Презентация на тему учебная мотивация. Презентация на тему "учебная мотивация учащихся". Практикум для педагогов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Каждый учитель хочет, чтобы ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но часто и учителя, и родители констатируют: «Не учится, не хочет учиться», «Мог бы заниматься, но нет желания». В этом случае встречаемся с тем, что у ученика нет сформированной потребности в знаниях, нет интереса к учению.

3 слайд

Описание слайда:

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования мотивацию к получению знай?

4 слайд

Описание слайда:

Мы знаем: нельзя успешно учить, если ребенок относится к учению и знаниям равнодушно. Потому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности.

5 слайд

Описание слайда:

Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает. Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

6 слайд

Описание слайда:

Следует различать понятия мотив и цель. Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.

7 слайд

Описание слайда:

Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

8 слайд

Описание слайда:

мотивация, которая условно может быть названа отрицательной 1 Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам

9 слайд

Описание слайда:

мотивация, имеющая положительный характер Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации Эта мотивация выступает в двух формах: 1форма. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика 2 форма. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

10 слайд

Описание слайда:

В процессе учения тип мотивации меняется На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др. Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.

11 слайд

Описание слайда:

Три кита учебной мотивации- это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности)

12 слайд

Описание слайда:

КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять - научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления. Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте - дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

13 слайд

Описание слайда:

Техника «Проблемные вопросы» Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно - более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы - это навык, которому можно и нужно научиться. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

14 слайд

Описание слайда:

Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать» Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации: От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту - и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ. + - ? Я это знал(а) Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знала Я хочу об этом знать больше

15 слайд

Описание слайда:

Кит 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») - Почему ты ходишь в школу? Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни - базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям - особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности - тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора - темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

16 слайд

Описание слайда:

КИТ 3 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Третий важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех - понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. ЖирковаПедагогические чтения на тему«Качество освоения ППССЗ как фактор успешного воспитания музыканта-педагога и исполнителя»18 мая 2016 года Доклад на тему «Мотивация учебной деятельности»Автор: Давлетова Р.Р. Мотивация Термин от слова «Мотив» – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности;осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков(предметы внешнего мира, идеи, чувства, представления и переживания – все то, в чем нашла воплощение потребность) Николай Игнатьевич Конюхов – доктор психологических наук, профессор «Словарь – справочник по психологии»Мотивация – совокупность стойких мотив, побуждений, определяющих содержание, направленности и характер деятельности личности, ее поведение. Константин Константинович Платонов– отечественный психолог «Краткий словарь системы психологических понятий»Мотивация – процесс действия мотивов; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, опреде-ляющая ее деятельность и формирующаяся в процессе воспитания. Герберт Розенфильд Контент-категории (факторы) мотивации учения:Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предметуОбучение без личных интересов и выгодОбучение для социальной идентификацииОбучение ради успеха или из-за боязни неудачОбучение по принуждению или под давлениемОбучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на обще-принятых нормахОбучение для достижения цели в обыденной жизниОбучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях Герберт Розенфильд Высоко оценивают мотивы:«хочу иметь знания, чтобы быть полезным обществу»«хочу быть культурным и развитым»нравится узнавать новое»«хочу продолжить образование»«хочу подготовиться к избранной профессии»«хочу радостно преодолевать трудности»Получили меньшие оценки:«привык быть в числе лучших»«не хочу быть худшим»«приятно получать одобрение»«привык все делать хорошо»Самая низкая оценка мотива:«стараюсь избегать неприятностей» Мотивация учебной деятельности Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов учебной деятельностиНегативные тенденции: снижение двигательной и познавательной активности учащихся; замедление физического и психического развития; высокий уровень психоэмоционального напряжения; и как следствие – происходит снижение показателей в учебе и воспитанности Алексей Николаевич Леонтьев– советский психолог, философ, педагог и организатор науки - Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком- Мотив – побуждение к достижению цели Павел Максимович Якобсон– отечественный психолог, доктор психологических наук 1.Отрицательная мотивация – побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (выговоры, укоры и угрозы со стороны родителей, педагогов).2.Положительная мотивация, связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности – социальные устремления – воздействие со стороны общества (чувство гражданственного долга, которое обязывает получить образование и стать полноценным гражданином); – узколичные мотивы: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. 3. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности – удовлетворение любознательности, потребность и приобретение определенных знаний, стремление познавать новое, расширение кругозора. Тип мотивации – условие для формирования положительной мотивации Мотивация, связанная с результатом учения:Условия поддержания – поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Мотивация, связанная с целью учения:Условия поддержания – информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика.Мотивация, связанная с процессом учения:Условия поддержания – живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей. Учебные мотивы Познавательные мотивы:1. Широкие познавательные мотивы – ориентация обучающихся на овладение новыми знаниями. 2. Учебно-познавательные мотивы – ориентация учащихся на усвоение способов добывания знаний. 3. Мотивы самообразования – состоят в направленности учащихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Социальные мотивы:1. Широкие социальные мотивы – стремление получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. 2. Узкие социальные (позиционные мотивы) – стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. 3. Мотивы социального сотрудничества – желание общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с педагогом и другими ребятами, совершенствовать их. Анатолий Иванович Гебос факторы (условия), способствующие формированию положительного мотива к учению:- осознание ближайших и конечных целей обучения;- осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;- эмоциональная форма изложения учебного материала;- показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;- профессиональная направленность учебной деятельности;- выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;‑ наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе. Основные факторы формирования устойчивой мотивации - содержание учебного материала- организация учебной деятельности- коллективные формы учебной деятельности- оценка учебной деятельности- стиль педагогической деятельности педагога Роль оценки в мотивации Б.Г. Ананьев «Психология педагогической оценки» Исходные: отсутствие оценки (неоценивание одного при одновре-менном оценивании других) опосредованная (оценка одного учащегося через оценку другого)- неопределенная оценкаОтрицательные:- замечание, - отрицание, - порицаниеПоложительные:согласие, одобрение,- ободрение Стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися 1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.2. Проявление личного отношения преподавателя к ученику, группе, высказывание собственного мнения.3. Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к своему предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.4. Организация дружеских взаимоотношений в группе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь). Стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися Авторитарный стиль:- формирует «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» (интринсивной) мотивации. Демократический стиль: способствует развитию «внутренней» (интринсивной) мотивации.Либеральный стиль:- снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех». Мотивация – это психоэмоциональное состояние, побуждающее личность к активной деятельности, связанной с удовлетворением определенной потребности 1. Необходимо следить за успешным удовле-творением потребностей учащегося.2. Нельзя допускать накопления отрицательных эмоций вокруг занятия, к которому мы хотим приобщить ребенка. Формы и методы стимулирования мотивации учебной деятельности Эмоциональные методы: - поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью.Познавательные методы: - опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).Волевые методы: - предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.Социальные методы: - развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование. Система творческих заданий для развитиямотивации к учебной деятельности Содержание – три основные группы: - причинно-следственные связи;- комбинирование информации;- планирование и выполнение практической деятельности. Спасибо за внимание!!!

