Особенности планирования учебно тренировочного процесса. \ \ Управление тренировочным процессом волейболистов. Основные принципы проведения тренировок

Планирование учебно-тренировочного процесса - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся .

Планирование является важной функцией управления учебным процессом в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ). Под планированием понимается определение рациональной последовательности и оптимальных сроков прохождения программного материала в системе уроков физической культуры.

Основными задачами для ДЮСШ являются:

Осуществление подготовки всесторонне развитых юных спортсменов высокой классификации для наполнения сборных команд города, области, по полиатлону (зимнему и летнему) в младших возрастных группах;

Осуществление физической подготовки подрастающего поколения;

Подготовка из числа учащихся судей по данному виду спорта;

Быть методическим центром по развитию полиатлона;

Оказывать помощь общеобразовательным школам, по внедрению и развитию данного вида спорта;

В задачи школы входит:

Подготовка мастеров спорта по полиатлону;

Методическое руководство учебно-тренировочной работой области;

Осуществление руководства по развитию данного вида спорта в ДСО и ведомств.

Планирование позволяет предвидеть реальные результаты предстоящей работы, определить наиболее рациональные пути их достижения в соответствии с частными задачами каждого из этапов обучения.

В системе программно-методического обеспечения подготовки резервов тренировочные задания сравнительно недавно получили признание и терминологическое обоснование как структурная единица многолетнего процесса. Сейчас можно говорить, что тренировочные задания являются исходным элементом структуры тренировки.

Ряд специалистов в области спорта понимают нагрузки и тренировочное задание как одно и то же. Однако следует различать эти два понятия.

В теории и методике физического воспитания под нагрузкой понимается прежде всего количественная мера воздействия физических упражнений. Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера чаще всего оценивают по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю и т.д.), в упражнениях с отягощениями по суммарному весу отягощений или числу подъемов (штанги и т.д.). В последние годы для суммарной оценки нагрузки по величине функциональных сдвигов, т.е. внутренней физиологической стороны нагрузки, используют непрерывную и достаточно частую регистрацию сердечных сокращений (с помощью телеметрической системы) и расчетом суммарных энергозатрат. Абсолютная интенсивность внутренней нагрузки определяется величиной затрат в единицу времени .

Исходной структурной единицей тренировки является не нагрузка, а тренировочное задание. В своей работе В.П. Попов объясняет это тем, что сами по себе абстрактные понятия работы и отдыха не несут педагогической информации. По его мнению, работа и отдых приобретают педагогический смысл только тогда, когда они определенным образом организованы. А организованная определенным образом работа и отдых - это уже тренировочное задание, дающее известную тренировочную нагрузку организму спортсмена и имеющее конкретное педагогическое содержание и смысл. И основное заключается в том, что тренировочные задания всегда позволяют решать в занятии конкретную педагогическую задачу, а тренировочное занятие - это как бы определенная последовательность тренировочных заданий.

Тренировочное задание - это часть плана тренировочного занятия, состоящая из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых с определенными педагогическими задачами тренировочного процесса. Оно рассматривается как первичное звено в реализации целенаправленного и четкого управления тренировкой. Тренировочное задание в процессе его выполнения оказывает педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена. Важное место в тренировке отводится упражнениям в процессе выполнения этого задания .

Построение учебно-тренировочного процесса на основе использования стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить:

а) единообразие подготовки;

б) дифференцированное и целенаправленное воздействие на юный организм для лучшего воспитания основных физических качеств;

в) применение заданий методом вариативных упражнений, снижая монотонность;

г) увеличение диапазона целенаправленных вариаций основного двигательного действия;

д) создание условий к оптимальному соотношению повторяемости и вариативности;

е) значительное упорядочение тренировочного процесса на всех этапах многолетних занятий спортом.

Тренировочные задания делятся на три группы: аэробного, смешанного аэробно-анаэробного и анаэробного воздействия.

При этом учитывается оценка различных сторон индивидуальной физической подготовленности юных спортсменов, где можно выделить три уровня: средний, выше среднего, ниже среднего. Это способствует дифференцированному подбору и применению тренировочных заданий с учетом необходимости избирательного воздействия на конкретные звенья индивидуальной физической подготовленности.

Этапы подготовки по полиатлону:

Этап предварительной общей и специальной физической подготовки, в котором основным содержанием учебно-тренировочногго процесса является плавательная, лыжная, начальная беговая подготовка, разнообразная физическая подготовка в сочетании с игровыми формами проведения занятий.

Этап начальной специализации в летнем и зимнем троебории, четырехбории, этап начальной стрелковой подготовки в пневматической и мелкокалиберной стрельбе.

Этап углубленной специализации по всем видам полиатлона (зимнем и летнем).

Для зимнего и летнего полиатлона устанавливаются следующие возрастные, наполняемость и режим работы указанных групп (таблица 1).

Таблица 1

Наполняемость и режим нагрузок в учебных группах

Год обучения

Миним. количество групп

Кол-во занимающихся

Кол-во часов в неделю

Требования по спортивной подготовке

Группа начальной подготовки

Плавание юн. разряд

Лыжи юн. разряд, юн.разряд по зимнему троеборью, юн.разряд по летнему троеборью

Плавание 1 юн.разряд

Лыжи 3 разряд

1 юн.разряд-зимнее троеборье

1 юн.разряд-летнее троеборье

Учебно-тренировочные группы

3 разряд-зимнее троеборье

3разряд-летнее троеборье и четырехборье

2 разряд-плавание, лыжи, бег

3 разряд-зимнее троеборье

2 разряд-летнее троеборье и четырехборье

2 разряд-летнее пятиборье

1 разряд-летнее четырехборье

2 разряд-зимнее троеборье

1 разряд-летнее пятиборье

1 разряд-зимнее троеборье

Рассмотрим примерный программный материал для групп начальной подготовки:

1. Изучение и освоение техники плавания кроль на груди, кроль на спине, стартов, поворотов.

