Как получить помещение общественной организации. Предоставление помещения в аренду социально ориентированной некоммерческой организации Кто должен оплачивать помещение общественной организации

Да, может, для коммерческой организации – арендатора такой договор аренды не несет каких-либо рисков.

Однако некоммерческая организация (НКО) вправе осуществлять только такую предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям, для достижения которых она создана (целям, указанным в уставе (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ). Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, НКО ограничена в выборе видов коммерческой деятельности, в отличии от коммерческих организаций, которые вправе заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, достаточно только внести изменения в ЕГРЮЛ и устав (при необходимости), и получить лицензию. Однако прямого запрета или ограничений на передачу в аренду некоммерческой организацией временно не используемых площадей законодательством не установлено. Поэтому если передача имущества в аренду не запрещена уставом и совместима с целевой деятельностью организации, НКО вправе заключить договор аренды. Если запрет в уставе установлен – есть риск признания такого договора недействительным (в суде, по иску заинтересованных лиц).

При этом правила заключения такого соглашения одинаковы для всех хозяйствующих субъектов: договор аренды должен быть заключен в письменной форме, долгосрочный договор аренды – т. е. заключенный на срок от 1 года – подлежит обязательной государственной регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Причем он считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ , п. 3 ст. 433 ГК РФ). Если такой договор не зарегистрирован, то для всех третьих лиц он считается незаключенным и не порождающим правовых последствий для третьих лиц, которые не выступали сторонами по договору.

Регистрация договора аренды производится территориальными органами Росреестра в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. № 765 «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме».

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться любая из сторон договора (абз. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; далее – Закон о госрегистрации).

Общий перечень документов, представляемых на регистрацию договора аренды, указан в пункте 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184 . В частности, в него входят устав организации, документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших договор, свидетельство о государственной регистрации юридического лица и т. п.

Государственная пошлина за регистрацию договора аренды взимается в размере 2 тыс. руб. с физических лиц и 22 тыс. руб. с организаций ().

Государственная регистрация по общему правилу осуществляется в течение месяца со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (п. 3 ст. 13 Закона о госрегистрации).

Регистрация договора

Если организация сдает в аренду недвижимое имущество, то такой договор, заключенный на срок от одного года и выше, подлежит обязательной госрегистрации (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Причем договор считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Главбух советует: для того чтобы избежать регистрации договора аренды, заключите соглашение на срок менее года (п. 2 ст. 609 , п. 2 ст. 651 ГК РФ). По окончании этого периода продолжите исполнять условия договора (если нет возражений со стороны арендодателя или арендатора). Тогда соглашение будет пролонгировано на неопределенный срок ( , п. 2 ст. 610 ГК РФ).

Ситуация: нужно ли регистрировать в отделении Росреестра договор аренды нежилого помещения в здании. Договор заключается на год и более

Да, нужно.

Несмотря на то что нежилые помещения в зданиях не относятся к зданиям или сооружениям, они неразрывно с ними связаны. Поэтому данные объекты также являются недвижимостью. В Гражданском кодексе РФ нет особых правил для регистрации договоров аренды нежилых помещений в зданиях. Следовательно, к ним применяются общие правила. Поэтому если срок аренды нежилого помещения в здании превышает или равен году, то его нужно зарегистрировать (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Необходимость госрегистрации договоров аренды нежилых помещений подтверждает информационное письмо Президиума ВАС РФ от 1 июня 2000 г. № 53 .

Ситуация: нужно ли регистрировать договор аренды в Росреестре, если он был заключен на срок менее года, а затем пролонгирован на неопределенный срок

Нет, не нужно.

Порядок госрегистрации договоров аренды прописан в Законе от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ . С заявлением о регистрации договора в территориальное отделение Росреестра (по местонахождению недвижимости) имеет право обратиться любая из сторон (как арендодатель, так и арендатор). Форма заявления о регистрации прав на недвижимость законодательством не установлена. Поэтому территориальные отделения Росреестра разрабатывают такие бланки самостоятельно (например, в г. Москве действует следующая форма). Если в аренду сдается земельный участок, то заявитель дополнительно должен приложить кадастровый план участка. Если предметом договора аренды являются здания, сооружения (их части) – представьте дополнительно поэтажный план здания. На нем следует выделить те помещения, которые передаются арендатору, и указать их площадь.

Такой порядок следует из положений , пункта 4 статьи 2 и статьи 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ и пункта 5.1.1 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 .

В то же время, если право на недвижимое имущество ранее было зарегистрировано за арендодателем, представление кадастрового паспорта на объект аренды не обязательно. Стороны могут представить иной документ, содержащий графическое и (или) словесное описание передаваемого в аренду объекта недвижимости (например, удостоверенный сторонами графический план объекта аренды). В таких случаях отказ в регистрации договора аренды не допускается (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73).

За госрегистрацию договора аренды необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет для граждан 1000 руб., для организаций – 15 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Никаких правил относительно того, кто должен оплачивать госпошлину за госрегистрацию договора аренды недвижимости (арендатор или арендодатель), ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит. Поэтому данный вопрос нужно оговорить заранее – в момент заключения договора аренды (например, путем внесения условия об оплате госпошлины в содержание самого договора) ().

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями также могут быть лица, которым право сдавать имущество в аренду предоставлено законом или его собственником. Например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, владеющие государственным имуществом на праве хозяйственного ведения (). Это предусмотрено в Гражданского кодекса РФ.

Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

«Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации

1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;

устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;

учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;

Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида и типа.

2. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

3. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.*

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов».

