Налаживание социального партнерства. Социальное партнёрство как вид партнёрских отношений. Как организовывается партнерство

Лекция 7. Социальное партнерство в общественных отношениях

1. Социальное партнерство как вид общественных отношений

2. Социальное государство в системе социального партнерства.

3. Трипартистский механизм социального партнерства.

Общество является иерархизированной систе­мой. Проблема заключается в том, что состав участников разных уровней социальных взаимодействий многообразен и каждый из них выбирает (делает выбор), что и как делать: принимает ре­шение и примиряется с его последствиями. В целом участники руководствуются при этом противоречивыми ценностями одно­временно, что создает ситуации: 1) противоборства (конфликта) интересов; 2) конкуренции (соревнования); 3) социального нера­венства. Эти явления составляют универсальные свойства соци­ума, и потому задача заключается в том, чтобы научиться «жить вместе» и управлять социальными процессами в этих условиях.

В социальной среде имеет место веер состояний от сотрудничества до противоборства. Для сотрудничества характерно социальное взаимодействие партнеров на основе взаимной выгоды по дости­жению общей цели и решению единых задач. Оно обладает чер­тами согласия, взаимопонимания и доверительных отношений.

Наоборот, для противоборства характерно социальное вза­имодействие, сопровождающееся столкновением противополож­ных интересов и принуждением. Оно обладает чертами разногла­сия, соперничества и конфликта.

Основными путями разрешения конфликтов являются консенсус (согласие) и конвергенция (взаимопроникновение) на основе прагматического здравомыслия, терпимости к инако­мыслию, уважения к его носителям как партнерам по поиску истины. Одним из механизмов является компромисс как добровольная сдача позиций каждой из сторон конфликта для достижения общей цели. Тем самым снижается (снимает­ся) конфронтационная возможность развития конфликта: об­разующийся баланс интересов составляет социальный вектор, содержащий в себе примиряющие и сближающие начала.

На компромиссной основе достигается сотрудничество, пе­реходящее в социальное партнерство – это цивилизованная форма обще­ственных отношений, которая является легитимной доброволь­ной согласованностью противоположных интересов, координация (защита) усилий различных социальных групп, их общественных объединений, организаций и властных структур в решении опре­деленных социально-экономических проблем, достижении еди­ной позиции (социального консенсуса) путем переговоров, взаим­ных консультаций и заключения соответствующих соглашений (договоров).

Субъектами социального партнерства выступают: а) предста­вители государства – исполнительные органы власти; б) предста­вители капитала – предприниматели, акционеры, работодатели и их общественные объединения; в) представители труда – наемные работники и их многообразные профессиональные объединения; г) негосударственные некоммерческие организации, способствую­щие удовлетворению нематериальных потребностей граждан (групп населения), нуждающихся в социальной защите.



Социальное партнерство опирается:

а) на законодательные акты, выработанные с участием всех договаривающихся сторон;

б) на социальные институты, посредством которых дости­гается общее согласие – трехсторонние согласительные комис­сии, коллективные договоры;

в) на равную ответственность сторон, способных обеспечи­вать взятые договорные обязательства.

Социальное партнерство характеризуется следующими чертами:

1. Наличие у взаимодействующих сторон «групп интере­сов» (корпоративизма), которые преследуют не только проти­воположные, но и совпадающие цели.

2. Отношения взаимодействующих сторон ориентируют­ся на достижение взаимовыгодного «баланса интересов» путем соглашений (консенсуса), а не на конфронтацию.

3. Цивилизованное решение спорных вопросов (конфлик­тов) при непосредственном и равноправном участии тех, кого это касается.

4. Обязательность и равная ответственность сторон за ис­полнение добровольно принятых решений (соглашений, дого­воров и т.п.).

5. Полномочность представителей на ведение переговоров, заключение соглашений и их реализацию.

6. Наличие правовой базы для ведения переговоров и конт­роля за исполнением принятых соглашений, обязательств.

Данное сотрудничество социальных сил может носить принудительный или добровольный характер. Последний форми­руется на основе выгоды: люди связывают свои интересы и жизни потому, что им это выгодно. В этом заключена суть социального обмена как обязательного компонента социального партнерства.