2. Изучение и освоение техники передвижения на лыжах (классический стиль). Приемы и виды передвижений.

3. Освоение начальных легкоатлетических упражнений.

4. Формирования у детей стойкого интерес к занятиям плавания, лыжам, полиатлона.

5. Разносторонняя физическая подготовка.

6. Начальная тренировка и участие в соревнованиях по плаванию, лыжам.

7. Овладение необходимым минимумом, теоретических знаний.

8. Спортивный отбор наиболее способных детей к занятиям плавания, лыжам, полиатлона.

9. Основными задачами начальной подготовки - заложить базу разносторонней физической подготовки, овладеть техникой плавания, техникой передвижения на лыжах и создать предпосылки для овладения в последующем всеми видами полиатлона (летнего и зимнего).

Учебная работа на первом году обучения планируется из расчета б часов в неделю, из них 3 часа на плавание (или лыжи, зимнее многоборье), 2 занятия на физическую подготовку, I час на легкоатлетическую и игровую подготовку. На втором году обучения - плаванию отводится 3 часа, (лыжам часа) ОФП-2 часа, легкой атлетике-I час, стрельбе из пневматической винтовки-1час, игровым занятиям-I час.

В игровые упражнения входят: подвижные игры, эстафеты, ручной мяч, футбол, и др. игры по упрощенным правилам.

Рассмотрим контрольные испытания по ОФП для групп начальной подготовки в представленной таблице 2.

Таблица 2

Контрольные испытания по ОФП для групп начальной подготовки

Спортивно-техническая подготовка должна включать:

1. Плавание - технически правильно проплыть 50 м в/ст.-100 м. в/ст., правильно выполнить поворот - выполнить юношеский разряд.

2. Лыжи - технически правильно выполнить передвижение на лыжах. Выполнить юношеский разряд. Выполнить юношеский разряд в зимнем троеборье и летнем троеборье.

Рассмотрим примерный учебный план групп начальной подготовки в таблице 3.

Таблица 3

Учебный план групп начальной подготовки

Годы обучения

Теоретические занятия

Физкультурно-спортивное многоборье.

Полиатлон (зимнее и летнее)

Гигиена тренировочных занятий, закаливание, режим питания, отдыха.

Краткие сведения о строении и функциях организма

Влияние физических упражнений на организм занимающихся

Техника спортивных способов плавания (техника передвижения на лыжах)

Правила соревнований по плаванию, лыжам

Практические занятия

Плавательная (лыжная подготовка)

Изучение техники плавания (передвижение на лыжах), стартов, поворотов (разворотов, поворотов, торможения и т.д на лыжах)

Прикладное плавание, игры на воде

Начальная тренировка

Соревнование и контрольные испытания

Физическая подготовка на суше

Лыжная подготовка

Беговая подготовка

Силовая подготовка

Игровая подготовка

Контрольные испытания

Всего часов:

Список примерных упражнений на суше представлен в Приложении 1.

Можно полагать, что отбор и классификация тренировочных заданий тренерами для решения конкретных задач, выполняемых в процессе спортивной подготовки юных полиатлонистов, позволит систематизировать задания различной направленности и создать свой каталог наиболее часто применяемых в тренировке упражнений, упростить планирование, учет и контроль тренировочной нагрузки, даст возможность тренеру и спортсмену получать четкую количественную и качественную характеристику проделанной тренировочной работы за определенный период времени, повысить надежность управления тренировочным процессом.

Ориентация на создание блока тренировочных заданий направленного воздействия в форме комплексов упражнений и игр является основой для пересмотра традиционных представлений о планировании и организации учебно-тренировочного урока.

Тренировочные задания условно делятся на четыре группы:

1) обучающие;

2) комплексы, развивающие физические качества;

3) игры, развивающие физические качества;

4) специальные (состоящие из средств беговой подготовки).

Тренировочный урок делится на три части:

Подготовительная часть - разминка, включаются общеразвивающие упражнения, а для второго года обучения - специальные и игровые упражнения.

Главная задача основной части - изучение техники спортивного упражнения, обеспечение общей и специальной подготовки. Физические упражнения в виде тренировочных заданий (10-20 мин) в основной части располагают в следующей последовательности: упражнения (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, силы и выносливости (40-45 мин).

В заключительную часть (15 мин) урока включают упражнения, направленные на развитие быстроты, применяют в основной части урока после разминки. Вслед за ними используют игры и игровые упражнения.

Тренировочный микроцикл:

Тренировка планируется по дням на основе недельного (или с другим числом дней) цикла. Цикловое планирование позволяет выполнять большую тренировочную работу и в то же время иметь достаточный отдых, причем не столько за счет свободных дней, сколько за счет целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных работ. В настоящее время спортсмены тренируются 5-7 раз в неделю .

В тренировочном цикле чередуются занятия с разными задачами, средствами, методами и нагрузками. В связи с этим очень важно так построить микроцикл, чтобы повысить эффективность тренировки за счет правильного распределения в цикле разных занятий. Так, для совершенствования техники далеко не безразлично, что выполнялось в тренировочном занятии накануне. Если занятие было посвящено воспитанию выносливости или совершенствованию техники при максимальных усилиях, то в следующий день работать над улучшением техники не следует, поскольку это неэффективно. В то же время совершенствование техники при небольших нагрузках в течение нескольких дней подряд дает положительные результаты.

При повторении микроцикла надо учитывать и роль эмоционального фона. Например, после участия в соревнованиях или после тренировки при большом скоплении зрителей следует проводить облегченную тренировку.