Департамент труда и социальной защиты предоставляет 50 помещений для некоммерческих организаций. Помещения распределят на конкурсной основе. Занять новые площади НКО смогут в декабре 2019-го и в течение 2020 года.

Какие организации смогут претендовать на бесплатные офисы и в каких пространствах нуждаются сегодня НКО, обсуждали в столичном центре «Моя карьера» представители департамента и некоммерческого сектора.

«Мы хотим создать такие условия, которые помогут нам и вам быть более полезными людям, нуждающимся в помощи, — говорит Александра Александрова , первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. — У нас есть 50 свободных помещений, принадлежащих департаменту. И мы решили отдать их НКО, потому что все равно мы все занимаемся общим делом — социальной помощью жителям столицы. НКО — наши партнеры. Поэтому мы хотели бы передать пустующие пространства на взаимовыгодных условиях».

По словам Александровой, каждое помещение нуждается в ремонте. До конца 2019 года планируется сдать 20 объектов. Чтобы к завершению ремонта было понятно, кто займет тот или иной офис, власти заранее хотят провести конкурс среди некоммерческих организаций.

Объекты площадью от 55 до 362 квадратных метров расположены в девяти округах Москвы. В каждом офисе будет охранная и пожарная сигнализация, доступ в интернет, кондиционер и офисная мебель. Оформлять пространство организации смогут по собственному желанию.

«Одна из самых важных потребностей для НКО — это офисы, — подчеркивает Елена Тополева , директор АСИ. — Здорово, что сейчас власти советуются с некоммерческим сектором, предлагают им самим подумать и обсудить устройство и оборудование этих помещений, каким НКО и на каких условиях предоставлять площади».

Конкурсный отбор

Условия конкурса пока на стадии разработки. Когда начнется прием заявок, тоже еще неизвестно. Но очевидно, что на помещения смогут претендовать уже зарекомендовавшие себя организации, действующие более трех лет, финансово устойчивые и с прозрачной отчетностью.

Елена Альшанская , президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», считает, что помещения нужно давать под деятельность организаций, а не под проект.


Фото: Елена Алмазова

«Важно создавать пространство под потребности НКО и тех, ради кого работает конкретная организация, — говорит Альшанская. — Город тоже заинтересован в том, чтобы увеличилось количество предоставляемых социальных услуг, росли объемы помощи населению. Поэтому лучше не сосредотачиваться на офисах, а давать помещения для работы с людьми».

Однако в вопросе, давать ли строго одной организации одно помещение или все-таки можно разделить пространства между несколькими претендентами, мнения участников дискуссии разделились. Например, центры, работающие с детьми, готовы объединяться с волонтерами и молодежными организациями.

«Нужно дать возможность организациям предоставлять комплексную заявку. Если они договорились о конкретной общей деятельности и понимают, как будут использовать эти помещения, то, на мой взгляд, это большой плюс. Таким образом помещения точно не будут простаивать», — уверен Юрий Белановский , руководитель добровольческого движения «Даниловцы».

Организации, предоставляющие психологическую помощь населению или услуги реабилитации, хотели бы получить отдельное помещение.

«Одно помещение — одна организация, — говорит Леонид Тарасов , директор Центра социокультурной анимации «Одухотворение». — Это удобно с точки зрения ведения хозяйственной деятельности. Также своя атмосфера должна быть создана, особенно если есть благополучатели с инвалидностью. В этом случае и пространство подстраивают под особенности людей». Участники обсуждения отметили, что все помещения, предоставляемые НКО, должны быть оборудованы пандусами для доступа людей с инвалидностью.

«Контракт должен быть заключен на три года с возможностью пролонгации по результатам оценки работы организации. Помещение не должно простаивать. Тип деятельности, который был указан в заявке, должен соответствовать действительности. Если не совпадает, то с такой организацией могут расторгнуть контракт», — полагает Елена Альшанская.

Также эксперт считает, что под коммерческую деятельность давать помещения бесплатно нельзя. Исключения могут быть сделаны для организаций — поставщиков социальных услуг.

Обсуждая, кто будет оплачивать уборку помещений, охрану и обслуживание (город или НКО), участники встречи пришли к выводу, что это нужно подробно расписать в условиях контракта.

В завершение дискуссии Юрий Белановский предложил московским властям посодействовать в создании наружных вывесок для организаций, чтобы люди знали, куда можно обратиться за помощью.

31.01.2017

На государственном уровне имущественная поддержка НКО в виде предоставления им нежилых помещений давно существует в виде федеральных законов и постановлений правительства

Например: (статья 31.1 ФЗ №7 «О некоммерческих организациях», постановление правительства РФ №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»). Однако в реальной жизни все обстоит не так просто.

Предполагается, что региональные и местные администрации могут предоставлять НКО помещения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. Формы такой поддержки несколько:

Передача зданий, помещений в безвозмездное пользование некоммерческим организациям;
Передача зданий, помещений в краткосрочную (до одного года) или долгосрочную аренду по льготным ставкам арендной платы;
Предоставление НКО безвозмездно или на льготных условиях помещений для проведения отдельных мероприятий;
Предоставление некоммерческим организациям возможностей для работы на базе государственных и муниципальных учреждений соответствующего профиля;
Создание специализированных государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих некоммерческим организациям безвозмездно или на льготных условиях помещения для проведения отдельных мероприятий или для регулярного ведения деятельности.

Для передачи во временное пользование некоммерческим организациям может быть также использовано недвижимое имущество и некоторых других категорий - по направлениям деятельности соответствующих НКО, например, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), объекты спорта.

