Транспортное хозяйство предприятия. Оперативное управление обслуживающим производством Основным показателем размера сельскохозяйственного предприятия и его производственных подразделений следует считать стоимость валовой продукции. Дополнительными - площа

Данная работа показывает процесс организации транспортного хозяйства на предприятии. В работе приведен расчет необходимого количества транспортных средств для предприятия. Материалом курсовой работы послужили как печатные издания, так и некоторые внутренние документы предприятий.

Процесс изготовления продукции на предприятиях различного типа сопровождается перемещением большого количества разнообразных грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов. В течение производственного цикла все эти грузы подвергаются многочисленным перемещениям и погрузочно-разгрузочным операциям, многократно увеличивающим объем транспортных работ. На каждую технологическую операцию приходится несколько транспортных операций. Это обусловливает большие затраты на транспортные работы, которые составляют 10-30% косвенных расходов в себестоимости продукции, а численность работников, занятых в транспортном хозяйстве, составляет около 12% общего числа рабочих. Внутризаводской транспорт является не только средством перемещения грузов, но и орудием труда, организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике. Например, внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементом технологического процесса производства. Им осуществляется перемещение обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом.

Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линий существенно влияют на ритмичность их работы и длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции.

Таким образом, внутризаводское транспортное хозяйство должно решать следующие задачи: своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг; рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование; развитие технической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов.

Все вышесказанное не оставляет сомнений в актуальности темы данной работы - «Организация транспортного хозяйства на предприятии».

Целью данной курсовой работы является объективное отражение всех аспектов рациональной организации и эффективного функционирования транспортного хозяйства на предприятии.

В соответствии с поставленной целью, задачами данной курсовой работы являются:

1. Освещение роли, задач и структуры транспортного хозяйства на предприятии.

2. Определение понятия грузооборота.

3. Организация расчета необходимого количества транспортных средств для предприятия.

4. Определение планирования и диспетчирования работы транспортных средств.

5. Освещение основных принципов и направлений совершенствования организации транспортного хозяйства и его технико-экономических показателей.

Исходя из поставленной цели и задач, курсовая работа построена следующим образом:

В первой главе работы содержится краткое описание теоретических задач, а также варианты организации структуры транспортного хозяйства на предприятиях в различных сферах деятельности.

Во второй главе приводится практическая работа организации диспетчерских служб на примере конкретного предприятия и планирования работы транспортного хозяйства в целом.

Задачи, функции и организация транспортного хозяйства.

Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Также задачами транспортного хозяйства являются содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии и снижение издержек на транспортные и погрузо–разгрузочные работы.

Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Функции транспортной службы предприятия:

Разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;

Планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

Планирование потребности в запчастях и их приобретении;
оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

Обеспечение производственных процессов транспортными средствами;

Организация осмотров и ремонта транспортных средств;

Организация безопасности движения;

Организация обслуживания транспортных средств;

Организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Это возможно только на основе правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок.

Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов. Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта.

1.2 Виды транспорта.

Производственная деятельность предприятия требует перемещения большого объема разнообразных грузов вне и внутри предприятия. На общезаводские склады предприятия и в цехи бесперебойно должны доставляться от внешних поставщиков материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, комплектующие и т.п.). С общезаводских складов предприятия и из цехов непрерывно должна вывозиться готовая продукция для внешних потребителей, а также отходы, предметы утилизации и сбыта. Эти функции выполняет внешний транспорт.

Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутренний транспорт, который включает:

1. Межцеховой транспорт, который выполняет следующие функции:

  • доставка сырья материалов и комплектующих со складов в цехи;
  • перемещение заготовок, деталей и сборочных единиц из цеха в цех по ходу технологического процесса;
  • вывоз готовых изделий из цехов на склады готовой продукции;
  • перевозка разнообразных грузов: отходов, рабочего и отработанного инструмента, агрегатов в ремонт и из ремонта, запасных частей, порожней тары, топлива и горюче-смазочных материалов - между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия;

2. Внутрицеховой транспорт, который, в свою очередь, подразделяется на

  • межучастковый (транспортировка заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки),
  • внутриучастковый (или межоперационный, осуществление транспортировки заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого участка между рабочими местами).