Некоммерческая деятельность. Одна из разновидностей социального партнерства связана с деятельностью некоммер­ческих организаций (non profit) – НКО, действующих в соци­ально-культурной сфере и заменяющих бюджетные учреж­дения, финансируемые в сметном порядке. Деятельность НКО направлена на оказание социально значимых услуг благополучателям не с целью получения экономической прибыли, а осу­ществления с альтруистическими мотивами благотворительных акций, медицинской помощи, поддержки образовательных программ, защиты окружающей среды и т.п. Для властных структур это завидный партнер, берущий на себя заботы по ад­ресной социальной помощи определенным группам населения с использованием внебюджетных средств.

Главной проблемой для НКО является поиск необходимых средств для своей добровольческой общественно полезной де­ятельности. При этом имеет место сочетание финансово-мате­риальных источников. С одной стороны – это поиск сильных спонсоров (франдрайзинг), с другой – это органи­зация собственной деятельности, приносящей доход (до 50%).

Некоммерческий вид социального партнерства приносит взаимные выгоды. Во-первых , НКО оказывают помощь населе­нию и госструктурам (социальный эффект): члены организации при достижении своих целей получают моральное удовлетворе­ние в поведенческом отклике тех, кому оказаны социально зна­чимые услуги. Во-вторых , структуры бизнеса (добровольцы) за спонсоринг деятельности НКО получают выигрышные для себя социальные характеристики – репутацию, престиж, авторитет в общественном мнении и отношении к ним со стороны обществен­ности. В-третьих , наиболее универ­сальный метод государственной поддержки НКО – это льготы по налогообложению и неналоговым сборам (таможня, ис­пользование государственного имущества и др.).

Социальное партнерство как новое явление обществен­ной жизни активно развивается и утверждается с 50-х годов XX в. при регулирующей роли социально-правового государс­тва.

Что такое социальное партнерство

Как понятие, социальное партнерство понимается как система и категория рыночного общества, возникшие на конкретном этапе его зрелости, связанные с возникновением трудового рынка, в чем участвуют органы профсоюза, представляющего работников.

Социальное партнерство в сфере труда представляет собой органы и отношения, которые имеют развитие между профсоюзами работников или работодателей, а также представителями государственной власти. Такие отношения направлены на развитие и согласование взаимных интересов, которые возникают в связи с заключением трудовых договоров и имеют значение в ходе возникших взаимоотношений.

В процессе социального партнерства устанавливаются формы социальных гарантий, которые необходимы для нормального ведения трудовой деятельности. Момент возникновения данного понятия формально связывается с тем временем, когда были созданы органы МОТ, опирающиеся в своей деятельности на принципы трипартизма. Социальное партнерство в сфере труда на территории РФ имеет в качестве законодательного начала Указ Президента, изданный 15.11.1991 г. под № 212.

Благодаря социальному партнерству достигается цель разрешения споров, значение которой важно для трудового процесса, исключаются возможные проблемы. Так происходит развитие трудовых отношений, определяется их система.

Принципы социального партнерства в сфере труда

Противоречия, которые присущи социально-трудовым отношениям, разрешаются путем применения общих начал социального партнерства, основные принципы которого:

  • наличие равноправия между сторонами по инициированию диалога;
  • уважительное отношение к интересам каждой из сторон;
  • наличие заинтересованности сторон в договорном разрешении конфликта;
  • оказание государственного содействия в укреплении демократических основ социального партнерства, в чем участвуют органы власти;
  • соблюдение законодательных трудовых норм, уровни принятия которых могут быть различными, участниками отношений;
  • установление выборности лиц в органы, представляющие интересы сторон;
  • наличие свободы формы выбора, необходимой в процессе обсуждения вопросов трудовой сферы;
  • обязательность признака добровольности в принимаемых на себя обязательствах;
  • наличие фактора реальности, что имеет значение для выполнения принятых обязательств;
  • обязательность в процессе выполнения соглашений и коллективных договоров;
  • осуществление контроля за надлежащим исполнением каждого отдельного коллективного договора и соглашения, представленного как система норм, необходимая для решения проблемы, возникновение которой возможно в ходе исполнения трудовых функций;
  • установление ответственности сторон или лиц из представляющих за ненадлежащее исполнение принятых документов, обязательным условием чего являются признаки индивидуальной вины.

Виды взаимодействия

Понятие социального партнерства проявляется во взаимодействии субъектов трудовых отношений, что нацелено на достижение общих целей, связанных с урегулированием проблемы в правах работников и работодателей, их взаимных интересов, направленных на достижение общего блага, выражаемого в результатах трудовой деятельности.