Однако сложившаяся практика показывает, что вопрос об эффективности подобного использования государственного и муниципального имущества, равно как и об ее независимой оценке почти нигде не ставился. Не проработана и нормативно-правовая база, которая обеспечивала бы равный доступ некоммерческих организаций к такой форме поддержки, как передача им помещений во временное пользование на льготных условиях.

На региональном и тем более местном уровнях практически не урегулированы вопросы предоставления помещений во временное пользование НКО на льготных условиях, нет подробного описания административных процедур, требований к порядку их выполнения.

Но попытаться получить помещение для своей деятельности на льготных условиях СО НКО все же могут.

Вам надо найти перечень государственного и муниципального имущества, который, согласно пункту 7, статьи 31.1 все того же ФЗ№7 «О некоммерческих организациях», обязательно должен быть опубликован в СМИ и находиться на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местных администраций.


В этом перечне или реестре есть информация о зданиях и помещениях (как правило, приведён их перечень с указанием адреса, площади и иной информации), которые предлагаются в аренду. Но учтите, что этот перечень или реестр является общим для всех, и там нет никаких ссылок на то, что эти помещения предоставляются именно НКО. Например, московский перечень можно найти

После того, вам нужно обратиться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта или в местную администрацию и предоставить полный пакет документов, в том числе подтверждающих социальную ориентированность НКО. К ним вы можете приложить и запрос о предоставлении преференции. Если его не удовлетворят, вы все равно ничего не теряете. Зато в случае положительного решения, НКО получит серьезную дополнительную поддержку, например, льготную арендную плату за пользование зданием или помещением.

Должностные лица могут заявить, что выбранное вами помещение может быть передано НКО только после проведения конкурса или аукциона, ссылаясь на статью 17.1 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Но конкурс не проводится, если речь идет о социально ориентированной НКО. В той же статье, в конце пункта 1 сказано: «за исключением предоставления указанных прав на такое имущество», и далее перечисляются такие исключения, а подпункт 4 относит к таким исключениям и социально ориентированные НКО. Соответственно, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и/или пользования государственным или муниципальным имуществом (в том числе зданий и помещений), с НКО на основании и при соблюдении условий п.4 ч.1 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции» осуществляется без проведения торгов.

Помните, что переданное вам имущество, в том числе и помещения, можно использовать только по целевому назначению. Запрещаются его продажа, переуступка прав пользования им, передача прав пользования в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности. В противном случае выдавшие вам помещение органы власти вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав владения и/или пользования имуществом.

НКО или некоммерческие организации - так принято в обществе называть подобный вид деятельности. НКО сложно назвать прямым бизнесом, но зарабатывать на этом фоне точно можно. Если говорить в общем, то сам бизнес держится на энтузиазме посредников, инвесторов и самой группы людей, которыми была создана такая организация.

Сама суть создания НКО лежит в возможности отстаивания своих интересов от юридического лица, заручившись поддержкой конкретной организации для достижения цели. Дополнительно, некоммерческие организации создаются для того, чтобы привлечь внимание «третьей стороны». Ярким примером тому является форд, как одна из форм НКО. Для ее существования берутся деньги третьей стороны. Но, не всегда получается работать исключительно на добровольных началах.

Откуда берутся деньги и как получить прибыль?

С формой стало понятно. Теперь осталось немного разобраться откуда могут взяться доходы с некоммерческих организация. Опять приведем яркие примеры - церковь, религиозная организация, учреждение, товарищество, партия и так далее.

На самом деле форм НКО очень много, они прописаны в законодательстве и каждая копеечка прибыли обязана идти на благо самой организации. Но, все доходы не облагаются налогами. Если в церковь идет бабушка и несет часть своей пенсии на строительство самого храма и помощь, на содержание, то от этой части доходов государство не имеет права брать налоги.

Еще можно привести пример, как созданный фонд во блага запрета на снос исторически важного здания при помощи пожертвований и поддержки со стороны достигает своей цели, но при этом зарабатывает около 45 тыс. $. Вот так без налогов, на одних пожертвованиях.

Такая отрасль может вызывать мнение золотой жилы. Отчасти оно так и есть. Если говорить от правового лица, то НКО требуют постоянного финансирования и существуют несколько разрешенных государством форм:

1. Пожертвования и взносы на добровольных основах;
2. Предпринимательская деятельность;
3. Поступление от учредителей организации;
4. Доход от долевых участников организации.
Также помощь для НКО может в форме отказа платы за эксплуатацию помещения или предоставление в пользование имущества.

Подробнее о финансах.

Созданные некоммерческие организации могут использовать свои средства лишь по общему согласию объединения. При этом, может быть созданы смета доходов и даже иметься самостоятельный баланс.

Смета может отображать финансовый план организации. Такой план разбивается на кварталы и даже на целый год. Именно здесь фиксируется приход и расход средств, а также их движение. При этом поступившие средства должны соответствовать целевым расходам. При этом, подобный принцип распределения средств не обязывает потратить все доходы в первый же год существования, а может растянуться на несколько лет.

В любом случае вложение денег в определенную цель позволит в дальнейшем получить хорошую прибыль всех для всех участников НКО. Но, даже для подобного вида деятельности необходим так называемый бизнес-план для создания.

Документальная часть.

Для создания НКО необходим такой пакет документов:

1. В первую очередь создается заявление от юридического лица. Период рассмотрения составляет 3 месяца;
2. Оплата государственной пошлины - от 50 до 200 $ в зависимости от выбранного вида НКО;
3. Протокол учредительного решения НКО;
4. Устав, учредительская документация;
5. Реквизиты НКО;
6. Документы на право владения помещением, оборудованием (договор аренды, чеки на покупку).
Этап оформления документов может быть затратным и стоит владельцам около 250 $.

Помещение.