На предприятиях может применяться разнообразный парк средств транспорта.

По видам транспорта различают:

  • рельсовый (железнодорожный узкоколейный);
  • безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт);
  • водный (морской, речной);
  • трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и др.);
  • специальный (технологический) транспорт;
  • подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т.п.).

По способу действия различают:

  • транспорт прерывного действия (например, электропогрузчики);
  • транспорт непрерывного действия (например, конвейеры).

Задачи и функции транспортного хозяйства на предприятии . Работа современного машиностроительного предприятия связана с перемещением значительного числа разнообразных грузов как за пределами завода, так и внутри него. На завод в общезаводские или прицеховые склады доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства.

Внутри завода осуществляется транспортировка:

Материалов, комплектующих и других изделий с общезаводских складов в цехи;

Заготовок, деталей, сборочных единиц – между цехами;

Готовой продукции и отходов – из цехов в соответствующие пункты назначения.

Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках – между рабочими местами.

Основной задачей транспортного хозяйства предприятия является бесперебойное перемещение различных грузов с целью обеспечения ритмичности протекания производственных процессов во всех подразделениях предприятия.

Транспортные операции являются важнейшей составной частью производственного процесса, а конвейер, как транспортное средство, даже регламентирует протекание основных производственных процессов. Большой объем погрузочно-разгрузочных работ является резервом повышения эффективности производства за счет их механизации и автоматизации и сокращения численности рабочих. На транспортных и погрузочно-разгрузочных работах занято от 30 до 50 % вспомогательных рабочих.

Оптимальная организация внутризаводского транспорта способствует сокращению деятельности производственного цикла, ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции.

Для эффективного управления транспортным хозяйством на предприятии создаётся единая транспортная служба, которая выполняет ряд функций

- функция движения : осуществляет приемку и отправку подвижного состава, подачу под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах;

- грузовая и коммерческая функция : ведает погрузочно-разгрузочными работами, оформляет перевозочные документы, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, а также расчеты с внешними перевозчиками;

- функция технического обслуживания и ремонта : отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, за обеспечение запасными частями и ГСМ;

- функция дорожного хозяйства : ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.

Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:

1. стратегическое планирование обновления парка транспортных средств;

2. анализ эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;

3. выбор и обновление транспортных средств;

4. расчет потребности в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;

5. составление балансов грузооборота;

6. проектирование схем грузопотоков;

7. оперативно-календарное планирование транспортных операций;

8. диспетчирование работы транспорта предприятия;

9. учет, контроль и мотивация эффективной работы транспортного хозяйства.

Структура транспортного хозяйства на предприятии . Структура транспортного хозяйства завода зависит от характера выпускаемой продукции (габаритные размеры, масса); состава цехов; типа и масштаба производства.

Применяемые на заводах транспортные средства классифицируются следующим образом (табл. 7.2):

Таблица 7.2 - Классификация транспортных средств предприятия

Окончание табл. 7.2

- аэропортами - речными и морскими портами и др. предприятиями 2.2. Внутризаводской (для перемещения грузов между цехами, участками, рабочими местами): - межцеховойтранспорт - внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами) - межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими местами)
3.Вид транспортного средства 3.1. Колесный транспорт: - железнодорожный - автомобильный - автопогрузчики - электротранспорт 3.2. Транспортные конвейеры 3.3. Монорельсовые дороги 3.4. Трубопроводный транспорт 3.5. Пневмотранспорт 3.6. Роботы 3.7. Спецтранспорт
4. Направление перемещения грузов 4.1. Горизонтальные 4.2. Вертикальные (лифты, подъемники) 4.3. Горизонтально-вертикальные (кранбалки, автопогрузчики) 4.4. Наклонные (монорельсовые дороги, конвейеры)

На крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту.

В составе транспортного отдела обычно создаются бюро (группы): планово-экономическое, диспетчерское, техническое, учета и др.

Планово-экономическое бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.

Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.

Техническое бюро осуществляет техническую подготовку производства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.

Бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.

Транспортный цех является материальной базой транспортного хозяйства. Цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок грузов.