Среди разных упражнений и тренировочных нагрузок, включаемых в занятие, надо выделять главные, которые определили бы его преимущественную направленность: на воспитание какого-либо двигательного качества, овладение техникой или тактикой, поддержание тренированности или активный отдых и т.п. Подчеркиваем, что преимущественная направленность определяет основную задачу; кроме нее в занятиях во многих случаях решаются и другие задачи, но внимание спортсмена, его возможности лучше сосредоточить на чем-либо одном, главном в данном занятии. Даже при интегральном методе направленность сознания спортсмена не должна распыляться.

Активный отдых применяется всякий раз, когда надо ускорить восстановление организма после особенно большой нагрузки накануне.

Величины нагрузки в течение недели во многих случаях изменяются двойной волной. Однако в горных условиях, например, могут понадобиться дополнительные дни отдыха; в очень жаркую погоду не всегда рациональна предельная нагрузка во второй волне и т.п.

При пропуске тренировочных занятий по тем или иным причинам микроцикл не следует сдвигать на другие дни. Пропущенные тренировочные дни - это изъян одного цикла, и из-за этого не следует нарушать привычный ритм тренировки по определенным дням недели.

Если тренировка проводится 2-3 раза в день, то аналогично записывается содержание утренней, дневной и вечерней тренировки.

При составлении индивидуального недельного плана в него записываются конкретные средства тренировки, величины нагрузок и другие данные.

Хорошо продуманные реальные планы обеспечивают четкую программу действий учителя и учащихся, обеспечивают наибольшую продуктивность их совместной деятельности.

Таким образом, систематическое и обязательное ведение тренером документов планирования необходимо и обязательно:

Для упорядоченной, планомерной (систематизированной) работы;

Для объективного текущего, итогового анализа и контроля своей деятельности, правильность которой затрагивает не только медицинский и педагогический, но гуманистический аспект в целом;

Для накопления и сохранения ценного методического и практического опыта, опираясь на который учитель осуществляет решение аналогичных задач в работе с новыми воспитанниками уже проверенными, надежными подходами, средствами и методами;

Для предоставления возможности использования документального материала в целях передачи положительного опыта работы другим специалистам и дальнейшего развития теории и методики учебно-тренировочного процесса как научной дисциплины.

Документы планирования должны удовлетворять ряду требований:

Быть конкретными по постановке цели и задач в планируемом периоде, четко определить конечную цель плана;

Соответствовать содержанию государственных программно-нормативных документов учебно-тренировочного процесса (например, полное отражение базового компонента программы по учебно-тренировочному процессу);

По выбору и последовательности планируемого материала отвечать общим и методическим принципам учебно-тренировочного процесса;

Иметь преемственность с содержанием предыдущего и каждого последующего плана, а так же преемственность материала внутри самого плана: каждый шаг в плане должен являться логичным продолжением предыдущего и подготовкой для следующего;

Быть реальным для выполнения запланированного;

Иметь четкость и конкретность формирования планируемых задач, средств, методов;

Быть легко воспринимаемыми и удобными в работе: наглядно, просто и понятно оформленными документами.

Функции педагогического планирования заключаются в предвидении ожидаемого результата и проектировании того, как должен разворачиваться учебно-тренировочный процесс на пути к этому результату в данных конкретных условиях на базе общих закономерностей.

В планировании по учебно-тренировочным занятиям имеется некоторое противоречие: чем на большее время рассчитывается план, тем меньше оправданная конкретизация плана; вместе с тем, если вести планирование лишь на ближайшее время - исчезает перспектива. Поэтому, чем меньше срок, на который составляется план, тем он более конкретный и детализированный .

Рассмотрим требования к планированию в учебно-тренировочном процессе:

1. Целевая направленность педагогического процесса. Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее достижения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы занятиям спорта разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по учебно-тренировочному процессу для различных контингентов населения).

С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации.

Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и обще воспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей учебно-тренировочного процесса. Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физической культуры (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании учебно-тренировочного процесса надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности .

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов учебно-тренировочного процесса подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Спортивная тренировка, под которой понимается специализированное физическое воспитание, направленное на достижение индивидуально возможных результатов, представляет собой весьма сложный процесс. Трудность управления спортивной тренировкой футболистов состоит в том, что все виды подготовки нужно оптимально спланировать в течение года по отдельным занятиям, этапам, периодам при оптимальном соотношении объема и интенсивности нагрузок, их направленности.

Для того, чтобы это сделать, прежде всего необходимо соблюдать основные педагогические закономерности спортивной тренировки, которыми являются:

  • а) непрерывность (круглогодичность) процесса тренировки;
  • б) направленность к высшим достижениям;
  • в) индивидуализация тренировочного процесса;
  • г) единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам;
  • д) единство общей и специальной подготовки;
  • е) волнообразность динамики нагрузок;
  • ж) цикличность тренировочного процесса;
  • з) соответствие тренировочных упражнений соревновательным.

Тренировочная нагрузка, прежде всего, характеризуется объемом и интенсивностью. Объем нагрузок у футболистов прослеживается по данным изменений числа занятий и состязаний, их длительности, а интенсивность -- по величине нагрузок (большая, средняя, малая).

Анализ объема и интенсивности позволяет составлять схемы распределения нагрузок в годовом цикле тренировки футболистов, руководствуясь такими закономерностями тренировки, как: постепенное и максимальное увеличение тренировочных нагрузок волнообразность динамики нагрузок.

В начале годового цикла (подготовительный период) объем нагрузок (время, затраченное на занятия) постепенно увеличивается, затем как бы стабилизируется, после чего все время уменьшается. И так до начала переходного периода. Интенсивность нагрузок неизменно возрастает с начала занятий и почти на всем протяжении годового цикла и лишь резко падает в завершающей фазе соревновательного периода. Изменение объема и интенсивности нагрузок зависит от задач тренировки, решаемых в том или ином периоде.