Создание некоммерческой организации нуждается в аренде помещения. Для этого часто арендуют квартиру, офис в бизнес-центре или отдельностоящее помещение. Само здание должно быть со всеми коммуникациями для удобства работы самих сотрудников. Это общепринятые коммуникации: свет, газ, вода, отопление.

Для работы, к примеру, фонда достаточно и 40 метров квадратных. А если целью организации будет прием благотворительности для беженцев или бедных семей, то площадь должна быть в разы больше. Поскольку ежедневно туда может приходить большое количество посетителей. Интерьер в помещении может быть скромный, классический, без излишков. Если придется платить за аренду, то это будет стоить около 150-300 $.

Оснащение.

Помещение должно быть предусмотрено для работы. Для этого необходимо купить такое оснащение:

1. Компьютеры - около 700 $;
2. Телефоны - 200 $;
3. МФУ или сканер, принтер, ксерокс - 400 $;
4. Борды - 80 $;
5. Оборудование для презентаций - 130 $.
Также необходимо офисная мебель: столы, стулья, диванчики, шкафы, полки, возможно, сейф, офисные кресла, предметы интерьера. Как было уже оговорено выше, мебель может быть закуплена или передана в дар НКО. Но, все-таки, стоит предусмотреть 2 тыс. $ на этот аспект.

Работники.

Даже НКО требует найма персонал. Обычно в роли выступают работники офиса или администраторы, маркетологи, бухгалтер. Весь персонал может насчитывать 5 человек, а может доходить и до сотни, особенно если ваш фонд действительно большой, то работников необходимо достаточно.

Часть людей может работать и на добровольных началах, но большая половина будет оформлена на работу и иметь определенную сумму заработной плата. Минимально, на что необходимо будет рассчитывать - это 1,5 тыс. $.

Если опять же обратиться к фонду, то о нем должны знать максимальное количество людей. О том, что вы собираете средства должно говориться по телевизору и радио с указанием реквизитов, обозначаться в журналах и газетах, описываться на бордах вашего города. Также обычно помогают с этим волонтеры. Они готовы стоять на добровольных началах и просить у приходящихся обратиться к вашей проблеме. Помимо этого, могут поводиться агитации, встречи, собрания, как вид привлечения к вашей некоммерческой организации. На рекламу стоит подготовить не менее 300 $.

Перечень затрат.

Создание НКО заставляет вложить средства в четыре основных аспекта:

1. Оформление документов - 250 $;
2. Помещение - 150-300 $;
3. Оснащение - 2 тыс. $;
4. Персонал - 1,5 тыс. $;
5. Реклама - 300.

Открытие НКО влечет за собой вложения в размере не менее 4 тыс. $. Расчет велся на примере организации фонда.

Как насчет прибыли?

Возвращаясь опять к созданию фонда, то прибыль может быть действительно большой. Она может представлять собой тысячи долларов ежемесячно, которые могут пойти на строительство или реконструкцию выбранного объекта. К примеру, в среднем один фонд получает порядка 5-8 тыс. $ в месяц. А вот инвесторами могут быть как физические, так и юридические лица, вне зависимости от деятельности и статуса.

Развитие.

Даже эта отрасль может развиваться. Можно создать большой фонд с множеством филиалов по всей стране, главное, чтобы созданная цель или проблема была действительно актуальной. Еще, обращаясь к западной стороне мира, в Европе и США уже несколько лет работают и развиваются НКО, у которых по законодательству существует возможность отдавать лишь 35% собственных доходов на нужды самой организации, а остальная часть может смело иметь название дохода. Возможно, скоро и в нашей стране обратят большее внимание на данный аспект и предложат подобную возможность.

Читайте так же:

В соответствии со статьей 31 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе;

Правила предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.

2. Реализация настоящего постановления осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным Министерству и Агентству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе

1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (далее - перечень).

2. В перечень могут быть включены только нежилые помещения, находящиеся в федеральной собственности и свободные от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией) (далее - нежилые помещения).

3. Формирование перечня осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - уполномоченный орган).

4. Уполномоченный орган в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, определяет в составе имущества государственной казны Российской Федерации нежилые помещения, которые могут быть предоставлены социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (далее - организации), и принимает решения о включении нежилых помещений в перечень.

5. Решение уполномоченного органа о включении нежилого помещения в перечень или об исключении нежилого помещения из перечня содержит следующие сведения о нежилом помещении:

а) общая площадь нежилого помещения;

б) адрес здания, в котором расположено нежилое помещение (в случае отсутствия адреса - описание местоположения здания);

в) номер этажа, на котором расположено нежилое помещение, описание местоположения этого нежилого помещения в пределах этажа или здания.

6. Уполномоченный орган исключает из перечня нежилое помещение в случае, если 2 раза подряд после размещения уполномоченным органом в установленном порядке извещения о возможности предоставления нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду организации в течение указанного в таком извещении срока не подано ни одно заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или заявления о предоставлении нежилого помещения в аренду.

7. Ведение перечня осуществляется в электронном виде уполномоченными должностными лицами уполномоченного органа.

8. В перечень вносятся сведения о нежилом помещении, содержащиеся в решении уполномоченного органа о включении нежилых помещений в перечень, а также следующие сведения:

а) год ввода в эксплуатацию здания, в котором расположено нежилое помещение;

б) информация об ограничениях (обременениях) в отношении нежилого помещения:

вид ограничения (обременения);

срок действия ограничения (обременения);

информация о лицах (если имеются), в пользу которых установлено ограничение (обременение):

полное наименование;

местонахождение;

основной государственный регистрационный номер;

идентификационный номер налогоплательщика;

в) реестровый номер федерального имущества;

г) день принятия уполномоченным органом решения о включении нежилого помещения в перечень.

