Должностная инструкция специалиста-психолога. Razmut - резюме для размученых, вакансии для исполнения мечты! Психолог должностная инструкция отбор

Далеко не каждый человек знает обязанности психолога. Многие с трудом представляют, чем занимается данный специалист. Если верить кинофильмам, то складывается впечатление, будто основная функция психолога - часами выслушивать душещипательные истории клиентов и больше ничего не делать. Но так ли это на самом деле? Насколько далека киношная картинка от обыденной реальности? Давайте узнаем.

Описание работы

Профессия психолога предполагает работу с людьми, помощь им в сложных и нетипичных ситуациях. Специфика будет зависеть от конкретного места работы. Например, есть специалисты, которые помогают сотрудникам адаптироваться в новом коллективе. Некоторые оказывают помощь в выборе профессии. Находятся и те, кто предпочитает исполнять обязанности психолога в школе.

В зависимости от выбранного направления будет различаться специфика. Стоит понимать, что речь идет о прикладной профессии, в которой многое познается на практике. Вот почему не бывает универсальных специалистов, готовых исполнять обязанности психолога абсолютно в любой ситуации. Наоборот, от таких следует держаться подальше, отдавая предпочтение тем, кто имеет узкую специализацию.

Востребованность

Относительно недавно вакансия психолога считалась редкостью. Как правило, подобных специалистов принимали на работу образовательные и здравоохранительные учреждения. Однако в последние годы профессия становится более востребованной.

Какие заведения приглашают на работу квалифицированных психологов? Они требуются в таких организациях:

  • Тренинговые центры.
  • Социальные и спортивные учреждения.
  • Коммерческие компании.
  • Центры профориентации и даже биржи труда.

Кроме этого, среди психологов немало тех, кто занимается частной практикой, принимая клиентов в индивидуальном порядке и получая оплату своих услуг непосредственно от них, а не от работодателя.

Требования

Любая профессия предполагает определенный перечень требований, предъявляемых к специалисту. Например, психолог в отделе кадров должен быть знаком с порядком аттестации сотрудников. Специалист в сфере спортивной деятельности обязан разбираться в ее нюансах.

Если говорить о формальных требованиях, то их немного:

  • Высшее образование по специальности.
  • Опыт работы в выбранной сфере. Например, если специалист планирует взять на себя обязанности психолога в школе, желательно, чтобы у него имелся опыт работы в детских воспитательных учреждениях. То же самое касается остальных направлений деятельности.

Школьный психолог

Среди представителей профессии непременно находятся те, кто предпочитает связать свою жизнь со школой. Во многих учебных заведениях есть эта вакансия, но далеко не всем родителям известно, для чего она создана. Давайте разберемся в этом вопросе.

Если раньше трудных детей пытались воспитывать традиционными методами, которые не приносили результата, то теперь для решения этой задачи привлекают специалиста, исполняющего обязанности педагога-психолога.

Однако есть немало ошибочных мнений относительно того, чем занимается специалист. Кто-то считает, что психолог - это доктор, поэтому к нему обращаются исключительно больные люди. Кто-то уверен, что это учитель или воспитатель, который должен давать указания и перевоспитывать ребенка в соответствии с пожеланиями взрослых.

Однако это не так. К психологу обращаются здоровые люди. Если родителей беспокоит физическое состояние школьника, скорее всего, придется пройти медицинское обследование. После этого уже можно вести речь о наличии или отсутствии психологических заболеваний. При их наличии подбирают дальнейшие методы коррекции. Задача данного специалиста состоит в том, чтобы на время стать для школьника своеобразным другом и помощником в решении проблем.

Обязанности детского психолога не включают в себя необходимость воспитывать ребенка. Он не должен навязывать малышу стереотипы, свойственные взрослым, и заставлять его вести себя в полном соответствии с их ожиданиями. Его цель состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы.

Обязанности психолога

В зависимости от конкретной специализации могут отличаться функции, возлагаемые на этого специалиста. То есть психологу не придется выполнять одновременно все обязанности из перечисленных ниже:

  • Проведение тренингов. Это краткосрочное обучение, направленное на развитие определенных навыков или преодоление комплексов. Например, тренинг может быть направлен на борьбу с излишней застенчивостью, развивать коммуникативный навык и т.д.
  • Индивидуальные консультации. Как правило, клиенты обращаются к психологу, оказываясь в сложных или критических ситуациях.
  • Составление психологических характеристик. В данном случае специалист, используя различные профессиональные методы, оценивает качества человека. Это может быть актуально при найме сотрудников на работу в некоторых организациях.
  • Развитие и обучение детей. Психолог может наблюдать за их развитием, выявлять проблемы, проводить развивающие игры и т.д. Кроме того, возможно проведение консультаций не только с воспитанниками, но и с их родителями.
  • Составление отчетов. которого включают этот пункт, не должен пренебрегать его исполнением.
  • Работа с трудовым коллективом. Задача специалиста может состоять в адаптации новых сотрудников, предотвращении конфликтов в коллективе и установлении доброжелательных отношений среди его участников.

Зная должностные обязанности психолога, несложно догадаться, что этому специалисту приходится выполнять множество задач, требующих соответствующих навыков. Вот почему эту профессию выбирают люди с определенным складом характера и развитой эмпатией. Сложно оказывать помощь, не имея дара сопереживания.

Права психолога

И обязанности, и другие правила, касающиеся профессии, непременно должны быть закреплены в соответствующих служебных документах. Устраиваясь на должность, специалист должен с ними ознакомиться.