Однако тренировочная нагрузка определяется не только объемом и интенсивностью. Не меньшее значение имеет и то, какова общая величина нагрузки на данном занятии и какова величина ответной реакции на нее организма футболиста, т. е. какова направленность нагрузки.

Направленность нагрузки проявляется в воздействии тренировочного упражнения на развитие того или иного физического качества.

Примечание: развитие ловкости и гибкости может осуществляться при выполнении аэробных и аэробно-анаэробных упражнений. Интенсивность нагрузок, способствующих развитию ловкости будет определяться повышением координационных трудностей, которые, в основном, слагаются из требований: а) точности движений; б) взаимной согласованности; в) внезапности меняющейся обстановки.

По характеру специфических требований к физической подготовленности футболистов нагрузки используются для развития:

  • -- скоростно-силовых качеств;
  • -- общей выносливости;
  • -- скоростной выносливости;
  • -- смешанной (аэробно-анаэробной) выносливости.

При этом используются как специфические упражнения (технико-тактические), так и неспецифические (без мяча).

Тренирующее воздействие упражнений, как известно, определяется пятью компонентами:

  • 1) продолжительностью упражнения, его характера;
  • 2) интенсивностью упражнения;
  • 3) продолжительностью интервалов отдыха между упражнениями;
  • 4) характером отдыха (заполненность пауз отдыха другими видами деятельности);
  • 5) числом повторений (как отдельных упражнений, так и их серий).

От способа сочетания этих условий и будет зависить направленость нагрузки тренировки футболистов, т. е. режим работы*.

Таким образом, каждое занятие футболистов должно носить направленный характер, т. е. способствовать развитию или поддержанию уровня развития того или иного двигательного качества или одновременно (в сопряжении) решать задачи физической и технико-тактической подготовленности (занятие будет носить комплексный характер). Направленному характеру занятия должен соответствовать определенный режим деятельности выполнения футболистами тех или иных упражнений, которые предлагает тренер, с учетом точного соблюдения компонентов нагрузки. Какие это будут упражнения, специфические (специализированные) или неспецифические (неспециализированные), координационно простые для выполнения или сложные,-- решать тренеру. Главное, чтобы они были посильные для выполнения футболистами с учетом всех сторон их подготовленности (техническая, функциональная готовность на данный этап и т. д.).

* В футболе к вышеперечисленным факторам, определяющим нагрузку, следует также отнести: а) количество игроков, участвующих в выполнении того или иного упражнения; б) размеры площадки, на которой выполняется данное упражнение; в) координационную сложность выполняемого футболистами упражнения.

Такое строго смоделированное занятие должно дать тренировочный эффект, соответствующий поставленной перед тренировкой конкретной педагогической задаче (при постановке которой тренер учитывает функциональное состояние футболистов перед занятием).

Важной методической особенностью, о которой всегда должен помнить тренер, является и то, что тренировочная нагрузка любого занятия футболистов должна обеспечивать не только нужную величину и направленность срочного тренировочного эффекта, но также и его взаимодействие с тренировочными эффектами предшествующего и последующего занятия. Это важно потому, что при неудачно выбранной последовательности занятий в том или ином цикле, т. е. их направленности, конечный результат тренировки может оказаться совершенно противоположным запланированному.

Известно, что взаимодействие упражнений разной направленности проявляется в том, что «биохимические сдвиги в организме спортсмена, вызываемые данным упражнением, будут зависить от того, выполняется ли упражнение на «чистом» фоне, т. е. после достаточно продолжительного отдыха, или ему предшествует другое упражнение, последствие которого отражается на срочном тренировочном эффекте выполняемого упражнения».

Различают три типа взаимодействий, при которых нагрузка предшествующего упражнения влияет на сдвиги, вызванные нагрузкой последующего упражнения:

  • а) положительное (усиливает сдвиги);
  • б) отрицательное (уменьшает сдвиги);
  • в) нейтральное (мало влияет на сдвиги).

Положительное взаимодействие проявляется, если в тренировочном занятии выполняются:

  • а) вначале алактатные анаэробные (за счет энергии креатинфосфата, т. е. скоростно-силовые), а затем анаэробные гликолитические упражнения (за счет расщепления углеводов, т. е. упражнения на скоростную выносливость) ;
  • б) вначале алактатные анаэробные, а затем аэробные упражнения (упражнения на «общую» выносливость);
  • в) вначале анаэробные гликолитические (в небольшом объеме), а затем -- аэробные упражнения.

Эту схему сочетания нагрузок различной направленности, при котором проявляется положительное взаимодействие упражнений, иначе можно выразить так:

Сочетание I

  • 1. Скоростно-силовые качества (алактно-анаэробные упражнения, где креатинфосфат является основным поставщиком энергии).
  • 2. Скоростная выносливость (анаэробные гликолитиче-ские упражнения, где углеводы -- основной поставщик энергии).

Сочетание II

  • 1. Скоростно-силовые качества.
  • 2. Общая выносливость.

Сочетание III

  • 1. Скоростная выносливость.
  • 2. Общая выносливость.

При другом сочетании упражнений в одном занятии добиться положительного взаимодействия трудно, а подчас невозможно. Так, если в занятии вначале выполнить в значительном объеме аэробные, а затем анаэробные гликолитические упражнения (скоростная выносливость), то взаимодействие срочного тренировочного эффекта будет отрицательным и, следовательно, тренировочное занятие будет малоэффективным. Об этом никогда не должен забывать тренер, иначе может получиться так, что тренируемся много, а эффекта не достигнем, т. е. вся тренировочная работа превращается в «вал».