9. Включенные в перечень нежилые помещения группируются по субъектам Российской Федерации, на территории которых они расположены.

10. Сведения о нежилом помещении, указанные в пункте 8 настоящих Правил, вносятся в перечень в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о включении этого нежилого помещения в перечень.

В случае изменения сведений, содержащихся в перечне, соответствующие изменения вносятся в перечень в течение 3 рабочих дней со дня, когда уполномоченному органу стало известно об этих изменениях, но не позднее чем через 2 месяца после внесения изменившихся сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости.

Сведения о нежилом помещении, указанные в пункте 8 настоящих Правил, исключаются из перечня в течение 3 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения об исключении этого нежилого помещения из перечня в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

11. Перечень публикуется на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Правила предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе федерального имущества, включенного в перечень федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе, формируемый в установленном порядке (далее - перечень).

Действие настоящих Правил распространяется только на предоставление нежилых помещений, включенных в перечень (далее - нежилые помещения), во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям, за исключением государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций, учрежденных Российской Федерацией (далее - организации).

2. Нежилое помещение предоставляется организации во владение и (или) в пользование на следующих условиях:

а) предоставление нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду на 5 лет;

б) предоставление нежилого помещения в безвозмездное пользование при условии осуществления организацией в соответствии с учредительными документами одного или нескольких видов деятельности, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - виды деятельности), в течение не менее 5 лет до подачи указанной организацией заявления о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование;

в) предоставление нежилого помещения в аренду при условии осуществления организацией в соответствии с учредительными документами одного или нескольких видов деятельности в течение не менее одного года до подачи указанной организацией заявления о предоставлении нежилого помещения в аренду;

г) использование нежилого помещения только по целевому назначению для осуществления одного или нескольких видов деятельности, указываемых в договоре безвозмездного пользования нежилым помещением или договоре аренды нежилого помещения;

д) установление годовой арендной платы по договору аренды нежилого помещения в рублях в размере 50 процентов размера годовой арендной платы за нежилое помещение, определяемой на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, предшествующую размещению в установленном порядке извещения о возможности предоставления нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду организации (далее - извещение) не более чем на 60 дней, которая не подлежит изменению в течение действия договора аренды нежилого помещения;

е) запрещение продажи переданного организациям государственного имущества, переуступки прав пользования им, передачи прав пользования им в залог и внесения прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности;

ж) наличие у организации, которой нежилое помещение предоставлено в безвозмездное пользование или аренду, права в любое время отказаться от договора безвозмездного пользования нежилым помещением или договора аренды нежилого помещения, уведомив об этом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - уполномоченный орган) за один месяц;

з) отсутствие у организации просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и (или) государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год и задолженности по арендной плате по договорам аренды находящегося в федеральной собственности государственного имущества. Это условие считается соблюденным, если организация обжаловала наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день заключения договора безвозмездного пользования нежилым помещением или договора аренды нежилого помещения не вступило в законную силу;

и) отсутствие факта нахождения организации в процессе ликвидации, а также отсутствие решения арбитражного суда о признании ее банкротом и об открытии конкурсного производства;

к) отсутствие организации в перечне организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, предусмотренном пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

3. Уполномоченный орган размещает на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, сеть "Интернет") извещение не позднее чем через 60 дней со дня освобождения организацией нежилого помещения в связи с прекращением права владения и (или) пользования им или принятия уполномоченным органом решения о включении нежилого помещения в перечень, если такое нежилое помещение на момент принятия указанного решения не предоставлено во владение и (или) пользование некоммерческой организации.

4. Извещение может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено на любых сайтах в сети "Интернет" при условии, что такие опубликование и размещение не осуществляются вместо размещения, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил.

5. Извещение должно содержать следующие сведения:

а) наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер телефона уполномоченного органа;

б) общая площадь нежилого помещения;

в) адрес здания, в котором расположено нежилое помещение (в случае отсутствия адреса - описание местоположения здания);

г) номер этажа, на котором расположено нежилое помещение, описание местоположения этого нежилого помещения в пределах этажа или здания;

д) год ввода в эксплуатацию здания, в котором расположено нежилое помещение;

е) информация об ограничениях (обременениях) в отношении нежилого помещения;

ж) состояние нежилого помещения (хорошее, удовлетворительное, требуется текущий ремонт, требуется капитальный ремонт);

з) размер годовой стоимости арендной платы за нежилое помещение на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;

и) типовые формы договора безвозмездного пользования нежилым помещением и договора аренды нежилого помещения, заключаемых уполномоченным органом с организациями, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

к) сроки (день и время начала и окончания) приема заявления о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или заявления о предоставлении нежилого помещения в аренду (далее - заявления);

л) место, день и время вскрытия конвертов с заявлениями и открытия доступа к заявлениям, поданным в форме электронных документов;

м) условия предоставления нежилого помещения во владение и (или) в пользование, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил;

н) форма заявлений для подачи их в форме электронного документа.

6. При размещении извещения на официальном сайте днем начала приема заявлений устанавливается 1-й рабочий день после дня размещения извещения на официальном сайте. Днем окончания приема заявлений устанавливается 30-й день после даты размещения извещения на официальном сайте, а если он приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, - ближайший следующий за ним рабочий день.

Днем вскрытия конвертов с заявлениями определяется 1-й рабочий день после окончания срока приема заявлений.

