Фотограф Анна Гофман: «Ужасно, что я говорю такие вещи про свой любимый город. Ну а как же компромисс

Скоро в творческом пространстве «КвARTира» пройдет персональная выставка Ани Гофман с интригующим названием «Раздень мне Катю». В преддверии этого события Falovers поговорили с fashion-фотографом о творчестве, вдохновении и бескомпромиссной красоте в кадре.

Фэшн-путешествие фотографа Анны Гофман началось всего несколько лет назад. Однако за время пути с Анной случилось много интересного: сотрудничество с испанскими журналами Verano и Magazine Fuera de Serie, работа с петербургскими дизайнерами Ольгой Маляровой, Владиславом Аксеновым, Натальей Меклер, Ириной Танцуриной и участие в биеннале российской фотографии Paris’20-09.

Творчество Анны поражает запредельной эмоциональностью. Фотограф не следует устоявшимся стереотипам фэшн-съемки – каждый кадр отсылает к давно забытой (в данном виде творчества) театральности, где есть поэзия и живопись, экспрессия и чувственность, где каждое движение модели срежессировано и тщательно продумано, где нет ничего туманного и случайного…

Аня, почему такое странное название выставки?

Эта фраза, сказанная когда-то моим знакомым, который присутствовал на одной рекламной съемке. В ней не было никакого эротического подтекста. Но в тот момент, когда он ее произнес, я поняла, что сам процесс действий и эпизодов под названием «Раздень мне Катю» вполне может послужить сюжетом моей персональной выставки.

И о чем она будет?

Я планирую подвести выставкой некий творческий итог. Фотографии, представленные там, – портреты близких мне людей. По сути, это будет выставка про друзей и для друзей. Сказать по правде, мне и самой очень хочется посмотреть на свои же работы спустя время и в большом формате. (Улыбается).

А что было до выставки?

Начало творческого пути. Я долго шла к нему, но как только взяла в руки камеру, сразу же обрела себя и сбылась.

В твоих фотографиях неизменно присутствует театральность. Более того, она утверждается как безусловная ценность твоего мироощущения. С таким восприятием жизни трудно находить заказчиков?

Я больше скажу: мне нелегко с этим жить. Было бы намного проще, снимай я просто красивых моделей на красивом фоне. Но полное творческое удовлетворение я могу получить только от сложной театрализованной съемки.

Заказчиков-единомышленников находить трудно – в погоне за коммерциализацией люди стремятся к упрощению языка фотографии. Однако вместе с тем очень многие любят все эти «на декорационном закате нитевидные облака».

И как в таком случае соблюсти баланс между художественной ценностью снимка и его коммерческой составляющей?

Я, действительно, считаю, что фэшн-фотография нуждается в театре, что театральная съемка продаст вещь. Выхолощенные фотографии уже приелись. А индустрии нужно то, что остановит взгляд потребителя надолго. В конце концов, всегда есть место простому лук-буку, снятому по классическим канонам рекламного фотоискусства. Но должны ли фотографии быть безликими картинками? – вот вопрос.

Ну а как же компромисс?

Я готова пойти на какие-то уступки заказчику, но не готова к нечестности по отношению к самой себе.

Значит, все-таки, живопись и шекспировские драмы в кадре?

В чем твое вдохновение?

Оно не имеет форм, качества… Меня может вдохновить абсолютно все: движения, звуки. Да, музыка погружает меня в какие-то медитативные состояния, из которых я выныриваю с готовой идеей.

И что с тобой происходит в тот момент, когда ты ловишь вдохновение за хвост?

Я, как тарантиновский полковник Ганс Ланда, говорю прямо: «бинго!» (Смеется).

А много времени проходит между созреванием идеи и ее воплощением?

О! У меня был случай, когда прошел год. Я согласна ждать, если будет нужно. Естественно, когда что-то придумано, я сразу же хочу это воплотить, пусть не на следующий день, но через неделю. Ведь не только мне надо подготовиться. Герой съемки тоже должен прочувствовать идею, пережить важные моменты, ощутить внутренний щелчок, после которого он скажет мне: «я готов, снимай».

Кстати, мне всегда было интересно, как правильно говорить: фотосессия или фотосъемка?

Съемка. У меня это съемка. Ни в коем случае не фотосессия – в это понятие я вкладываю короткий фрагмент времени, когда ты просто снимаешь модель в различных позах. У меня же всегда происходит серьезный и осмысленный процесс, требующий от меня и всех его участников полной отдачи.

Как ты добиваешься от людей исполнения поставленных задач? Ведь, как я поняла, ты часто работаешь с непрофессиональными моделями.