Среди видов социального взаимодействия можно выделить:

  • деятельность по проведению переговоров, необходимых для заключения или изменения коллективных договоров, отраслевых и локальных соглашений, существующих, как систем трудовых взаимоотношений;
  • деятельность консультативного характера, проявляемую в переговорном процессе, к которому призывает законодательство;
  • непосредственное участие работников и представляющих их лиц в процессе управления предприятиями и организациями, путем воздействия на принципы и органы компаний различных уровней, их развитие;
  • участие в разрешении спорных вопросов, возникающих в процессе реализации трудовых отношений, что служит способом недопущения судебных разбирательств и урегулирования проблемы на досудебной стадии.

Формы социального взаимодействия

Социальное партнерство в сфере труда проявляется в ряде форм, объединенных общей целью достижения нормального взаимодействия между субъектами трудовых отношений. К таким формам относится:

  • проведение коллективных переговоров в момент заключения коллективного договора или ряда соглашений;
  • проведение взаимных консультативных переговоров в тех случаях, которые прямо обязывают к этому законодательством;
  • принятие участия в управленческом процессе организациями со стороны работников и лиц, которые являются их представителями;
  • принятие участия на стадии досудебного разрешения трудового спора.

Цели социального взаимодействия

В качестве цели, которая преследуется социальным партнерством, необходимо понимать развитие и проведение работы по согласованию интересов, имеющихся у работников и их работодателей. Такие решения должны максимально соответствовать интересам этих сторон и обеспечивать эффективность трудовой деятельности.

Взаимодействие субъектов трудовых отношений необходимо и для определения круга гарантий, которые требуются для исполнения прав, принадлежащих работникам.

Материальным выражением социального партнерства являются соглашения, которые принимаются в порядке достижения договоренностей и согласования программ, влияющих на дальнейшее развитие и сотрудничество.

Обеспечить социальное взаимодействия позволяют государственные органы, законодательные и локальные акты, принятие которых обосновано мнением отдельных социальных партнеров.

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями - защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.

Подробнее о разных трактовках понятия

Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями. В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем. Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.

По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями. Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку. Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.

Важность социального партнерства

Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.

В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.

Основными принципами социального партнерства являются следующие:

  1. Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
  2. Учитываются интересы всех участников.
  3. Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
  4. Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
  5. Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
  6. Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
  7. Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
  8. Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
  9. Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
  10. При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.

Функции

Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов. Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда). Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.

Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.

История возникновения

Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.

Формы социального партнерства

  1. Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
  2. Составление коллективных договоров.
  3. Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
  4. Управление организацией работниками и профсоюзом.
  5. Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Роль государства

Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:

  1. Контролирует законодательство.
  2. Принимает новые правовые акты.
  3. Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
  4. Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
  5. Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
  6. Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
  7. Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.

Главная задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Социальное партнерство: принципы, уровни

В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:

  1. Федеральный (основы урегулирования отношений).
  2. Региональный (порядок регуляции в субъектах).
  3. Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
  4. Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
  5. Локальный (в рамках определенной организации).

Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.

Заключение

Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:

  1. Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
  2. Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
  3. Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
  4. Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.

Особую актуальность в настоящее время приобретает одна из мировых тенденций взаимодействия государства и частного бизнеса - взаимодействия, направленного на объединение форм государственного и негосударственного социального регулирования - социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Социальное партнерство: сущность, задачи, принципы

Социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда. При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между работниками, работодателями (предпринимателями), органами государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции, о создании такого положения, при котором любой собственник мог бы обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник - достойные условия своего существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства.

В научной литературе и практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно и многоаспектно. Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и властными структурами; другие - как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи - как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. Можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие, уточняющие данное понятие с другой стороны.

Субъектами социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются наемные работники, работодатели и государство. Институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Объектом социального партнерства являются социально-трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда, различного рода трудовых споров и т.д.).

Основными целями социального партнерства являются согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов; содействие решению актуальных экономических и политических задач; укрепление демократии и стабильности; формирование социального правового государства, гражданского общества.

Партнерство представляет собой процесс согласования интересов , процесс создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, но согласные, невзирая на различие интересов, соблюдать общие «правила игры», партнерские нормы, взаимные договоренности. Поэтому важно иметь в виду, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений. Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления; с принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений. В разработке и процессах их принятия участвуют большие группы людей, трудовые коллективы (организации), представители населенных пунктов, территорий. В качестве организаторов переговорного или согласительного процесса чаще всего выступают властные структуры или лица, группы людей, обладающие собственностью, властью.