Таким образом, мы рассмотрели методические особенности организации отдельного тренировочного занятия той или иной направленности, взаимодействия нагрузок разной направленности, при которых проявляется положительное взаимодействие эффектов от тренировки. Но так должны решаться сиюминутные вопросы, т. е. задачи одного занятия. Задачи стратегического порядка, т. е. повышение тренированности футболистов на том или ином этапе подготовки, периода тренировки, решаются комбинацией этих режимов деятельности. Иначе говоря, необходимо знать, как планировать занятия различной направленности на том или ином этапе подготовки футболистов, методические особенности этого планирования с целью получения так называемого кумулятивного эффекта тренировки. Ведь беспорядочное проведение занятий различной направленности вряд ли может привести к росту результатов, хотя сами занятия будут построены и проведены строго по режиму.

Из этого следует, что последовательность проведения тренировочных занятий и их соотношение в микроциклах и на отдельных этапах и периодах подготовки должны быть научно обоснованы. Если не будут учитываться методические особенности проведения занятий различной направленности, то может случиться так, что планируемый тренером один режим выполнения упражнений футболистами будет переходить в другой. При этом полученный срочный тренировочный эффект от планируемого занятия не будет соответствовать желанию тренера.

Например, если вчера занятие было направлено на развитие скоростной выносливости футболистов, при этом проведено с большой нагрузкой, а последующая тренировка через 6, 12, или 24 часа планируется на развитие скоростно-силовых качеств, то уже заранее можно сказать, что эта задача не будет решена. И обусловлено это тем, что организм футболистов еще не восстановится от предыдущего занятия, значит скоростные качества развиваться не будут. Тренируясь в этом режиме, мы будем совершенствовать выносливость, а не скоростно-силовые качества.

Какие же основные методические прин1 шы необходимы учитывать тренеру при последовательном проведении занятий различной направленности на том или ином тренировочном этапе?

Во-первых, необходимо помнить, что взаимодействие тренировочных эффектов занятий будет обусловлено тем, в какой стадии восстановления после предшествующей тренировки находится организм футболиста. Как известно, в период отдыха, после тренировки^ работоспособность футболиста сначала приходит в дорабочее состояние, т. е. то состояние, какое было до тренировки. Через более длительный промежуток времени отдыха работоспособность футболиста повышается (наступает стадия сверхвосстановления или суперкомпенсации), и, наконец, через некоторое время достигнутый уровень повышенной работоспособности, т. е. уровень сверхисходного состояния тренированности, возвращается к исходному до тренировки. Для того, чтобы тренированность футболиста нарастала, желательно каждую последующую тренировку проводить в период сверхисходного состояния тренированности, т. е. когда организм футболиста находится в стадии сверхвосстановления. Добиваться этого можно, используя нагрузки разной величины и направленности (т. е. используя различные режимы деятельности). От величины нагрузки (большая, средняя, малая) зависит длительность эффекта сверхвосстановления. Величина нагрузки определяется, как известно, не столько длительностью занятий, сколько интенсивностью, которую можно определить по пульсовой стоимости тех или иных упражнений или по длительности упражнения в зависимости от его направленности (табл. 1).

Таблица 1

Оценка величины нагрузки по ее длительности

  • 1. Скоростно-силовая 90 50 30
  • 2. Скоростная выносливость 90 70 40
  • 3. Общая выносливость 150 120 80
  • 4. Смешанная выносливость 150-130 120 90

Оценка величины нагрузки по пульсовой стоимости

Надо помнить, что после больших нагрузок эффект сверхвосстановления наступает через 32--36 час., после средних -- через 18--24 час., после малых -- через 4-- 6 час., после максимальных (игры) -- через 48--52 час. Руководствуясь этим, тренер в зависимости от решаемых задач должен умело чередовать нагрузки разной величины и направленности. Он должен учитывать, что процесс, восстановления после больших нагрузок проходит значительно быстрее, если в интервалах между ними вместо пассивного отдыха проводить тренировки со средними и малыми нагрузками.

Поскольку большие нагрузки более эффективны для повышения функциональных возможностей организма, то нельзя применять их бессистемно, т. к. это может привести к перетренировке. В связи в этим, существует два способа применения больших нагрузок.

Первый способ основан на разновременности (неодновременности) восстановительных процессов различных систем организма после нагрузок разной направленности. Это означает, например, что после большой нагрузки, направленной на развитие скоростно-силовых качеств, сердечно-сосудистая система футболиста восстановится быстрее, чем, скажем, нервно-мышечный аппарат. Значит, в следующую тренировку тоже можно давать большую нагрузку, но надо менять направленность занятия (если, конечно, мы развиваем другое качество, а не выносливость).

Второй способ применения больших нагрузок основан на эффекте наслоения средних однонаправленных нагрузок (например, скоростно-силовых) в недельном цикле тренировки, что суммарно дает эффект большой нагрузки (кумулятивный эффект). При этом способе применения больших нагрузок в следующем тренировочном цикле обязательно нужно менять направленость занятий (режим тренировочной деятельности) футболистов.

Когда тренировка проводится дважды в день, то взаимосвязь смежных занятий становится весьма существенной, кроме того, величина одного из них должна быть наполовину меньше другого. При двух занятиях в один день они представляют собой как бы одну большую суммарную нагрузку, разделенную интервалами отдыха.

План должен быть реальным, обоснованным и конкретным. Различают несколько видов планирования:

  • а) перспективное -- на ряд лет:
  • б) текущее -- на год;
  • в) оперативное -- на месяц, неделю, день.

Ведущая роль по отношению к остальным видам планирования отводится перспективному планированию.