Поначалу мне казалось, что я делаю какие-то страшные вещи: «влезаю» в человека, мучаю его, манипулирую им. Но со временем я стала замечать, что люди проникаются настроениями съемки без моего давления на их сознание. Происходит так, что в какой-то момент они полностью включаются в замысел и выпускают на волю нужные мне эмоции.

Сколько по времени длятся твои съемки?

От трех до пятнадцати часов.

До пятнадцати?

Да. В этом плане я абсолютно согласна с Дианой Арбус. Она говорила, что не верит фотографу, который говорит, что за полчаса может сделать портрет. Но в эмоциональном плане лично для меня нет никакой разницы сколько я снимаю: три часа, пять, двенадцать… После съемки энергетический запас вылетает весь.

И как в таком случае ты восполняешь свои ресурсы?

Я сплю и вижу сны. (Улыбается).

Аня, как ты относишься к критике?

Если мне говорят откровенную гадость, я не реагирую никак, но готова к конструктивной критике авторитетных людей.

В таком случае чье мнение для тебя является авторитетным?

Я с удовольствием выслушаю оценку от близких, причем, мнение папы для меня особенно значимо, от преподавателей Академии художеств, от лучшей подруги – куратора Екатеринбургского Музея современной фотографии. В их словах всегда есть обоснованность, конструктивность и, самое главное, – смысл.

Ты вращаешься в местной фотографической тусовке?

Нет. Наверное, нехорошо сейчас скажу, но мне не нужны эти люди.

А как же обмен?

Знаниями, настроениями, эмоциями, энергиями?

Если мне нужны технические знания, я почерпну их из книг классических фотографов: Анри Картье-Брессона, Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона. Если мне вдруг понадобятся новации, я открою последний номер итальянского Vogue.

Есть ли у тебя, скажем так, must- have фэшн-фотографа: поработать там-то, поснимать для того-то?

Мне кажется, что must-have любого фэшн-фотографа – это журнал Vogue.

Какие у тебя планы на будущее?

Снимать и путешествовать.

Какими тремя словами ты бы охарактеризовала фотографа Анну Гофман?

Какой хороший вопрос! Дайте подумать… Фанатичная немиляга, смакующая жизнь маленькими глоточками красоты. Кажется, в три слова я не уложилась.

Познакомиться с творчеством Анны можно здесь: vk.com/annagofman

Исполнители:

Анна Гофман: вокал, перкуссия
Геннадий Лаврентьев: уд, гитара, перкуссия
Кирилл Паренчук: сопрано-саксофон, перкуссия
Кирилл Россолимо- перкуссия
Мария Райд - перкуссия, танец

Ровно год назад начал выступать музыкальный коллектив, давконцерт в индийском клубе «Hukkah »,а последнее время группу Анны Гофман все чаще можно услышать в Москве. Они непервые начали исполнять песни сефардов (испанских евреев), но, в отличие от многих,они не стремятся «осовременить» старинные мелодии. Участники группы собирают сефардскиепесни, звучавшие в средние века, и восстанавливают первозданные традиции,немного адаптируя их для сегодняшнего слушателя.

Анна Гофман поет не просто сефардские песни, основной жанр –романсы, в том значении, в котором он и появился изначально, - это стихотворныйрассказ, переходящий в балладу. Вообще, сам термин «романс» возник в испанскомсредневековье и первоначально обозначал светскую песню на испанском(«романском», а не на латинском, принятом в церковных песнопениях) языке.Романсы, которые исполняет коллектив, звучат на том языке, на котором былисозданы – на ладино, еврейско-испанском языке сефардов. Тексты песен наивны ипростодушны, как и любые баллады тех времен. Поется в них про слезы, которые,конечно, похожи на жемчуг, про милого, который покинул, и про любовь, котораясчастье и несчастье.



ВНИМАНИЕ!
В связи с состоянием здоровья певицы концерт переносится на 30 января .
Ранее приобретённые билеты - действительны. Начало так же в 20:00.
Спасибо за понимание!
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++++

20 января (понедельник) в 20:00 в книжном клубе-магазине «Вита Нова - Гиперион» выступает Анна Гофман с программой "Песни Средиземноморья" . Вход 400 р.