Общая стратегия социального партнерства в России сегодня состоит в том, чтобы на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, используя преимущества переговорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и политических отношений на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном и на предприятиях.

За последние годы в нашей стране сделано немало для формирования правовой базы развития партнерских отношений. Принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы организации и порядок регулирования социально-трудовых отношений. Однако следует констатировать, правовое обеспечение социального партнерства находится в стадии становления.

С правовой точки зрения социальное партнерство - это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования.

Принципы социального партнерства провозглашаются в Конституции РФ, там определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).

Трудовой кодекс РФ содержит разд. II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23-55). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений. В Федеральном законе от 12.01.1996 № 10 (ред. от 30.12.2008) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральном законе от 27.11.2002 № 156 (ред. от 01.12.2007) «Об объединениях работодателей», Законе РФ от 11.03.1992 № 2490 (ред. от 29.06.2004) «О коллективных договорах и соглашениях» - обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.

Коллективные договоры и социально-партнерские отношения в России появились еще в начале XX в., но правовое урегулирование впервые получили в Кодексе законов о труде 1918 г. и Положении о порядке утверждения коллективных договоров 1918 г.

В Российской Федерации социальное партнерство на более высоком уровне, чем организация, стало впервые регулироваться в 1992 г. Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях». В нем впервые в российском законодательстве употребляются термины «социальное партнерство» и «коллективные переговоры», хотя в мире они появились еще в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг., а в международных актах МОТ закреплены после Второй мировой войны.

До принятия Закона «О коллективных договорах и соглашениях» этот термин был впервые использован в ныне утратившим силу Указе Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15.11.1991. Указ в целях создания системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений ввел в практику ежегодное заключение генеральных и отраслевых соглашений между тремя социальными партнерами: соответствующими объединениями профсоюзов, работодателей и органами исполнительной власти.

Всеми перечисленными правовыми актами заложены основные принципы партнерских отношений: равноправие, добровольность, приоритетность, социальная справедливость, согласование интересов.

Равноправие - как одинаковые, гарантируемые конституцией экономические, социальные, политические и личные права граждан, официально признанное равенство граждан, в нашем случае работников, как один из ключевых моментов демократии. Этот принцип имеет большое значение для осуществления партнерских, договорных отношений, когда независимо от занимаемого статуса, материального положения и обладания властью, идет нормальный, равноправный переговорный процесс.

Приоритетность - как первенство во времени: первые по значению в определенной совокупности вопросы, социальные, экономические и другие проблемы. Например, приоритетными в деятельности профсоюза являются вопросы защиты нрав и интересов работников. А в условиях рынка эти вопросы решаются путем заключения коллективных договоров и тарифных соглашений, контрактов, в которых должны оговариваться условия продажи наемными работниками своего труда, гарантии предоставления работникам определенных условий труда и других социальных благ. Таким образом, если эти вопросы будут успешно решаться профсоюзами, то они займут то место, которое им принадлежит во всем цивилизованном мире.

Понятие «социальная справедливость» содержит в себе определенные исторически конкретные представления о неотъемлемых правах и свободах человека. Это прежде всего требование соответствия между ролью тех или иных индивидов, социальных групп в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями; трудом и вознаграждением, общественным признанием. Несоответствие в этих отношений оценивается как социальная несправедливость. Этот принцип в партнерских отношениях реализуется в формах координации и распределения труда, его результатов, регулирования трудовых и социальных процессов в соответствии с законодательством. В то же время этот принцип нельзя понимать как уравнительность. Социальная справедливость проявляется также в том, что средства жизни члены общества получают только за счет своего труда, а те, кто только еще готовится к трудовой деятельности или нетрудоспособен, обеспечиваются за счет общества. В соответствии с принципом социальной справедливости различные системы заработной платы, распределения доходов строятся на принципе соответствия количеству и качеству труда. Социальная справедливость социально-трудовых отношений означает также фактическое, независимо от отношений собственности и власти, равноправие (равенство нрав и обязанностей) всех участников переговорного процесса.