7. Уполномоченный орган вправе внести изменения в извещение, размещенное на официальном сайте, не позднее чем за 5 дней до дня окончания приема заявлений. При этом срок приема заявлений должен быть продлен таким образом, чтобы со дня размещения на официальном сайте изменений в извещение до дня окончания приема заявлений он составлял не менее 20 дней.

Изменения в извещение, размещенное на официальном сайте, можно вносить не более одного раза.

8. В течение срока приема заявлений организация, отвечающая условиям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, может подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду, а организация, отвечающая условиям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, - заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду.

Одна организация вправе подать в отношении одного нежилого помещения только одно заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или одно заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду.

9. Заявления подаются в письменной форме с текстовой копией на электронном носителе в запечатанном конверте, на котором указываются слова "Заявление социально ориентированной некоммерческой организации о предоставлении нежилого помещения", а также общая площадь испрашиваемого нежилого помещения и адрес здания, в котором оно расположено (в случае отсутствия адреса - описание местоположения здания), или в форме электронного документа.

Заявления в форме электронного документа подаются в уполномоченный орган посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте.

Заявления подписываются лицом, имеющим право действовать от имени организации без доверенности (далее - руководитель), или ее представителем, действующим на основании доверенности.

10. Заявление о предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование содержит:

а) полное и сокращенное наименование организации, дату ее государственной регистрации (при создании), основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, местонахождение постоянно действующего органа;

б) почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты организации, адрес ее сайта в сети "Интернет";

в) наименование должности, фамилия, имя, отчество руководителя организации;

г) сведения о нежилом помещении, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 5 настоящих Правил;

д) сведения о видах деятельности, которые организация осуществляла в соответствии с учредительными документами в течение последних 5 лет и осуществляет на момент подачи заявления, а также о содержании и результатах такой деятельности (краткое описание содержания и конкретных результатов программ, проектов, мероприятий);

е) сведения о размере денежных средств, использованных организацией по целевому назначению на осуществление в соответствии с учредительными документами видов деятельности в течение последних 5 лет (общий размер денежных средств, размер целевых поступлений от граждан, размер целевых поступлений от российских организаций, размер целевых поступлений от иностранных граждан и лиц без гражданства, размер целевых поступлений от иностранных организаций, размер доходов от целевого капитала некоммерческих организаций, размер внереализационных доходов, размер доходов от реализации товаров, а также объем работ и услуг за каждый год указанного периода);

ж) сведения о грантах, выделенных организации по результатам конкурсов некоммерческими организациями за счет субсидий из федерального бюджета в течение последних 5 лет (наименования указанных организаций, размеры грантов, даты их получения, краткое описание проектов (мероприятий), на реализацию которых они выделены);

з) сведения о субсидиях, полученных организацией из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в течение последних 5 лет (наименования органов, принявших решения о предоставлении субсидий, размеры субсидий, даты их получения, краткое описание мероприятий (программ, проектов), на реализацию которых они предоставлены);

и) сведения о членстве организации в ассоциациях, союзах, некоммерческих партнерствах и иных основанных на членстве некоммерческих организациях, в том числе в иностранных организациях (наименования таких организаций и сроки членства в них);

к) сведения о средней численности работников организации за последние 5 лет (средняя численность работников за каждый год указанного периода);

л) сведения о средней численности добровольцев организации за последние 5 лет (средняя численность добровольцев за каждый год указанного периода);

м) сведения об объектах недвижимого имущества, принадлежащих организации на праве собственности (объекты, их площадь, кадастровые номера, адреса, даты государственной регистрации права собственности);

н) сведения об объектах недвижимого имущества, находящихся и находившихся во владении и (или) в пользовании организации в течение последних 5 лет, за исключением объектов недвижимого имущества, использовавшихся исключительно для проведения отдельных мероприятий (объекты, их площадь, адреса, сроки владения и (или) пользования, вид права, размеры арендной платы (при аренде), указание на принадлежность объектов к государственной и муниципальной собственности);

о) сведения о наличии у организации задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и (или) государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, а также по арендной плате по договорам аренды находящегося в федеральной собственности государственного имущества;

п) сведения о видах деятельности, для осуществления которых организация обязуется использовать нежилое помещение;

р) сведения о потребности организации в предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование;

с) согласие на заключение договора безвозмездного пользования нежилым помещением, составленного путем заполнения типовой формы, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

т) перечень прилагаемых документов.

11. Заявление о предоставлении нежилого помещения в аренду содержит:

а) сведения, соответствующие требованиям подпунктов "а" - "п" пункта 10 настоящих Правил (в случае, если организация осуществляет виды деятельности менее 5 лет до дня подачи заявления, такая организация должна предоставить сведения, предусмотренные подпунктами "д" - "з", "к", "л" и "н" пункта 10 настоящих Правил, за период фактического осуществления деятельности);

б) обоснование потребности организации в предоставлении нежилого помещения в аренду на льготных условиях;

в) согласие на заключение договора аренды нежилого помещения, составленного путем заполнения типовой формы, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

г) перечень прилагаемых документов.

12. К заявлениям прилагаются:

а) копии учредительных документов организации;

б) документ, подтверждающий полномочия руководителя организации (копия решения о назначении или об избрании), а в случае подписания заявлений - также доверенность на осуществление соответствующих действий, подписанная руководителем и заверенная печатью указанной организации, или нотариально удостоверенная копия такой доверенности;

в) решение об одобрении или о совершении сделки на условиях, указанных в заявлениях, в случае, если принятие такого решения предусмотрено учредительными документами организации.