Большинство новичков , решивших заняться бодибилдингом, с завидным постоянством, регулярно наступают на одни и те же грабли . Они хотят поскорее стать сильными и рельефными и просто выматывают себя на тренировках , занимаясь очень долго и изнурительно , так сказать, до полного изнеможения . В итоге – перетренированность, дикая боль в мышцах, дискомфорт в бытовой повседневной жизни, и необходимость двухнедельного восстановления после таких убийственных тренингов. А эффекта – ноль! Все мы это знаем! Наверное, каждый бодибилдер «по молодухе» проходил такое и побывал в этой шкуре...

Оглавление и навигация в пределах статьи:

А рецепт-то простой. Нужно делать не много. Нужно делать часто . И постоянно . За один раз невозможно накачаться и стать Шварцнегером. А вот занимаясь постоянно, по чуть-чуть, но часто, - глядишь и станешь. Ваша тренировка должна быть максимально короткой, но при этом интенсивной…. Но новичку это очень трудно понять. Ему хочется всего и сразу. Поэтому на тренировке он спешит и это сделать, и то, и еще и то успеть. И все это обязательно сделать сейчас вот в этой конкретной тренировке. В итоге, пробыв с самого утра целый день в зале, и прокачав все, что только можно было, он полностью обессиленный и выжатый, как лимон, глубоким вечером начинает ползти к выходу… Самое смешное это то, что они («желторотики») еще после этого недоумевают: «Мол, почему я так усердно тренируюсь, и все равно не расту?» Как Вы уже поняли, это - глупо, неправильно и мало эффективно.

Чтобы добиться реального ощутимого результата, нужно придерживаться системы . А система – это, ни что иное, как планирование тренировочного процесса . Создайте для себя некий график тренировок. Причем тренируйте не все сразу, а отдельные выбранные группы мышц. Не забывайте про отдых и восстановление . Например:

  • В понедельник тренируем: дельты, пресс, предплечья и голени,
  • В среду работаем над: шеей, спиной и трицепсами,
  • В пятницу делаем: грудь, ноги и бицепсы.
  • Во все остальные дни – восстановление, отдых и легкий аэробный тренинг.

Вот пример доступной сбалансированной программы для новичка. Причем вовсе не обязательно все делать в зале . Продумайте Вашу программу тренировок так, чтобы часть плана можно было выполнять и дома. Например, для нашего варианта «пятничного дня»: утром приходим в «транажерку» и быстренько за часик-полтора делаем грудь и ноги. Выполняем жим лежа, разводки, пулловер, приседания, становую тягу. Упражнения серьезные, - нужна штанга, стойка, лавка, так что идея делать эти упражнения в зале вполне оправдана. Все. Сделали. За час справились быстро и интенсивно. … Но по плану у нас в пятницу еще и бицепс... Полдня отдыхаем... Вечером приходим домой, гантели в руки – и вперед «подъем на бицепс». Пару-тройку подходов сделали, закрепили еще парой подходов «на сгибания Зотмана». Далее садимся на табурет и делаем концентрированные сгибания поочередно каждой рукой. И все это делаем, глядя любимый сериал или какой-нибудь интересный фильм – так сказать, совмещаем полезное с приятным. В результате за полчасика справляемся с проработкой нашей «двухглавой»…

Что мы имеем в итоге при такой схеме? Вместо одной тренировки, - получилось две. Но зато - максимально короткие по времени и крайне интенсивные . А это как раз то, что нам нужно – тренироваться по чуть-чуть, но часто. Естественно эффект от двух коротких тренировок значительно выше, чем от одной длинной. И восстанавливаться при таком цикле организму значительно проще. Вот по такой схеме и нужно совмещать тренировки в зале и дома . Попробуйте. Эта схема реальна очень удобная и продуктивная.

Еще одним немаловажным моментом является то, что планирование тренировочного процесса, как таковое, можно условно разбить на следующие разновидности:

И не бойтесь, что такое серьезное, детальное, скрупулезное планирование тренировочного процесса будет ставить Вас в непосильные жесткие рамки. Планы для того и составляются, чтобы, при необходимости, их нарушать. Вполне допустима и грамотная корректировка планов по ходу их выполнения. Если Вы видите, что добиться поставленного результата в отведенные сроки никак не получается, глупо упираться рогом и пытаться прыгнуть через голову. Планы должны быть реальными и выполнимыми. Но даже при самом грамотном и продуманном планировании случаются отклонения и корректировки – это просто неизбежно, и это – нормально. Надо относится к таким моментам, как к должному. С другой стороны, даже такое демократическое, свободное, условное планирование будет больше дисциплинировать Вас , приучит к терпению , трудолюбию и последовательности . А это в бодибилдинге и фитнесе, как в частности, и в любом другом виде спорта, пожалуй, самые главные моменты!

Важно понимать: бодибилдинг - это система . Не единичная отдельно взято выполненная до изнеможения тренировка не приносящая ничего полезного. А грандиозный скрупулезный план. План на всю свою жизнь! Вот Вы думаете, как Арнольд Шварценеггер стал неоднократным чемпионом? Он сразу родился покрытый мышцами? Или может быть: он пришел однажды в зал и целый день упорно качался, доводя себя до полного отказа, - и за день стал таким мощным? – конечно же, нет! Он поставил себе цель. Цель всей своей жизни. Свою мечту. И, соответственно, план – ни на день, ни на неделю, ни на год. А на всю свою жизнь. И упорно, поступательно день за днем выполнял этот план, с каждым шагом приближая свою мечту. В конце концов, приложив все силы, терпение, упорство и настойчивость, смог достичь поставленной задачи, и теперь является примером для нас всех!

Друзья, заканчиваю, как обычно советом: «Мечтайте! И не просто мечтайте! Планируйте! Выполняйте план, каждый день, приближая хоть на миллиметр свою мечту, и может быть когда-нибудь, и Вы станете губернатором штата Калифорния».