Для внешних перевозок используется, как правило, автомобильный и другой безрельсовый транспорт. Для межцеховых перевозок – электрокары, робоэлектрокары, тележки и др. Для внутрицеховых перевозок используются конвейеры различной конструкции, электротележки и другие специальные транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.

Организация перевозок и расчет грузооборота . В основе организации перевозок лежат грузовые потоки и грузооборот цехов и предприятия.

Грузооборот ─ это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).

Грузопоток ─ количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.

Грузопотоки рассчитываются на основании:

Видов перемещаемых грузов;

Пунктов отправления и доставки;

Расстояний между пунктами;

Объемов перемещаемых грузов;

Частоты и регулярности перевозок.

По каждому пункту (цеху, участку, складу) различают грузопотоки прибытия и отправления .

Грузооборот по пункту погрузки – выгрузки равен сумме грузопотоков прибытия и отправления.

Для определения общего грузооборота предприятия составляется шахматная таблица (ведомость) грузооборота (см. табл.7.3).

В упрощенной шахматной таблице в качестве примера показан суточный грузооборот завода. Отправители поставляют определенное количество грузов получателям, в свою очередь они же являются получателями при выполнении других грузопотоков. Грузооборот по отправлению должен быть равен грузообороту по поступлению с корректировкой на величину безвозвратных потерь (например, угар металла).

На основании шахматной ведомости разрабатывается схема грузопотоков (рис. 7.2). На схеме указываются расстояние, направления грузопотоков, их мощность и характер перевозимых грузов.

Таблица 7.3 - Шахматная ведомость грузооборота завода

Рис.7.2. Схема грузопотоков предприятия (пример)

Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные.

Разовые перевозки ─ перевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам).

Маршрутные перевозки – постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.

Маршрут движения транспортных средств выбирают так, чтобы обеспечить их рациональное использование.

Различают маятниковую , веерную и кольцевую системы организации транспортных маршрутов (рис. 7.3).

Маятниковая Веерная Кольцевая

Рис. 7.3. Системы организации транспортных маршрутов

При маятниковом маршруте транспортное средство обслуживает только два пункта. При этом перемещение грузов может осуществляться в обе стороны или в одну:

Вариант двустороннего маятника, то есть возвращение транспортного средства с грузом;

Вариант одностороннего маятника – возвращение транспортного средства без груза.

Веерный маршрут предусматривает последовательную транспортировку грузов из одного пункта в ряд других. Он применяется, когда пункт отправления грузов связан с несколькими пунктами получения, и при этом мощность грузопотоков в каждом направлении относительно невелика.

Кольцевая система отличается тем, что транспортное средство в течение цикла последовательно обслуживает ряд пунктов отправления и получения грузов. Такая система является наиболее эффективной.

На основании схемы грузопотоков, объема перевозок по каждой группе грузов производится выбор транспортных средств и расчет их потребности.

При выборе транспортных средств необходимо учитывать соответствие их функциональных характеристик характеру перевозимых грузов и условиям транспортировки. Критерием выбора является минимум транспортных издержек.

Информация, необходимая для выбора транспортных средств, включает:

Характеристику перевозимых грузов, исходя из их классификации (что перевозим? );

Сведения о маршрутах (куда перевозим? ): расстояние между пунктами транспортировки, особенности трасс (ширина, покрытие, угол наклона и т.д.);

Данные об объемах перевозок и режиме перевозок (сколько и в какой срок перевозим?) : грузооборот, режим потребления грузов, места доставки грузов и т.д.;

Данные, характеризующие транспортные и погрузочно-разгрузочные устройства (на чем перевозим? ): эксплуатационные характеристики транспортных средств и данные о затратах на их приобретение и эксплуатацию.

Расчет количества транспортных средств прерывного действия (автомобили, автопогрузчики, электрокары и т. д.) проводится на основании суточного грузооборота с учетом характеристик транспортных средств и условий его эксплуатации (суточная производительность транспортного средства; цикловая производительность транспортного средства; номинальная грузоподъемность транспортного средства; коэффициент использования грузоподъемности; количество транспортных циклов; действительный фонд времени работы транспортного средства в течение суток и др.).

