доски цельность волокон не нарушалась, а значит, и кровля из таких досок служит дольше.

Уже давно на смену кровельным доскам и щепе пришли жесть и шифер, а на смену светцу с березовой лучиной — электросветильники, но люди по-прежнему продолжают использовать, чудесную способность древесины раскалываться вдоль волокон. Их привлекает высокая декоративность колотой древесины: ее блеск, красивый текстурный рисунок и сочные янтарные оттенки.

Настенное панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, научитесь правильно колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента: обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении и в радиальном. Если полено раскалывать так, чтобы плоскость раскола проходила через сердцевину, то получатся баклуши, у которых поверхности скола будут радиальными. А если раскалывать в любом другом направлении, только не через сердцевину, то из-под топора будут выходить баклуши с тангентальными поверхностями скола. На любом куске дерева радиальный и тангентальный сколы можно определить по рисунку годичных слоев. На первом годичные слои видны в виде параллельных полос, а на втором — в виде характерных дугообразных линий.

Чтобы получить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке тоже должны иметь определенную направленность. Так, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои параллельны узкой его грани. Если же годичные слои в бруске на торце параллельны самой большой его грани, то лучины будут получаться с радиальными сколами.

Не забывайте о том, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание. При тангентальном расколе они, наоборот, словно суровыми нитками стягивают древесные волокна. Эти особенности дуба учитывают заготовители бондарных клепок.

Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях, поэтому она является основным материалом при производстве спичек.

Хорошо колется во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.

Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.

Если поместить лучину напротив горящей лампы, то лучина как бы засветится мягким теплым светом. Возьмите сразу несколько лучинок из древесины разных пород и сравните их цвет и рисунок. Каждая из них будет светиться по-своему. Древесные волокна осины против света из белых превращаются в золотисто-соломенные. Примерно такой же цвет приобретают лучинки тополя и липы. А лучинки более плотной древесины березы просвечиваются слабее — они окрашиваются в густой желто-охристый цвет. Особенно красива на просвет древесина хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы и кедра. Лучины этих деревьев против света словно наливаются янтарем самых разнообразных оттенков — от светло-оранжевого до малиново-красного. Множество оттенков имеют лучинки из сосны. Почти малиновый цвет приобретают те их участки, которые расположены близко к сучкам и содержат много смолы. На просвет хорошо различается текстура, которая делает древесину еще более выразительной.

Все эти особенности нужно учитывать в первую очередь при работе над различными светильниками. С декоративными полями абажур можно набрать из лучинок с различной окраской, чередуя сосновую лучину с осиновой, липовую с еловой. Чередуя две темно окрашенные лучины с одной светло окрашенной и наоборот, вы можете строить композицию на четком ритме цветовых пятен. Лучины из цветной древесины ольхи, дуба, яблони, груши и вишни почти совсем не просвечиваются, поэтому для светильников они малопригодны. К тому же яблоня и груша довольно плохо раскалываются в заданном направлении.

Во всех щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов: они плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких — корни ели и сосны.

Поскольку у абажура должна быть жесткая конструкция, лучины друг с другом желательно сплачивать корнями. Если корни заготовить не удалось, то вместо них используйте бечевки из луба или пеньки. Только в этом случае с внутренней стороны абажура для жесткости укрепите обручи из распаренной лучины.

Заготовив необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять заготовку на тонкие лучины, увлажните ее, положив в какую-нибудь посуду и залив горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо расщепляется, то еще немного подержите ее в воде. Если же, наоборот, она слишком разбухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя простой брусок, вы получите лучины в виде прямоугольных полос, которые в основном идут на плетение. Из полос можно сплести корзину, коврик под вазу или подставку под горячее.

Чтобы упростить работу, вы можете в считанные минуты сделать простейшее приспособление из двух брусков. В торцах брусков, примерно на высоте миллиметра, сделайте два пропила и вставьте в них нож. Бруски прибейте к краю стола или верстака. Между брусками с тыльной стороны ножа сделайте на верстаке неглубокий желоб, обеспечивающий свободное прохождение лучины. Подавая заготовку на острие ножа, вы довольно быстро расщепите заготовку на лучины одинаковой толщины.