В. Козловский

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ФУТБОЛИСТА.

Перспективный план - основа подготовки футболиста.

Планирование — это один из элементов управления тренировочным процессом. Под управлением в спорте принято понимать перевод системы из одного состояния в другое согласно тем задачам, которые ставят перед собой тренер и спортсмен.

Чтобы успешно управлять тренировочным процессом, надо решить как минимум следующие задачи:

1) определить цель для каждого этапа тренировки;

2) разработать методику контроля за состоянием тренирующегося;

3) определить средства и методы для оптимального проведения процесса тренировки.

Существует перспективное планирование (на несколько лет), текущее (на один год), оперативное (на месяц, неделю) и конспект занятия.

Перспективное планирование

Практика показывает, что футболисты достигают высокого уровня мастерства в среднем после 7—8 лет систематических занятий.

В зависимости от того, правильно ли намечена перспектива совершенствования спортсмена, рационально ли спланированы тренировочные средства, нагрузки, контрольные нормативы, во многом будут зависеть темпы роста его достижений, результативность тренировки в годичных циклах.

Перспективный план — основа всей подготовки спортсмена. Чтобы правильно построить перспективный план, нужно знать, какой возрастной период наиболее благоприятен для достижения наивысших результатов. Научные наблюдения показывают, что функциональные возможности организма футболиста, его приспособляемость к нагрузкам и восстановление затраченной энергии становятся оптимальными в большинстве случаев только после 21 года. Большинство случаев ухудшения функционального состояния, с временными или стойкими отклонениями в состоянии здоровья и падением работоспособности, появившимися в связи с изменениями в режиме тренировки в командах мастеров, относилось к футболистам в возрасте 18—20 лет. Поэтому для молодых футболистов, выступающих за команды взрослых, нужна особенно строгая дозировка тренировочных и соревновательных нагрузок. Все это следует учитывать, составляя перспективный план тренировки команды и отдельного футболиста.

Командный и индивидуальный перспективные планы должны быть взаимосвязаны. Сроки перспективного планирования устанавливаются в зависимости от возраста футболистов, степени их подготовленности, сроков проведения соревнований.

Обычно во взрослых командах перспективный план составляется на 4 года (интервал от одних олимпийских игр до других), в юношеских и детских командах — на весь период обучения и тренировки.

Подготовка перспективных планов не должна сводиться к механическому воспроизведению нескольких годичных планов. Надо предусмотреть рациональное изменение задач тренировки, величины тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в различные годы подготовки спортсмена.

Основное требование плана — неуклонное повышение физической, технической, тактической, волевой и функциональной подготовки футболистов.

В перспективном плане должны найти отражение следующие разделы:

1) цели и задачи многолетней тренировки;

2) спортивно-технические показатели по годам подготовки;

3) характер и объем упражнений;

4) комплектование команды;

5) места занятий, состязаний, оборудование и инвентарь;

6) врачебный и педагогический контроль.

В первом разделе раскрываются основные цели и задачи тренировки отдельно по каждому году или по отдельным этапам обучения и тренировки. Во втором разделе планируются места, которые предполагается занять в том или ином соревновании, средние контрольные нормативы для команды по годам. В третьем разделе плана отражаются все виды подготовки и примерное их процентное соотношение по годам обучения и тренировки. Объем упражнений обычно планируется во времени, отводимом на те или иные виды упражнений.

В четвертом разделе предусматривается решение вопросов, связанных с комплектованием команды. В пятом разделе планируется приобретение спортивного инвентаря и оборудования (стойки, переносные ворота, стенки и др.). Здесь же планируются места тренировок и соревнований. В шестом разделе в основных чертах раскрывается педагогический и врачебный контроль (прием контрольных нормативов, определение времени занятий, диспансерное обслуживание и т. п.).

Для определения сдвигов в физическом развитии и росте спортивного мастерства, которые происходят под влиянием тренировки, следует проводить:

1) контрольную проверку по тестам, предусмотренным планом;

2) просмотры выступлений футболистов в матчах и оценка их игры;

3)анкетный опрос футболистов с целью определения изменений в режиме их тренировки и быта.

Полученные данные обрабатывают в конце каждого года и сравнивают между собой. Это позволяет сделать определенные выводы и внести необходимые коррективы в тренировку и планы.

Процесс тренировки принято делить на несколько этапов.

Первый этап — отбор и обучение. Он обычно продолжается 1—2 года и завершается, когда занимающиеся уже владеют основами техники.

Второй этап — тренировка, он длится обычно 5—6 лет. Условное его окончание — переход в команду мастеров.

Третий этап — спортивное совершенствование. Этот этап длится до окончания регулярных выступлений.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СПОРТЕ

План

1. Общие положения технологии планирования в спорте

2. Научно-методические предпосылки планирования подготовки спортсмена

3. Основные направления плана и программы тренировки

4. Средства и методы формирования планов и программ учебно-тренировочного процесса

5. Формы (виды) планирования на этапах многолетней спортивной подготовки

6. Документы планирования

Литература

1. Общие положения технологии планирования в спорте

Задачи спортивной тренировки, решаются в результате учебно-тренировочного процесса. Под учебно-тренировочным процессом следует понимать систему планомерно организованных занятий в специально созданных для этого учебных группах (командах) под руководством тренера-преподавателя.

В учебно-тренировочном процессе условно выделяют три вида конкретных действий: планирование, реализацию запланированного, контроль.

Из этих органически взаимосвязанных операций складывается основная собственно-профессиональная деятельность преподавателя-тренера. При этом планирование обычно осуществляется предварительно, т.е. оно не входит непосредственно в учебный процесс. Контроль же частично осуществляется как в самом тренировочном процессе, так и за его пределами (например, на прикидках, соревнованиях, медицинских осмотрах и т.д.).