Организация, планирование и диспетчеризация работы транспортного хозяйства. Организация работы внутризаводского транспорта включает: выбор системы перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

На предприятиях используются две основные системы планирования перевозок: работа транспорта по стандартным расписаниям и работа транспорта по заказам .

Варианты организации погрузочно-разгрузочных работ :

– сопровождение грузчиками транспортного средства;

– организация погрузочно-разгрузочных работ в пунктах приемки и отправления грузов;

– осуществление погрузочно-разгрузочных работ водителем.

Подготовительные работы при системе организации перевозок по стандартным расписаниям включают:

1. выбор рациональных видов маршрутных перевозок;

2. разработка графиков движения транспортных средств;

3. определение порядка проведения погрузочно-разгрузочных работ;

4. техническое оснащение мест погрузки и разгрузки.

Планирование работы транспортного хозяйства разделяется на технико-экономическое и оперативно-календарное планирование и диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плана с разбивкой по кварталам. Как правило, этот план включает:

Грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ,

План по труду;

Лимиты материально-технического обеспечения;

План по себестоимости транспортных работ;

План организационно-технических мероприятий.

Сводку технико-экономических показателей.

Оперативно-календарное планирование работы транспортного хозяйства состоит в составлении месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, а также в текущем регулировании работы транспортных средств. Месячная программа составляется на основании квартального плана и дополнительных месячных заявок на перевозки грузов, поступающих из цехов, складов, отделов (снабжения и сбыта) до начала планового месяца.

Организация и оперативно-производственное планирование транспортного хозяйства зависит от типа производства.

В крупносерийном и массовом производствах грузопотоки являются относительно устойчивыми согласно шахматной ведомости. Это позволяет организовать перевозку грузов по постоянным маршрутам, а работу транспортных средств - по постоянному графику (стандартный план межцеховых перевозок грузов).

В серийном производстве , грузопотоки менее устойчивые, чем в крупносерийном и массовом, поэтому перевозки грузов организуются как по постоянным, так и по разовым маршрутам. На разовые маршруты цехи, склады и отделы накануне плановых суток подают транспортному цеху заявки на перевозку грузов (в счет месячного плана), которые должны быть выполнены в течение следующего дня. На основе этих заявок диспетчер составляет сменно-суточное задание по перевозке грузов на следующий день, указывая в нем распределение транспортных средств по отдельным участкам работы и разовым маршрутам. На перевозки по постоянным маршрутам заявки не подаются, а транспортные средства работают по постоянному графику.

В единичном и мелкосерийном производстве при отсутствии устойчивых грузопотоков перевозки грузов осуществляются в основном по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших в транспортный цех заявок из основных цехов завода, складов и отделов.

Работа внешнего транспорта планируется на основе сведений о поступлении и отправке грузов, присылаемых отделами снабжения и сбыта.

Диспетчирование транспортной работы заключается в составлении, оперативном регулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов. В своей работе транспортный диспетчер тесно связан с диспетчерской службой завода и диспетчерами цехов. Техническими средствами диспетчера транспортного хозяйства являются диспетчерские табло, схемы, графики, радио- и телефонная связь, сигнализация и др. средства.

Оперативный учет работы транспортного хозяйства осуществляется в суточном и месячном разрезах: суточный рапорт о работе транспортного цеха и месячный отчет о производственной и хозяйственной деятельности транспортного хозяйства в целом.

Основные технико-экономические показатели транспортного хозяйства. Основными технико-экономическими показателями работы транспортного хозяйства являются:

1. объем перевозок грузов (выполнение плана перевозок грузов);

2. себестоимость 1 т∙км;

3. производительность труда;

4. себестоимость 1 машино-часа работы транспортного средства;

5. удельный вес транспортно-складских расходов в себестоимости продукции.

Эффективность использования транспортных средств характеризуется:

1. коэффициентом использования времени работы транспортного средства (отношение фактического времени работы транспортного средства в году к календарному фонду рабочего времени в году);

2. коэффициентом использования грузоподъемности транспортных средств (отношение средней загрузки транспортного средства к его грузоподъемности);

3. коэффициентом использования пробега транспортных средств (отношение длины пробега с грузом к общей длине пробега).