Анна Гофман ­ музыкант, дизайнер, танцор, инициатор и участник проектов ROMANCERO SEFARDI и MAZAL BUENO ORQUESTA, исполняющих музыку испанских евреев–сефардов, а также авторские композиции. Тщательно отобранный музыкальный материал и тексты старинных песен, по сей день завораживают своей красотой.
Участники группы стремятся сохранить первозданный колорит и древние традиции, привнося свое уникальное звучание и аранжировки. Песни, которые исполняет коллектив, звучат на том языке, на котором были созданы – на ладино, еврейско­-испанском языке.
Вобрав в себя множество культур и сплетая их в единую музыкальную канву, музыканты рассказывают свою сказочную историю музыки Средиземноморья, Ближнего востока и своих собственных мелодий. Здесь стираются границы между авторской и традиционной музыкой…


С 8­ми лет Анна Гофман начала заниматься в театральной студии «Зеркало», затем поступила в Институт Истории Культур и Московский Колледж Художественных Ремесел.
Член союза дизайнеров Москвы.
В 1996 году начала изучать индийский классический танец Катхак при посольстве Индии в Москве и получила стипендию для дальнейшего обучения в Индии у прославленного танцора и хореографа Бирджу Махараджа. После трех лет обучения в Индии участвовала в многочисленных танцевальных постановках, как в Индии, так и в России, сотрудничала с театром «Нритья Сабха».
Изучала разные стили вокала, такие как классический вокал в частной школе Марины Кикиной (Москва), вокал фламенко на мастерклассах Хесуле де Утрера (Испания), мастерклассы по турецкому классическому вокалу Ахмета Ердогдулара (Турция).
Участвовала в спектакле «Двери настежь» в постановке хореографа Натальи Широковой и в исполнении танцоров Большого Театра (Москва),
Совместные проекты с группой фламенко La Fragua.
Со своим ансамблем выступала как в России, так и за рубежом.
Лауреат премии «Золотая Ханукия» 2007 (Всемирный Конгресс Русскоязычного Еврейства),
Участие в еврейском культурно­просветительском проекте «Эшколь» 2007­2009
Фестиваль «Пустые Холмы»­2007, 2008.
Фестиваль современного танца, Волгоград, 2008
“Sacred Arts Festival” ­Дели, Индия ­ Февраль 2009
Шестой Евразийский Телефорум, Большой зал Дома Кино, Москва.­ Декабрь 2009
Акция «Народы мира пишут Библию», Еврейский Культурный Центр, Москва, Февраль 2010
Фестиваль Фламенко «Viva Espan~a”, РАМТ, Май 2010, Москва.
Фестиваль Балканской музыки, Москва, 2011­12­16
3­й Международный этнический фестиваль «Крутушка», р.Татарстан, 2011
Фестиваль еврейской этнической музыки, Еврейский Культурный Центр, Москва 2011
Фестиваль «Дикая мята» 2012
Фестиваль «Этнопланета» Москва 2012
Фестиваль «Этно ночь» Пермь 2012
Фестиваль «Еврейский макам» (Эшколот) Москва 2012
International Jewish Music Festival Amsterdam 2012
Фестиваль барабанов «Drum theatre» Пермь 2013
Фестиваль «Крутушка» р. Татарстан 2013

В 2013 коллектив ROMANCERO SEFARDI выпустил дебютный альбом “Juego de Siempre” на лейбле Sketis Music Россия.

«...она напоминает ветхозаветных героинь. Номера ее трио - это маленькие спектакли, страстные и лиричные...»
Марианна Беленькая РИА новости

«Про Анну Гофман журналисты пишут: «Выглядела Анна так, будто сошла с полотен Эль Греко». Это совершенно, абсолютно, до обидного не так! Потому что она производит впечатление гораздо более сильное. Никакими фото это, увы, не передать...»
Линор Горалик

«...А.Гофман не стремится осовременить мелодии давних веков, а пытается передать то звучание, которое было тогда, когда эти песни были исполнены в первый раз.»
«Агентство еврейских новостей»

Фотограф Анна Гофман: «Ужасно, что я говорю такие вещи про свой любимый город»

Такое впечатление о Петербурге сложилось у Анны спустя полтора года по приезде в Москву, где ее бизнес получил долгожданный импульс. Дело пошло в гору, но разница при переезде коснулась не только бизнеса - изменился и взгляд на людей и жизнь в целом. Ушли лишние люди, бездарные разговоры, надоедливые приятели, развлечения. Стоит ли переезжать из утопающего в операх-балетах Петербурга в бизнес-Москву - об этом наш разговор

Анна Гофман - московский фотограф из Петербурга, работающая в собственном жанре «театр фотографии»; сотрудничала с «Собака.ru», Pirosmani, Asya Malbershtein, выиграла в 2015 году приз международного конкурса фотографии IPA. Персональные выставки: Laurent Godard в Париже, 2010 год, FotoLoft в Москве и в Carnegie Hall в Нью-Йорке, Arsenale di Venezia в Венеции, 2015 год, и другие.