«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития»

  • Педагогический совет
  • Заместитель директора Ю.Н. Толстихина
Основная цель
  • Через проживания в активных процессах поисково- познавательной деятельности способствовать систематизации знаний педагогов о ключевых понятиях «Мотивация учебной деятельности» и получению представлений о формировании мотивационной сферы обучения.
Задачи:
  • 1. Систематизация теоретических положений о ключевом понятии «Мотивация учебной деятельности»
  • 2. Разработка структурной схемы «Мотивационная сфера ученика специальной (коррекционной) школы VIII вида.
  • 3. Знакомство с приёмами формирования мотивационной учебной деятельности.
План проведения
  • 1. Сообщение о теме педсовета, его целях и задачах.
  • 2. Обоснование выбора темы.
  • 3. Краткие теоретические сведения по проблеме.
  • 4. Создание структурной схемы «Мотивация учебной деятельности и обеспечение условий для её развития»
  • 5. Принятие решения.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
  • Учитель должен формировать у обучающихся соответствующую мотивацию.
МОТИВ
  • Приводить в движение, толкать
  • Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека (обучающегося)
МОТИВАЦИЯ
  • Побуждение, вызывающее активность и определяющее её направленность.
МОТИВАЦИЯ СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям (к учению);
  • развитие собственной активности ребенка;
  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
  • формирование и развитие целенаправленных действий;
  • развитие планирования и контроля деятельности;
  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
СМЫСЛ УЧЕНИЯ
  • Внутреннее отношение школьника к учению, сложное личностное образование, которое включает в себя два момента:
  • 1. Осознание ребёнком объективной значимости учения.
  • 2. Понимание ребёнком субъективной значимости учения.
УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ:
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий без боязни ошибиться
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения.
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения. (ПРИМЕР)
  • Ф. И.
  • ученика
  • Таблица умножения
  • Решение примеров
  • Решение задач
  • ______
  • Итого
  • Алексеев Н.
  • -----
  • Иванов А.
  • Петров Д.
  • Сидоров В.
  • Фролов К.
МОТИВ УЧЕНИЯ
  • Побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его завершении.
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  • Создание ситуации успеха
  • Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
  • Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
  • Это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.
  • ЧЕРЕЗ ПОСТАНОВКУ ЦЕЛЕЙ ВОПЛОЩАЮТСЯ МОТИВЫ УЧЕНИЯ.
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ
  • Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию целей предстоящей деятельности и постановки учебных задач
  • Выбор средств адекватных цели
  • Учет возрастных и психофизических особенностей
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
ЭМОЦИИ
  • Реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они зависят от особенностей учебной деятельности, сопровождают процесс учения и предшествуют ему.
  • __________________________________
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ ЭМОЦИЯМИ ПРОТЕКАЕТ НАМНОГО УСПЕШНЕЕ!
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕНИЯ- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
  • Нестандартная форма проведения уроков
  • Создание ситуации успеха
  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
  • Эмоциональная речь учителя
  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
  • Вера учителя в возможности ученика
ИНТЕРЕСЫ
  • Познавательно- эмоциональное отношение школьника к учителю.
  • _________________________________
  • ДЛЯ УЧИТЕЛЯ- ЭТО СООТНОШЕНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРА МОТИВОВ, ЗРЕЛОСТИ ЦЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИЙ
Проект решения педагогического совета по вопросу:«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития»
  • 1. Учитывая актуальность данной темы для успешного обучения, систематизировать теоретические основы по проблеме мотивации учения
  • 2. Взять за основу в практической деятельности каждого учителя схему формирования мотивационной сферы обучающегося
  • 3. Обобщить опыт учителей- предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме
  • 4. Обобщённый опыт учителей- предметников рассмотреть на методических объединениях (январь- февраль 2010 года)
Список рекомендованной литературы:
  • 1. Г.Ю. Ксензова
  • «Перспективные школьные технологии»
  • 2. Д.Г. Левитес
  • «Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит»
  • Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001
  • 3. В.И. Петрушин
  • « Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя»
  • М.: Педагогический поиск, 2001
  • СПАСИБО
  • ЗА ВНИМАНИЕ!