Основными направлениями повышения эффективности работы транспортного хозяйства являются:

1. экономическое обоснование выбора транспортного средства;

2. оптимизация грузопотоков;

3. сокращение среднего возраста транспортных средств с увеличением удельного веса прогрессивного транспорта;

4. повышение уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

5. улучшение системы планирования перевозок и диспетчерского регулирования;

6. совершенствование технического обслуживания внутризаводского транспорта;

7. внедрение единой производственно-транспортной (комплексной) технологии;

8. организация контейнерных перевозок;

9. внедрение автоматизированных систем управления транспортом;

10. совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения эффективности их эксплуатации.

вспомогательный производство ремонтный складской

Производство строительных материалов связано с получением со стороны различных видов материалов, сырья и топлива, отправкой готовой продукции и перемещением грузов в процессе переработки внутри завода от одного цеха к другому.

В состав транспортного хозяйства входит комплекс технических средств объединения (завода), предназначенных для транспортировки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов, вскрышных пород и других материалов, а также производства погрузочно-разгрузочных работ.

Правильная организация транспортного хозяйства на предприятии служит важным условием нормального процесса производства. Доставка грузов на тот или иной участок производства, вызов готовой продукции должны осуществляться строго по графику, согласовываться с основным процессом производства.

Транспортные операции на предприятиях промышленности строительных материалов приобретают особую сложность в связи с большими объектами выпуска продукции и необходимостью перемещения больших масс сырья, материалов и полуфабрикатов. Например, в 1980 г. В цементной промышленности объём погрузочно-разгрузочных работ, выполненный силами и средствами промышленных объединений и заводов, составил свыше 320млн. т. Значительный грузооборот имеют предприятия нерудных материалов, асбестовые комбинаты, стекольные, керамические заводы и другие предприятия промышленности строительных материалов.

Состав и организация транспортного хозяйства

Масштабы и состав транспортного хозяйства предприятия определяются его грузооборотом, т.е. количеством прибывающих, отгружаемых и перемещаемых внутри предприятия грузов.

По видам использования транспортных средств транспорт подразделяется на рельсовый, безрельсовый, водный, трубопроводный и конвейерный; по принципу действия - на непрерывный и прерывный. На каждом предприятии различают внешний и внутренний грузооборот.

К внешнему грузообороту относится доставка на предприятие грузов, пребывающих со стороны, и вывоз для реализации готовой продукции и полуфабрикатов.

Внутренний грузооборот составляют все межцеховые и внутризаводские перевозки, включая и перевозку сырья с заводских карьеров, если они не проходят по сетям общего пользования. Перемещение грузов внутри цехов, так называемые внутрицеховые перевозки, осуществляются силами и средствами основных производственных цехов и в состав работ транспортного хозяйства не включаются. На ряде предприятий промышленности строительных материалов перемещение грузов между цехами и передача готовой продукции на склад осуществляются силами основных производственных цехов.

В функции транспортного хозяйства помимо перевозки грузов входит и производство работ, связанных с разгрузкой прибывающих грузов и отгрузкой готовой продукции.

Таким образом, производственная деятельность транспортного хозяйства предприятия состоит из работы внутризаводского транспорта, включая и подачу грузов в сети общего пользования (железнодорожные, водные, автомобильные), и выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Расчет потребности в транспортных средствах. Объем и характер грузооборота обуславливают объем погрузочно-разгрузочных работ, способы их механизации и необходимые фронты выгрузки и погрузки.

По определяемому расчетным путем годовому количеству поступающих грузов устанавливается среднесуточное поступление каждого вида материалов, сырья, топлива в железнодорожных вагонах или автомашинах.

Среднесуточное число поступающих железнодорожных вагонов Nваг вычисляется по формуле:

где Q -количество вагонов, поступающих в среднем за сутки, т; Р- грузоподъемность одного вагона, т.

Данные о среднесуточном обороте вагонов являются основой для расчета величины фронтов выгрузки и погрузки, потребности в механизмах, вагонах для внутризаводского оборота и тяговых средствах (паровозах, электровозах или тепловозах).