Для декоративных «панно и светильников лучины дополнительно украшают фигурными прорезями. Совершенно одинаковые Очертания прорезей на отдельных лучинах достигаются благодаря прорезанию желобков на ваготовке до ее расщепления. Готовые резные лучины в зависимости от назначения изделия переплетите бечевкой или корнем, сложенным пополам. Прорезные узоры, которые можно составить из лучин, имеют множество вариантов.

Высокая пластичность, которой обладают тонкие лучинки, дает возможность придавать им определенный изгиб, необходимый при создании изделий более сложной формы. Чтобы изготовить абажур, имеющий криволинейную боковую поверхность, образованную из множества гнутых лучин, нужно из толстой доски вырезать два одинаковых шаблона. Одна сторона каждого шаблона должна точно повторять линию изгиба поверхности абажура. Шаблоны соедините врезными рейками. Длина реек должна быть несколько больше периметра самой широкой части абажура. При этом условии «можно согнуть сразу все лучины, входящие в абажур. Перед тем как вставить лучины в готовое приспособление, распарьте их в кипятке в течение 5—10 минут. Приспособление вместе с заправленными в него влажными лучинами поместите где-нибудь около теплой батареи или печи. Сохнуть они должны не менее суток. После полного высыхания лучины сохранят сообщенный им изгиб. Остается только переплести их расщепленными корнями.

Был когда-то на русском Севере обычай украшать избы деревянными щепными птицами. Подвешенные на тонкой бечевке к потолку, забавные птицы мирно «дремали» весь день. А по вечерам, когда вся семья собиралась за столом у кипящего самовара, а изба наполнялась неторопливым говором, чудо-птица вдруг оживала. Медленно вращалась она над столом, словно заглядывала во все уголки избы, проверяя, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Нетрудно догадаться почему. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться. Деревянную жар-птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого требовались самые простые — нож да топор. Отец передавал свое мастерство сыновьям, а те, вырастая, учили делать диковинных птиц своих детей — так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это удивительное ремесло. Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в наше время. Сегодня не только деревенские жители, но и горожане охотно украшают свои квартиры забавными щепными скульптурами.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным. Степень пластичности древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться хрупкой — опять замочите ее. Необходимо, чтобы влага равномерно распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя определить оптимальную влажность дерева.

Щепная жар-птица.
Последовательность ее изготовления.

Для изготовления жар-птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и сечением 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из сторон бруска. Сосна одинаково хорошо расщепляется как в тангентальном, так и в радиальном направлении.

Из одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь передать их с натуралистической точностью — такое условие будет противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной бумаги. Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон, обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки. Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности. Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1-1,5 мм. Чем тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.

Следующий этап в изготовлении птицы северяне образно называют «распусканием перьев». Приподнимите слегка верхнее перо крыла и осторожно отогните его влево. Правый край отогнутого пера осторожно заведите за лежащее ниже перо. Затем отогните влево второе перо вместе с первым и его правую кромку подведите под третье перо. Остальные, перья крыла распускаются так же, как и два первых. Обратите внимание — с каждым последующим пером увеличивается угол, на который вы его отгибаете, поэтому последние перья крыла стараются разводить особенно осторожно. Разводя перья другого крыла, не забудьте, что перья левого крыла нужно распускать справа налево, а правого — слева направо.

Перья хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются поочередно вправо — влево, вправо — влево... неподвижным остается только верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество перьев.

Остается лишь прикрепить крылья к туловищу, вбив тонкий крюк для бечевки, и диковинная жар-птица готова.

Освоив технологию изготовления простейшей птицы, вы можете приступать к выполнению более сложного задания по предварительно разработанному эскизу. Современные народные мастера создают не только отдельных щепных птиц с оригинальными пластическими решениями, но порой очень сложные многофигурные композиции.

«Кириллов и Ферапонтово. Звёзды Русского Севера»

На территории Кирилло-Белозерского монастыря продаётся очень много сувениров. К примеру, вдоль стен в направлении Вологодской башни тянутся ряды лоточников. Но обсуждать продаваемые на лотках коммерческие поделки а-ля-рюс-хохлома-береста - несерьёзно. В Архимандричьих палатах есть небольшой магазин сувениров. В нём мы увидели шахматы и шкатулки - вологодского производства.
Шахматы всех размеров, из разных пород деревьев (кленовые, липовые и др.) и с очень интересными резными фигурками. Особенно понравились шахматные фигуры в виде пушкинских 33 богатырей и медведей. От 700р. до 5т.р. и выше. Шкатулки тоже очень симпатичные, с красивым орнаментом из мелкой-мелкой соломки. Здесь большой выбор.
А я искала птицу счастья. Деревянную. Вологодскую. С распахнутыми крыльями. Искала по всей Вологде, но нашла здесь в Кириллове. Улетели из Вологды все птицы счастья, приземлились в Кириллове.