13. Организация вправе по собственной инициативе приложить к заявлениям:

а) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц со сведениями об организации, выданную не ранее чем за 3 месяца до дня размещения извещения на официальном сайте, или нотариально удостоверенную копию такой выписки;

б) копии документов, представленных организацией в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, в соответствии с подпунктом 3 и (или) подпунктом 3 1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" за последние 5 лет;

в) копии годовой бухгалтерской отчетности организации за последние 5 лет;

г) письма органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан и их объединений, содержащие оценку (отзывы, рекомендации) деятельности организации, или их копии;

д) иные документы, содержащие, подтверждающие и (или) поясняющие сведения, предусмотренные подпунктами "д" - "р" пункта 10 настоящих Правил.

14. Документы, предусмотренные пунктами 12 и 13 настоящих Правил, могут быть представлены в уполномоченный орган в электронном виде.

15. При получении заявлений, поданных в форме электронного документа, уполномоченный орган обязан подтвердить их получение в письменной форме или в форме электронного документа в течение одного рабочего дня со дня получения.

16. Уполномоченный орган обязан обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в заявлениях, до вскрытия конвертов с заявлениями. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявлениями и заявлений, поданных в форме электронных документов, не вправе допускать повреждение таких конвертов и заявлений до момента вскрытия конвертов.

17. Организация вправе изменить или отозвать заявления и (или) представить дополнительные документы до окончания срока приема заявлений.

18. Конверты с заявлениями и поданные в форме электронного документа заявления, поступившие в течение срока приема заявлений, указанного в размещенном на официальном сайте извещении, регистрируются уполномоченным органом. По требованию лица, подающего конверт, должностное лицо уполномоченного органа в момент его получения выдает расписку в получении конверта с указанием даты и времени его получения.

19. Вскрытие конвертов с заявлениями, рассмотрение поданных в уполномоченный орган заявлений и определение организаций, которым предоставляются нежилые помещения в безвозмездное пользование или аренду (далее - получатели имущественной поддержки), осуществляются комиссией по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - комиссия).

20. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утверждает состав комиссии и вносит в него изменения, назначает председателя, заместителя председателя и ответственного секретаря комиссии.

В состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, уполномоченного органа, а также могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации, члены Общественной палаты Российской Федерации и иные заинтересованные лица.

В комиссии должно быть не менее 9 человек.

Число членов комиссии, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, должно быть менее половины состава комиссии.

21. Председатель комиссии определяет место, дату и время проведения заседаний комиссии, председательствует на заседаниях комиссии и дает поручения ответственному секретарю комиссии по вопросам организационно-технического обеспечения деятельности комиссии.

В отсутствие председателя комиссии его полномочия осуществляет заместитель председателя комиссии.

22. Ответственный секретарь комиссии уведомляет членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседаний комиссии, осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии и ведение протоколов ее заседаний.

Ответственный секретарь комиссии назначается по представлению уполномоченного органа из числа государственных гражданских служащих уполномоченного органа.

В отсутствие ответственного секретаря комиссии его полномочия может осуществлять другой член комиссии по решению комиссии с согласия такого члена комиссии.

23. Комиссия правомочна осуществлять свои функции, предусмотренные настоящими Правилами, если на заседании комиссии присутствуют более половины ее членов.

Члены комиссии должны быть уведомлены о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.

Члены комиссии лично участвуют в заседаниях комиссии и не вправе передавать право голоса другим лицам.

Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывают члены комиссии, присутствовавшие на заседании комиссии. В протоколе заседания комиссии указывается особое мнение членов комиссии (при его наличии).

24. В случае если член комиссии лично, прямо или косвенно заинтересован в предоставлении нежилого помещения в безвозмездное пользование или аренду организации, он обязан проинформировать об этом комиссию до начала рассмотрения заявлений и не участвовать в заседаниях комиссии в течение такого рассмотрения. При этом голос такого члена комиссии не учитывается при определении правомочности заседаний комиссии и принятии решений.

В настоящих Правилах под личной заинтересованностью члена комиссии понимается возможность получения им доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для члена комиссии, его близких родственников, а также граждан или организаций, с которыми член комиссии связан финансовыми обязательствами.

25. Комиссией публично в месте, день и время, указанные в размещенном на официальном сайте извещении, одновременно вскрываются конверты с заявлениями и осуществляется процедура открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявлениям.

26. В случае установления факта подачи одной организацией 2 и более заявлений в отношении одного и того же нежилого помещения при условии, что поданные ранее заявления такой организацией не отозваны, все ее заявления, поданные в отношении этого нежилого помещения, не рассматриваются.

27. Представители организаций, подавших заявления, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявлениями.

28. При вскрытии конвертов с заявлениями объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявлениями наименование организации, конверт с заявлением которой вскрывается или доступ к поданному в форме электронного документа заявлению которой открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных пунктами 10 - 13 настоящих Правил.

29. В случае если по окончании срока приема заявлений не подано ни одно из заявлений, в протокол заседания комиссии вносится соответствующая информация.

30. В процессе вскрытия конвертов с заявлениями информация об организациях, подавших заявления, а также наличие сведений и документов, предусмотренных пунктами 10 - 13 настоящих Правил, может размещаться на официальном сайте.

31. Протокол вскрытия конвертов с заявлениями (протокол заседания комиссии) ведется комиссией и подписывается всеми присутствующими членами комиссии непосредственно после их вскрытия. Указанный протокол размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

32. Заявления размещаются уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола вскрытия конвертов с заявлениями и открытия доступа к заявлениям, поданным в форме электронных документов.

33. Комиссия обязана осуществлять аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявлениями. Любой представитель организации, присутствующий при вскрытии конвертов с заявлениями, вправе осуществлять аудио- и (или) видеозапись их вскрытия.