По количеству грузов, перевозимых автомашинами, рассчитывается число требуемых заводу автомашин Nавт:

Nавт=Qt/(PT),

где Q-общее количество перевозимых на автомашинах грузов в сутки, т; t- продолжительность одного рейса автомашины включая погрузку и разгрузку, ч; P- грузоподъемность одной автомашины, т; T- число часов работы одной автомашины в сутки.

При работе автомашины в условиях загрузки ее экскаватором или краном полное время одного рейса Тр определяется по формуле:

Тр= t0+(60L)/v1+(60L)/ v2+tp,

где t0- время погрузки одного автосамосвала экскаватором или краном, мин; v1- скорость движения автосамосвала с грузом, км/ч; v2- скорость движения самосвала порожняком, км/ч; L - расстояние перевозки, км; - tp время разгрузки автосамосвала, мин.

Количество автомашин N, необходимое для обеспечения непрерывной работы экскаватора, рассчитывается по формуле:

Производительность одного самосвала за смену П определяется по формуле:

где - грузоподъемность автосамосвала, т; Квр- коэффициент использования автосамосвала по времени; Кт- то же, по грузоподъемности; Тр- время рейса, мин.

На кирпичных и некоторых других предприятиях широко применяется метод перевозок грузов на поддонах, позволяющих механизировать процессы отгрузки продукции с завода и разгрузки ее у потребителя.

Кирпич после обжига загружается на поддоны, дальнейшее перемещение продукции, ее хранение на складе, погрузка в вагоны и автомашины производится кранами или вилочными автопогрузчиками.

Поддоны после разгрузки обязательно возвращаются заводу-поставщику.

Количество поддонов, необходимое заводу, Кп определяется по формуле

Кп=ПсТо/gп,

где Пс - суточный выпуск продукции, шт; То- время оборота поддонов, дни; gп - количество продукции, помещаемой на один поддон, шт.

Организация железнодорожного хозяйства. Предприятия промышленности строительных материалов, как правило пользуется железнодорожным транспортом, связаны с железнодорожными станциями Министерства путей сообщения (МПС), имеют разветвленные выгрузки и погрузки железнодорожных вагонов. Расположение железнодорожных путей нормальной и узкой колеи, прирельсовых складов и наличие погрузочно-разгрузочных устройств и механизмов должны обеспечить выполнение прогрессивных норм оборота вагонов и минимальные их простои под погрузкой и выгрузкой.

Железнодорожные пути предприятий подразделяют на подъездные пути, соединяющие железнодорожные пути завода с сетью железных дорог МПС, и внутризаводские, на которых проводятся погрузочно-разгрузочные и маневровые работы.

В зависимости от грузооборота предприятия применяют различные схемы расположения железнодорожных путей.

Для небольших предприятий промышленности строительных материалов бывает достаточно одного тупикового пути, по которому производится подача вагонов под погрузку или выгрузку, на этом же пути производится и уборка вагонов. Маневренность при таком расположении путей весьма ограничена.

Для предприятий с большим грузооборотом применяют кольцевую, сквозную или смешанную схемы расположения железнодорожных путей.

При кольцевой схеме движение железнодорожных вагонов, предназначенных под погрузку или выгрузку, происходит по кольцу внутризаводских железнодорожных путей.

Сквозная (смешанная) схема предусматривает комбинацию двух схем - тупиковой и кольцевой. При такой схеме от кольцевого пути проектируют тупиковые ответвления для разгрузки и погрузки вагонов, что позволяет освободить кольцевой путь для маневровых работ и расширить фронт выгрузки и погрузки.

Предприятия с особо большим грузооборотом примыкают к железнодорожным путям МПС в двух или нескольких местах.

Эксплуатация и ремонт всех железнодорожных путей, сооружений, подвижного и тягового состава, находящихся в ведении транспортного хозяйства предприятия, должны осуществляться в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, инструкций по сигнализации, а также специальных инструкций и указаний МПС.

На каждом предприятии промышленности строительных материалов должны быть утверждены главным инженером инструкции, определяющие порядок приема и передачи грузов с путей МПС на пути предприятия и обратно, допустимую скорость движения поездов, правила производства маневровых работ.