Причём, как водится, увидела совершенно случайно. На выходе из монастыря, направляясь к стоянке, увидела лоток просто весь заставленный деревянными птичками.

А рядом сидит мастер и выстругивает очередную.

Подошли, разговорились, познакомились. Я выбрала самую большую и красивую, хотя мне ещё понравилась и другая - с длинной вытянутой шеей, её мастер называл лебёдушкой.

Такие птицы широко распространены именно здесь на Севере: в Вологодской, а ещё Архангельской области. Их делают из сосновой (или любой другой деревянной) дранки-щепы. Называют голубями или петушками. Их подвешивают на нитке под потолок, и там они тихо и плавно раскачивается, как будто парят или плавают.

Иногда их немного раскрашивают золотом, красным или голубым. Но почему именно птицы? Да потому, что Петушок - это древний славянский символ Солнца, а Голубь - это всегда Дух, Душа.

Такая птичка , совершающая круговые вращательные движения под действием восходящих потоков воздуха исстари считается на Руси воплощённым принципом свастики или солнечного коловрата .

«…По приданию, именно эта птица приносит в дом счастье, ее вешают в центре комнаты и своими «полетами» она оберегает домашний очаг. Говорят, что по тому, как к человеку повернётся птица - хвостом или головой, можно определить плохой он или хороший …»

«…Деревянная птичка-оберег — источник позитивной энергии.
«…Говорят, что птица должна обязательно попасть в руки хорошего человека. И ее ни в коем случае нельзя выбрасывать, если она поломалась - только сжигать. Птицу дарят близким людям, друзьям, молодым на свадьбу, новоселам...»


Н.Салистая, «Птица Счастья»

«…Раньше секреты изготовления оберегов передавались из поколения в поколение, и считалось за честь заниматься подобным ремеслом.
Для изготовления птицы нужны простые инструменты, которые есть в каждом доме: рубанок, нож, напильник (плоский и круглый), картон, ножницы, линейка, карандаш, а также материал (сосновые брусочки), из которого делают птицу.
Размеры птицы, а также форму головы, туловища и перьев могут быть любыми, что зависит от вкуса мастера.
Изготовить «птицу счастья» не очень сложно, хотя и необходимы большое терпение и аккуратность
…»

Посмотрите это прекрасное теплое мини-видео , если вас заинтресовала тема.
Посмотрите как работает Мастер, как движутся его руки, как он рассказывает о своём Пути…

Вообще тема Птицы в русском фольклоре неисчерпаема…

Иллюстрации к русским сказкам Niroot Puttapipat

Жар-птицы

Пока муж разворачивался и выезжал со стоянки, я успела забежать в магазин «Сувениры», который находится на дороге к монастырю, за белыми зданиями местной администрации. Это резная избушка. Оказалось, что сувениры здесь сильно отличаются от всех увиденных и очень интересные. Здесь продаются изделия из керамики местной художницы Нины Мишинцевой из деревни Куракино (kurakino.com ). а ещё плетеные длинные пояса с орнаментами, вязаные вручную круглые коврики , а ещё местные печатные плоские разноцветные прянички в виде зайцев, домов и кораблей, которые можно хранить до года.

В этом магазинчике я купила коврики (~200р., которые заметила ещё в невероятно уютной крохотной надвратной церквушке в Ферапонтово), пряники и буклет художницы. Мы хотели заехать в эту деревню по дороге в Петрозаводск, но у нас не получилось (об этом я расскажу чуть ниже). Ещё очень запомнились в этом магазинчике керамические козы. Да-да, Козы с Козлятушками. Там целая серия этих забавнейших фигурок в разных сюжетах. У Коз в ушах вставлены бубенчики. Фигурки похожи на дулёвские. Очень симпатичные, особенно для тех, кто, например, собирает. Я смотрела там и на длинные тканые дорожки-половики , но выглядели они хуже икейных, а стоили ~2.т.р..:)

* Фото Птицы счастья на главном коллаже взято из замечательного интернет-магазина