Принцип социальной справедливости содержит в себе компоненту материального обеспечения социальных гарантий, создания равных возможностей равного доступа к благам, необходимым для развития способностей человека, его достойного существования. Данный принцип сочетает в себе, с одной стороны, факторы, обеспечивающие условия для развития личности, а с другой - наиболее естественную связь между мерой участия в производственном процессе и мерой потребления. Он позволяет в государственном масштабе регулировать процесс самообеспечения человека через личную инициативу и социальную помощь нуждающимся.

Принцип социальной справедливости предполагает также осуществление государством регулирования стихийных процессов поляризации богатства, имея главной целью борьбу с бедностью, а не богатством. В данном случае проблема должна решаться не путем выдачи пособий нуждающимся и внедрению иждивенчества, а путем реализации программ, призванных расширять занятость, содействовать в трудоустройстве, предоставлять гарантии равенства возможностей, подоходное налогообложение, поддерживать общественные фонды, развивать и расширять систему бесплатного здравоохранения и образования, свободное предпринимательство и т.д.

Другим важнейшим принципом социального партнерства можно считать максимальный учет интересов каждого из партнеров, и особенно экономических, согласование их и по возможности более полная реализация. В то же время закономерности общественного развития свидетельствуют о том, что в обществе не может быть единства экономических интересов. Различные социальные группы занимают свое особое положение, место в структуре общества, в том числе и в экономической подсистеме. Гармонично и бесконфликтно общество может развиваться только в условиях согласованности экономических интересов государства, предприятия, фирмы и граждан.

Рабочие и предприниматели, работодатели (собственники) и наемные работники, государство заинтересованы в получении прибыли, развитии производства, сохранении рабочих мест, улучшении условий труда, повышении конкурентоспособности продукции, в своевременной уплате налогов. Поэтому согласование, взаимный учет интересов, их координация как раз и являются наиболее трудной задачей и в то же время важнейшим принципом жизнеспособности партнерских отношений.

Согласование интересов работников, работодателей, властных структур способствует активному вовлечению трудящихся в процесс управления, а новый тип отношений собственности - формированию среднего класса , сглаживанию поляризации в обществе, массовому вовлечению различных социальных групп, слоев в рыночные отношения. К сожалению, у большинства российских предпринимателей явно прослеживается психология краткосрочных выигрышей, достигаемых из-за безысходности и вынужденного доверия наемных работников к работодателям и властным структурам.

Социальное партнерство означает предоставление различным социальным общностям права участвовать в политическом и экономическом процессах, в формировании общественного мнения, процессах принятия решения. В этом, на наш взгляд, и состоит главная задача социального партнерства - не нивелировать различные интересы, а учитывать их различия в проведении согласованных решений без оглядки на отношение к собственности, согласованной социально-экономической политике.

В мировой практике с учетом наличия разных форм собственности сложились и разные формы социального партнерства: бипартизм и трипартизм. Эти виды партнерских отношений возможны на нескольких уровнях: общегосударственном, отраслевом, межотраслевом, региональном, местном, территориальном и на уровне предприятия. Система соглашений, соответственно, может быть представлена Генеральным соглашением; отраслевыми (тарифными) соглашениями; специальными соглашениями, касающимися каких-то конкретных социально-экономических проблем, и коллективными договорами (контрактами), которые заключаются на предприятиях, в организациях, учреждениях для регулирования трудовых отношений. Такие договоры в основном являются двухсторонними - между работниками и работодателями, но могут быть и трехсторонними при участии отдельных представителей отраслевых структур и объединений, органов местного самоуправления.

Наиболее значимыми проблемами партнерских отношений па уровне предприятия являются регулирование оплаты и условий труда работников, разработка и создание стройной системы стимулирования труда. Анализ этих и некоторых других проблем, существующих на предприятии, показывает, что социальное партнерство в этой области неравномерно, противоречиво и осуществляется с немалыми трудностями. Исследования, проводимые в последние годы в трудовых организациях, показывают, что не всегда взаимодействие между профсоюзами и работодателями результативное. Необходимо учитывать также, что на многих предприятиях профсоюзы вообще отсутствуют.

Необходимо также отметить, что система социального партнерства в России, особенно на практике, серьезного развития пока что еще не получила. Это механизм развитого, стабильного демократического общества. Уровень развития социального партнерства можно считать показателем экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества. В поступательном развитии такого общества и формируются необходимые условия для реализации партнерских отношений.