Обслуживание движения поездов, маневровых работ и железнодорожных путей должно производиться работниками, изучившими и сдавшими в установленном порядке экзамены по правилам технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, инструкции по сигнализации на железных дорогах, правилам техники безопасности.

В целом работа на подъездных путях должна соответствовать действующим правилам технической эксплуатации железных дорог РК, правилам эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, единому технологическому процессу и договору, заключенному с железной дорогой.

Заводской железнодорожный транспорт должен работать согласованно с той станцией МПС, к которой он примыкает.

Это достигается путем разработки станцией МПС и предприятием единого технологического процесса работы станции МПС и транспортного хозяйства предприятия.

Единый технологический процесс определяет порядок и количество одновременно подаваемых вагонов с различного рода грузами и порожняка под погрузку; фронт подачи и уборки вагонов; максимально возможную маршрутизацию; продолжительность выгрузки или погрузки одного или группы вагонов или маршрута; мероприятия по ускорению оборота вагонов, улучшению маневровой работы и механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Разработанный единый технологический процесс является основой и неотъемлемой частью договора, заключаемого железной дорогой с предприятием. В договор помимо вопросов, касающихся технологического процесса, включает и вопросы коммерческих расчетов между предприятием и дорогой.

При несоблюдении предприятием договорных сроков простоя вагонов предприятие выплачивает железной дороге штраф. Размер штрафных санкций устанавливается в зависимости от времени излишнего простоя вагонов.

При досрочной выгрузке или погрузке вагонов дорога выплачивает предприятию премию за сокращение продолжительности простоя вагонов.

На каждом предприятии необходимо ежегодно разрабатывать и проводить мероприятия по сокращению времени простоя вагонов.

Каждое предприятие, отправляющее грузы по железной дороге, должно на основе своего плана перевозок представлять станции МПС квартальные или месячные заявки на вагоны. После утверждения вышестоящей организацией квартального лимита на вагоны предприятие представляет железной дороге месячные заявки на вагоны с указанием вида подвижного состава, рода груза, станции назначения.

Организация автотранспортного хозяйства. Автомобильный транспорт наряду с железнодорожным нашел широкое применение в промышленности строительных материалов.

Рост грузоподъемности автомобильного транспорта, его большая маневренность и возможность доставки грузов непосредственно к местам потребления делают его в ряде случаев вполне конкурентоспособным даже с железнодорожным транспортом.

Особенно широкое распространение нашел автомобильный транспорт на цементных заводах, предприятиях, выпускающих строительную керамику, сборные железобетонные конструкции, стеновые материалов, и карьерах нерудных строительных материалов.

Однако по сравнению с другими видами транспорта автомобильный имеет более высокие амортизационные отчисления и, следовательно, эксплуатационные затраты, удорожающие стоимость автомобильных перевозок.

Работа автомобильного транспорта характеризуется следующими показателями:

коэффициентом использования автопарка Ки, определяемым по формуле

Ки=Вр/(МВк),

где Вр - число машино-дней работы автотранспорта; М - среднесписочное количество автомашин в хозяйстве; Вк - число календарных дней в планируемом периоде;

коэффициентом использования пробега Кип, км, рассчитывается следующим образом

Кип=Пг/ (Пг+Пх+По),

где Пг - пробег автомашин с грузом, км; Пх - то же, без груза, км; По - нулевой пробег от гаража к месту работы и обратно, км;

коэффициент использования грузоподъемных Кгр, определяемым по формуле

Кгр=Го/(Пг*Тм),

где Го - запланированный объем грузоперевозок в т*км; Пг - планируемый объем пробега с грузом, км; Тм - средняя грузоподъемность работающих автомашин, т.

Кроме того, для оценки работы автомобильного транспорта применяют следующие измерители: продолжительность работы автомашин (ч), техническая скорость машин (км/ч), время нахождения автомашин под погрузочно-разгрузочными операциями (ч), среднее расстояние перевозки грузов (км).

Автомобильному хозяйству предприятия устанавливают задания по общему пробегу всех грузовых автомашин (км), грузообороту (т*км), расходу бензина и масла на 1 км перевозок (л).

Планирование работы транспорта. Исходным показателем планирования работы транспортного цеха является объем работ по перемещению грузов.