Cлайд 1

Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации» «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К. Д. Ушинский Подготовила педагог-организатор Валиева З.Ш.

Cлайд 2

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Cлайд 3

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

Cлайд 4

Cлайд 5

Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников.. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности

Cлайд 6

Еще В.А. Сухомлинский говорил:«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Определяется 3 типа отношения к учению положительное безразличное и отрицательное М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам»

Cлайд 7

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели Отрицательное отношение школьников к учению – нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Cлайд 8

Диагностика сформированной мотивации у учащихся Анкета 1 Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно? Анкета 2 Продолжи предложения. Мне нравится на уроке… Мне мешает на уроке… Я бы хотел(а), чтобы на уроке…

Cлайд 9

Cлайд 10

Анкета для родителей Анкета 3 Каким учеником считаете вы своего ребенка (с высоким, средним, низким уровнем способностей к учению)? 2. Как часто вы бываете в школе? 3. Как вы относитесь к учебе ребенка: Считаю, что это его дело Переживаю неудачи, радуюсь его успехам Оказываю помощь при подготовке домашних заданий Осуществляю контроль за результатом обучения

Cлайд 11

Для формирования положительной мотивации к учению родителям нужно опираться на следующие советы: интересоваться делами, учёбой ребёнка; помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Cлайд 12

Влияние успеха на жизнедеятельность школьников Дети ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Главным для нас в этих исследованиях является внутренний мир ребенка как целостное явление, в котором невозможно "разорвать" эмоции и разум, воспитание и обучение, дом и школу, друзей по классу.

Cлайд 13

Оценка школьниками своих собственных учебных результатов Опрос был проведен в школе 12.12.11г. принимали участие 37 учеников (2-3,4) 5-11 классов Доволен вполне 11+ Не всегда 12+ Я часто бываю собой не доволен 4+ Мне это безразлично 2

Cлайд 14

Обратим внимание, что по-настоящему безразличных к своим успехам всего два человека. Исходя из этого, правильнее говорить о том, что они часто не хотят учить то, что им предлагается. Не удивительно, что время от времени, ребята демонстрируют отвращение к учебе. Именно поэтому они выше всех ценят учителя, умеющего вести урок интересно! Весьма довольных также не так уж много, десять человек. Это те ребята, которые хорошо адаптированы к школе и ее требованиям, не переживают по пустякам. Основная же часть, …………….., относится к своим успехам критически. Это в определенной степени радует. Значительная часть учащихся ощущает недовольство эпизодически, есть и ученики, у которых это бывает довольно часто (……….. человек). Последняя группа нуждается в помощи классного руководителя, тех учителей, предметы которых вызывают у ребят какие-то трудности. Недовольство копится постепенно. Мнение школьников о том, что мешает и что помогает их успешной деятельности в школе, очень интересны. То, что дети эмоционально реагируют на свои успехи и неудачи, мы знаем, посмотрим, как они объясняют их. С этой целью был проведен опрос, позволяющий выявить помехи,

Cлайд 15

Помехи успешной учебы Разбросанность интересов 8+ Развлечения (игры, дискотеки 1+ Домашние проблемы 4+ Нереальность выполнения всех домашних заданий 3+ Отсутствие интереса к отдельным предметам 3+ Мои интересы преобладают над школьными заданиями 1+ У меня часто бывает плохое настроение 5+ Думаю, не все предметы нужно учить серьезно 2+ До моих успехов никому нет дела 1+

Cлайд 16

Помехи успешной учебы Главным мотивом у большинства человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили отдельные ученики. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону.