Прежде чем перейти к определению терминов "планирование" и "педагогический контроль" отметим, что планирование и контроль могут быть произведены, осуществлены только при наличии цели или конкретных задач. Логика взаимосвязи планирования и цели довольно проста. Она заключается в том, что без цели (задачи) ничего спланировать невозможно. С другой стороны, не имея плана действий, затруднено достижение поставленной цели.

Структурные компоненты профессиональной деятельности в спортивной тренировке и их связи можно представить в следующей схеме:


Из схемы видно, что напрямую планируется не сама цель, а непосредственное содержание учебно-тренировочного процесса, в результате реализации которого достигается поставленная цель. Педагогический контроль при этом позволяет сверять и оценивать эффективность продвижения к цели, и в случае необходимости вносить те или иные коррективы в запланированный учебно-тренировочный процесс.

После этого общетеоретического анонса в проблему планирования определим понятия "планирование спортивной тренировки" и "педагогический контроль в спортивной тренировке".

Планирование спортивной тренировки - это система предварительно разработанных (или осмысленных) на основе цели организационных, содержательных и методических сторон, связанных с проведением предстоящего учебно-тренировочного процесса.

Планы целесообразно излагать на бумаге путем простого описания, графического или табличного изображения, хот в принципе планы могут быть зафиксированы не обязательно на бумаге, но и в памяти человека.

При разработке разных планов важно стремиться к конкретному, желательно количественному выражению планируемых показателей. Это существенно облегчит анализ и оценку эффективности учебно-тренировочного процесса, сделает возможным его научное осмысление и конструктивный педагогический контроль.

Педагогический контроль - это система мероприятий обеспечивающих проверку запланированных результатов спортивной тренировки для оценки применяемых средств, методов, нагрузок, и на их основе получение информации о качестве продвижения к цели.

Контроль считается педагогическим на том основании, что его осуществляет педагог-преподаватель. Если же контроль ведется самим занимающимся, то тогда более корректно применять термин "самоконтроль"

Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность:

1) методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи;

2) подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий;

3) составление конкретной тренировочной документации

В комплексе это определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Цель планирования - развитие тренированности и подготовленности спортсмена, обеспечивающее достижение наивысших спортивных результатов.

Объект планирования - состояние спортсмена - оперативное, текущее, этапное, являющееся следствием применения тренировочных нагрузок, всего комплекса воздействий в системе спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются

1) формы планирования;

3) результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена.

При планировании тренировочно-соревновательного процесса придерживаются, следующего порядка:

1) определяют цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса.

2) на основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность;

3) определяют средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.

Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.

2. Научно-методические предпосылки планирования подготовки спортсмена

Научно-методическими предпосылками к планированию подготовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:

1) для микроцикла - целесообразные формы сочетания ближних тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления \ специальной работоспособности организма в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок);

2) для отдельного этапа (мезоцикла) - принципиальные тенденции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содержания, объема, интенсивности и чередования;

3) для многолетних и годичных макроциклов - индивидуальные особенности развития спортивной формы отдельного спортсмена, в командных видах спорта - команды в целом;

4) специфические особенности долговременной адаптации организма к данному виду мышечной деятельности.

Одним из ведущих методических положений при планировании является вариативность тренировочных нагрузок по всем компонентам:

1) число и темп повторений;

2) амплитуда и свобода движений;

3) длительность и интенсивность выполнения упражнений;

4) величина отягощений и сопротивлений;

5) смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.);

6) время (рано утром до завтрака, днем, вечером);

7) продолжительность и число занятий;

8) музыкальное, световое, шумовое и т.п. сопровождение занятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что особенно важно для достижения необходимой адаптации систем организма спортсмена.

3. Основные направления плана и программы тренировки

Одной из существенных сторон программы управления тренировочным процессом является составление продуманного, научно обоснованного плана. Системный подход или системный принцип как организация тренировочного процесса состоит из частей, отдельные из которых имеют свои цели. Например, физическая, техническая, психологическая, тактическая подготовка хотя и являются составными частями спортивной тренировки, но при узком их рассмотрении преследуют разные цели.

Тренер понимает, что достигнуть общей цели можно в том случае, если рассматривать тренировочный процесс как единую систему, стремясь понять и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит добиться поставленной цели. Назначение системного анализа состоит в рассмотрении проблем, подлежащих решению в ходе планирования.

Тренер (спортсмен) принимает решение в отношении существующего состояния дел или перспективы их развития. Он имеет желание и полномочия действовать, чтобы изменить это состояние, Тренеру трудно подготовить на длительный срок правильное и оптимальное решение.

Практический опыт показывает, для этого следует привлекать специалистов. Обладая специфическим опытом работы, каждый из них может внести свой вклад в решение общей проблемы, в результате чего итоги работы по своему эффекту значительно превзойдут те, что можно было бы ожидать от одного исполнителя.

Системный подход к выработке решений представляет дополнительное преимущество, так как гарантирует логику анализа и обоснованность решения; субъективный подход таких гарантий не дает. Научный анализ как логический процесс использует современные средства компьютерной техники. Научный анализ требует четкого формулирования и фиксации исходных допусков, логики рассуждений и выводов. Это означает, что процесс научного анализа может быть воспроизведен и проконтролирован после того, как решение принято и результат его реализации известен.

Основные концепции системного анализа можно рассматривать как способ определения того, что является существенным в проблеме, а также как способ, позволяющий задавать вопросы по важным аспектам учебно-тренировочного процесса. Главная цель состоит в том, чтобы помочь тренеру в постановке правильных вопросов, так как от этого зависит и правильность ответа.