При расчете производственной программы этого цеха отдельно рассчитывают грузовые перевозки различными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, водным и др.). Исходными данными для составления плана грузовых перевозок служат:

план материально-технического снабжения (в части получения грузов);

план реализации продукции (в части отгрузки грузов);

расчет внутризаводских перевозок грузов, базирующийся на расчетах работы основных цехов и нормах расхода материалов;

договоры и другие обязательства по оказанию транспортных услуг на сторону.

Специализация транспортного хозяйства. В настоящее время во многих промышленных узлах созданы самостоятельные специализированные транспортные хозяйства, которые по договорам с предприятиями обеспечивают все внутризаводские перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, независимо от ведомственной принадлежности предприятия.

Создание таких хозяйств освобождает предприятия от сложных функций управления транспортным хозяйством, давая им возможность сосредоточить все усилия на организации основного процесса производства продукции, выпускаемой предприятиями.

С другой стороны, крупные специализированные транспортные хозяйства способны более оперативно и эффективно осуществлять транспортные перевозки по кругу обслуживаемых предприятий, широкую механизацию погрузочно-разгрузочных работ, более рационально использовать рабочую силу и технику.

В крупных городах и промышленных центрах широкое распространение нашел метод централизованных перевозок грузов.

Опыт организации централизованных перевозок строительных материалов в Москве, Ленинграде, Киеве показал, что при таком методе более чем в 5 раз возрастает производительность автомашин и в несколько раз снижается себестоимость перевозок.

Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Также задачами транспортного хозяйства являются содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии и снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы.

Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Функции транспортной службы предприятия:

§ разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;

§ планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

§ планирование потребности в запчастях и их приобретении;

§ оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

§ обеспечение производственных процессов транспортными средствами;

§ организация осмотров и ремонта транспортных средств;

§ организация безопасности движения;

§ организация обслуживания транспортных средств;

§ организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Это возможно только на основе правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок.

Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов . Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта.

Производственная деятельность предприятия требует перемещения большого объема разнообразных грузов вне и внутри предприятия. На общезаводские склады предприятия и в цехи бесперебойно должны доставляться от внешних поставщиков материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, комплектующие и т.п.). С общезаводских складов предприятия и из цехов непрерывно должна вывозиться готовая продукция для внешних потребителей, а также отходы, предметы утилизации и сбыта. Эти функции выполняет внешний транспорт .

Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутренний транспорт , который включает:

1. Межцеховой транспорт, который выполняет следующие функции:

· доставка сырья материалов и комплектующих со складов в цехи;

· перемещение заготовок, деталей и сборочных единиц из цеха в цех по ходу технологического процесса;

· вывоз готовых изделий из цехов на склады готовой продукции;

· перевозка разнообразных грузов: отходов, рабочего и отработанного инструмента, агрегатов в ремонт и из ремонта, запасных частей, порожней тары, топлива и горюче-смазочных материалов - между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия;

2. Внутрицеховой транспорт, который, в свою очередь, подразделяется на

· межучастковый (транспортировка заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки),

· внутриучастковый (или межоперационный, осуществление транспортировки заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого участка между рабочими местами).

На предприятиях может применяться разнообразный парк средств транспорта.

По видам транспорта различают:

· рельсовый (железнодорожный узкоколейный);

· безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт);

· водный (морской, речной);

· трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и др.);

· специальный (технологический) транспорт;

· подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т.п.).

По способу действия различают:

· транспорт прерывного действия (например, электропогрузчики);

· транспорт непрерывного действия (например, конвейеры).

По направлению перемещения грузов различают транспорт:

· горизонтальный;

· вертикальный (лифты, подъемники);

· горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики);

· наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры).

Состав собственных транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, чаще всего используемых на небольших предприятиях, зависит от характера выпускаемой продукции, ее веса, габаритов, особенностей технологии и масштаба производства. В малом бизнесе по большей части применяются электрические мостовые краны, кран-балки с тельферами, консольные краны, мультикары и т.д. Широкое применение кранов и каров различного типа связано с тем, что они могут использоваться и как транспортные, и как погрузочно-разгрузочные средства.