34. В случае если в течение срока приема заявлений не подано ни одно из заявлений, уполномоченный орган в срок, не превышающий 30 дней со дня окончания приема заявлений, размещает новое извещение в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

35. Комиссия проверяет заявления, поступившие в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, и прилагаемые к ним документы на соответствие требованиям, установленным настоящими Правилами, а также следит, чтобы подавшие их лица отвечали условиям, предусмотренным настоящими Правилами. Срок указанной проверки не может превышать 30 дней со дня вскрытия конвертов с заявлениями и открытия доступа к заявлениям, поданным в форме электронных документов.

36. Заявления, поступившие в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, не допускаются к дальнейшему рассмотрению в следующих случаях:

а) заявление подано лицом, которому нежилое помещение не может быть предоставлено на запрошенном праве в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящих Правил;

б) заявление не содержит сведений и (или) согласия на заключение договора безвозмездного пользования нежилым помещением или договора аренды нежилого помещения, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил;

в) в заявлении содержатся заведомо ложные сведения;

г) заявление не подписано или подписано лицом, не наделенным соответствующими полномочиями;

д) не представлены документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил;

е) организация не отвечает условиям, предусмотренным подпунктами "з" - "к" пункта 2 настоящих Правил.

37. На основании результатов проверки в соответствии с пунктами 35 и 36 настоящих Правил комиссия принимает решение о допуске к дальнейшему рассмотрению заявлений или об отказе в таком допуске, которое оформляется протоколом. Указанный протокол подписывается в день окончания проверки и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

Указанный протокол должен содержать наименования социально ориентированных некоммерческих организаций, заявления которых допущены к дальнейшему рассмотрению, и наименования организаций, заявления которых не допущены к дальнейшему рассмотрению, с указанием оснований для отказа в допуске, предусмотренных пунктом 36 настоящих Правил.

38. В случае если комиссией принято решение об отказе в допуске к дальнейшему рассмотрению всех заявлений, поступивших в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, уполномоченный орган в срок, не превышающий более 30 дней со дня подписания протокола, которым оформлено такое решение, размещает новое извещение в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

39. В случае если комиссией принято решение о допуске к дальнейшему рассмотрению только одного из заявлений, поступивших в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, комиссия в тот же день принимает решение об определении подавшей его организации получателем имущественной поддержки. Указанное решение оформляется протоколом комиссии, который подписывается в день окончания проверки и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

40. В случае если комиссией принято решение о допуске к дальнейшему рассмотрению 2 и более заявлений, поступивших в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, комиссия в срок, не превышающий 30 дней со дня подписания протокола, которым оформлено такое решение, осуществляет оценку и сопоставление указанных заявлений, в том числе определяет итоговые значения их рейтинга, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

41. На основании результатов оценки и сопоставления заявлений каждому из них присваивается порядковый номер по мере уменьшения итогового значения рейтинга. Заявлению с наибольшим итоговым значением рейтинга присваивается 1-й номер. В случае если несколько заявлений получили одинаковое итоговое значение рейтинга, меньший порядковый номер присваивается заявлению, которое подано организацией, зарегистрированной раньше других.

42. Получателем имущественной поддержки определяется организация, заявлению которой в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил присвоен 1-й номер.

43. Комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявлений, в котором должны содержаться сведения о месте, дате, времени проведения оценки и сопоставления заявлений, об определении итогового значения рейтинга заявлений с указанием наименований подавших их организаций, о присвоении заявлениям порядковых номеров, а также об определении получателя имущественной поддержки. Указанный протокол подписывается в день окончания проведения оценки и сопоставления заявлений и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

44. В ходе рассмотрения заявлений комиссия через уполномоченный орган может запрашивать необходимые документы и информацию у других федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия.

45. Заявления, поступившие в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, и прилагаемые к ним документы, протоколы заседаний комиссии, а также аудио- и видеозаписи вскрытия конвертов с заявлениями хранятся уполномоченным органом не менее 5 лет.

46. В течение 10 дней со дня подписания протокола, которым оформлено решение комиссии об определении получателя имущественной поддержки, уполномоченный орган передает такому получателю проект договора, который составляется путем заполнения типовой формы договора, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - договор).

47. Договор подписывается получателем имущественной поддержки в 10-дневный срок со дня его получения и представляется в уполномоченный орган.

48. До окончания срока, предусмотренного пунктом 46 настоящих Правил, уполномоченный орган обязан отказаться от заключения договора с определенным комиссией получателем имущественной поддержки в случае, если организация не отвечает условиям, предусмотренным подпунктами "з" - "к" пункта 2 настоящих Правил.

Решение уполномоченного органа об отказе в заключении договора с определенным комиссией получателем имущественной поддержки размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, и должно содержать сведения о фактах, являющихся основанием для отказа в заключении договора, и реквизиты документов, подтверждающих такие факты.

49. В случае принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении договора с определенным комиссией получателем имущественной поддержки либо при уклонении такого получателя от заключения договора комиссия принимает решение об отмене решения об определении получателя имущественной поддержки, принятого в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, и решение об определении получателем имущественной поддержки организации, заявлению которой в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил присвоен 2-й номер. Указанные решения оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии в день его составления и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

50. В случае принятия уполномоченным органом решения по основаниям, предусмотренным пунктом 48 настоящих Правил, решения об отказе в заключении договора с определенным комиссией получателем имущественной поддержки, заявлению которого в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил присвоен 2-й номер, либо при уклонении такого получателя от заключения договора уполномоченный орган в срок, не превышающий 50 дней со дня подписания протокола, которым оформлено решение комиссии об определении указанного получателя имущественной поддержки, размещает новое извещение в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.