Фото: Из личного архива 1

«ЗаграNица»: Как вообще можно переехать из Петербурга в Москву: назад не тянет?

Анна Гофман: Можно уехать, если очень хочется работать по-серьезному. Если решил полностью перестроить свою жизнь и уйти от праздности. Петербург прекрасен для поэтов и мечтателей. Если хочешь строить бизнес, естественно, нужно двигать в Москву. Да, здесь тоже есть ленивые и безответственные люди, без этого никуда, но возможностей гораздо больше. И сама Москва нацелена на быстрое принятие решений, в отличие от Петербурга. Назад не тянет, нисколько. Думаю, это придет, но позже, когда захочется некой передышки. Пока нет.

«ЗаграNица»: А как это выражается: здесь просто меньше профессионалов, кадров как таковых на душу населения или тут действительно просто другой воздух?

А.Г.: Другая ментальность в Петербурге просто. И профессионалы есть, и кадры... Но жизненные позиции у петербуржца иные. Для них совершенно нормально сказать: «О, это можно сделать в следующий раз или можно сделать потом...». В Москве «потом» не прокатит. Прокрастинация в Петербурге процветает полным ходом. А люди способные и талантливые, постоянно нарываясь на нерешительность и лень остальных, впадают в уныние. Это замкнутый круг. Если ты чего-то хочешь добиться, вокруг тебя должны быть единомышленники. Такие же активные и решительные, как ты сам. Иначе все. Ты увязнешь в болоте чужих «я подумаю над вашим предложением через пару месяцев»... и пойдешь пить в бар . Будешь браниться, пытаться принимать решения, пить, говорить, что ты сломаешь систему... и ничего. Ничего не произойдет ни через месяц, ни через год. Жестко, конечно, но правда. Ну, это моя история, может у кого-то иначе.

Фото: Из личного архива 3

«ЗаграNица»: А природа этих причин в чем кроется? В усыпляющей погоде, архитектуре, россыпи театров, музеев и вообще - щедром культурно-историческом шлейфе? Но разве этого нет в Москве? А может вопрос просто в мотивации: мало платят? Дали бы такие деньги - и все бы заработало. Нет денег в Петербурге? Нет инвестиций?

А.Г.: В Москве не смотрят на красоту и , правда, времени нет. В Петербурге нет денег, это так. Есть замученные люди и нескончаемая агрессия. И бартерная система. Большинство людей считают, что им все должны сделать бесплатно, якобы за пиар. Это мрак. Это замкнутый круг, опять же. В результате ты теряешь уважение к себе, самооценку и чувствуешь себя ничтожеством. И никакие оперы-балеты тебя из этой ситуации не вытянут. Ужасно, что я говорю такие вещи про свой любимый город .


Москва. Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива 4

«ЗаграNица»: Ужасно, если бы вы врали.

А.Г.: В Москве тоже все это есть, и бартерная система, и неуважение к чужому труду, но в Москве есть силы с этим бороться. А если ты борешься - с тобой начинают считаться. Да, ты становишься агрессивным, жестким. Но ты делаешь свое дело, это бесценно.

«ЗаграNица»: Выходит, можно говорить об изменениях ваших работ и творчества в целом в Питере и в Москве?

Анна Гофман

Меня зовут Анна Гофман. Я - художник, дизайнер, музыкант. Делаю керамические панно, украшения из глины и серебра в авторской технике, линогравюры, рисую. Мне нравится в каждой вещи рассказывать историю - через орнамент, через цветовое сочетание... Рисую и леплю природу, диковинных животных и птиц, сказочных героев. Люблю старину, архаику, беру свое вдохновение из прикладного искусства всего мира, полного смешения культур: тут и мои три года в Индии (я там училась классическому индийскому танцу Катхак), и моя музыкальная деятельность (со своим ансамблем я исполняю музыку евреев-сефардов на старинном еврейско-испанском языке "ладино", песни собственного сочинения, а так же песни со всех уголков земли на разных языках).

Со временем мои работы становились все мельче и мельче и я поняла, что открыла для себя новый подход к глине — как к ювелирному материалу! Ну а с тех пор как я познакомилась с японской серебряной глиной, сочетание серебра и глины стало для меня тем решающим фактом, который продвинул меня в моей идее ювелирных украшений с резной керамикой.

Я начала заниматься украшениями, и меня была цель возвести керамику в ювелирное искусство и я считала, что справилась с задачей. Но получив результат с серебром, я поняла, что я сдаюсь... Металл в качестве украшения непревзойдённый материал...А если это к тому же металлическая глина!