Cлайд 17

Факторы, способствующие успешной учебе Будет возможность свободного выбора глубины изучения некоторых предметов 4 Отношения между учениками и учителями будут носить более свободный характер. 3 Увеличится количество предметов, которые будут готовить к реальной жизни. 0 Если буду уверен, что тот, кто лучше учится, будет лучше жить 4 В школе всегда можно найти взрослого человека, который поможет мне решить мои личные проблемы. 5 Мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать самостоятельно. 11

Cлайд 18

Главным мотивом у ……… человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили …. человек. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону,

Cлайд 19

НАСТРОЕНИЕ, С КОТОРЫМ ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ часто редко Никогда С опасением, что не выучил урок 4 7 26 С удовольствием 9 24 5 С радостью, что встречу друзей 10 23 5 С желанием получить новые знания 10 14 16 С опасением встретить вредного учителя 3 3 32 Боюсь не справиться с контрольной 5 6 27 Иду потому, что так надо 10 0 28 С тревогой, ведь встреча с личным врагом 1 0 0 Учеба меня тяготит, портит настроение 6 16 16 Мне безразлично 0 8 30

Cлайд 20

Эмоции детей различны: положительны, нейтральны, отрицательны. Разные стороны жизнедеятельности школы по-разному оцениваются ребятами. Наиболее высоко они ценят общение с одноклассниками, бывает, что боятся контрольной и вредного учителя, и личного врага среди школьников. Присутствуют черты "школы отчуждения": есть учащиеся более 10 человек из 38) идут потому что надо! Некоторым ребятам учеба портит настроение, тяготит, преимущественно неуспевающих. Но, не смотря на это, безразличных к школе фактически нет. Опасение, что не выучил урок, не так велико, в основном это характерно для неуспевающих. С удовольствием идут тоже не многие (10 человек), ребята не стремятся получить новые знания. Неподготовленность определяется иногда иными причинами (непониманием, усталостью). Но не следует утверждать, что большинство ребят, хорошо учатся, хорошо чувствуют себя в школе! В начальной школе тоже был проведен тест на выявление преобладающего Настроения. Количество опрошенных составляет 8 человек, из которых у 6 преобладает позитивное состояние На настроение сильно влияет создание ситуаций успеха в педагогическом процессе и оно же оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Г. Розенфельд выделил несколько факторов мотивации учения: 1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету. 2. Обучение без личных интересов и выгод. 3. Обучение для социальной идентификации. 4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.


5. Обучение по принуждению или под давлением. 6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. 8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.


Существует множество научно- исследовательских работ, связанных с выявлением компонентов мотивационной структуры в сфере обучения, с классификацией мотивов учения. И практически отсутствуют исследования о том, как эти мотивы соотносятся с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса, с учётом возраста и пола учащихся, ситуации в семье, социального происхождения и др.


Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения 1. Мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Имеются ввиду побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам


2. Мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах: 2а. Такая мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Это - наиболее ценная мотивация. Однако, если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.


2б. Эта форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. 3. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).




Познавательные мотивы включают: 1. Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявления этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене.


Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть: а) интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо б) интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо в) интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.


2) Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;


3) Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).


Социальные мотивы включают: 1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных.


2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе. Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.


3) Мотивы социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявления: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.


А. К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов. 1. Содержательные мотивационные характеристики прямо связаны с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. 2. Динамические характеристики характеризуют форму, динамику выражения этих мотивов.


Содержательными характеристиками мотивов являются следующие: 1) наличие личностного смысла учения для ученика; 2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка; 3) место мотива в общей структуре мотивации; 4) самостоятельность возникновения и проявления мотива; 5) уровень осознания мотива; 6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.


Динамические характеристики мотивов: 1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться. 2. Модальность мотивов их эмоциональная окраска. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. 3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т.д.




Д/З Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Глава 13, п (Формирование мотивов учебной деятельности школьников). В параграфе выделены основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Приведите по 1 примеру на каждый фактор, используя свой собственные школьный опыт или материалы литературы или кино. Помните о необходимости обозначать перед примером, о каком факторе идёт речь, и аргументировать уместность примера.