Права, которые имеет психолог:

  • Ознакомление с решениями руководства, касающимися его деятельности.
  • Внесение предложений.
  • Запрашивание документов, необходимых для осуществления служебной деятельности.
  • Привлечение сотрудников для участия в мероприятиях, повышающих производительность труда.

Как освоить профессию

Вопрос выбора профессии во все времена остается актуальным для молодежи. Среди вчерашних школьников непременно находятся те, кто в будущем планирует стать психологом.

Для этого нужно окончить учебное заведение по соответствующей специальности. Кроме того, студенту предстоит определиться со специализацией. Например, можно стать детским психологом.

Любопытно, что настоящими специалистами нередко становятся благодаря не образованию, а собственному жизненному опыту. Например, мать, воспитавшая троих детей, сама может стать детским психологом и справляться с этой работой намного успешнее, чем ее ровесница с дипломом, но без практического опыта. Однако в России большое внимание уделяют формальностям, поэтому без соответствующего диплома крайне сложно получить желаемую вакансию.

Преимущества

Выбирая профессию, нужно заранее знать, чего от нее ожидать. Давайте начнем с преимуществ:

  • Полезные знания. Если даже не устроиться на должность психолога, полученные знания можно использовать в повседневной жизни или в другой профессии, например, в сфере управления кадрами.
  • Востребованность. На текущий момент двери многих заведений открыты для потенциальных психологов. Поступая в институт изучать основы и тонкости этой профессии, можно не бояться остаться невостребованным специалистом.
  • Удовольствие. Нередко профессию психолога выбирают те, кому нравится помогать другим людям. В итоге они получают моральное удовлетворение от выполнения собственных должностных обязанностей.

Недостатки

В любой профессии без них не обходится. Психолог - не исключение. У этой профессии недостатки такие:

  • Высокий уровень стрессов. Нужно понимать, что клиенты нередко обращаются, оказываясь в критических ситуациях. Психологу приходится постоянно соприкасаться с чужими переживаниями. Вот почему нужно уметь от них абстрагироваться. Иначе сам специалист будет находиться в постоянном состоянии стресса.
  • Невысокая зарплата. Возможно, профессия психолога - одна из самых недооцененных на текущий момент. Однако тем, кто ее выбрал, нередко приходится мириться с невысокой оплатой труда. Вот почему некоторые специалисты предпочитают заниматься частной практикой.

Наименование организации УТВЕРЖДАЮ ДОЛЖНОСТНАЯ Наименование должности ИНСТРУКЦИЯ руководителя организации _________ N ___________ Подпись Расшифровка подписи Место составления Дата ПСИХОЛОГУ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Психолог относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации.

2. На должность психолога назначается лицо, имеющее высшее образование по специальностям "Психология", "Медико-психологическое дело", "Практическая психология", "Практическая психология. Дополнительная специальность" и направлениям специальностей "Социальная работа (социально-психологическая деятельность)", "Социальная поддержка. Практическая психология", "Дошкольное образование. Практическая психология", "Начальное образование. Практическая психология" без предъявления требований к стажу работы.

3. В своей деятельности психолог руководствуется:

Нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

Методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

Уставом организации;

Правилами трудового распорядка;

Приказами и распоряжениями директора организации (непосредственного руководителя);

Настоящей должностной инструкцией.

4. Психолог должен знать:

Нормативные правовые акты и другие методические материалы по вопросам психологии, профессиональных отношений, профориентации, профпригодности;

Общую психологию;

Социальную, детскую и возрастную психологию, психологию развития, педагогическую психологию, психологию семейных отношений;

Конфликтологию, кризисную психологию; медицинскую (клиническую) психологию;

Психиатрию;

Основы пато- и нейропсихологии, сексологии;

Психофизиологию;

Дефектологию;

Социально-психологические аспекты помощи инвалидам, лицам пенсионного возраста, другим категориям граждан;

Эргономику, основы физиологии и гигиены труда;

Принципы и методы анализа трудовой деятельности;

Психологические аспекты управления производством и обучения трудовой деятельности;

Методы активного общения и обучения, социально-психологические тренинги общения;

Современные методы индивидуальной и групповой профессиональной консультации;

Особенности диагностики и коррекции психического развития, эмоциональных состояний, психологического климата в детском и взрослом коллективах, особенности психологической реабилитации в детском и взрослом коллективах;

Коррекцию аномального развития личности;

Методы оказания психологической помощи людям в экстремальных и кризисных ситуациях, а также при остром, затяжном и хроническом воздействии на них различных стрессовых факторов;

Методы статистического анализа данных;

Особенности компьютерной обработки результатов массовых обследований;

Передовой опыт работы психологов;

Основы экономики, организации производства, труда и управления;

Основы законодательства о труде;

Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

5. Во время отсутствия психолога его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

6. Для выполнения возложенных на него функций психолог обязан:

6.1. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на оказание психологической помощи различным категориям граждан (пожилым людям, детям и взрослым с ограниченными возможностями, в том числе с особенностями психофизического развития, лицам, оказавшимся в экстремальных (стихийные бедствия, террористические акты, катастрофы) и других кризисных ситуациях (подвергшихся физическому и сексуальному насилию, безработным, ВИЧ-инфицированным, тяжело и длительно болеющим и т.д.), как индивидуально, так и в конкретных социальных коллективах (семья, производство, учеба и т.д.).

6.2. Осуществлять консультативную, методическую, научно-практическую, исследовательскую, педагогическую, информационно-библиографическую деятельность.

6.3. Изучать достижения научной и практической психологии, содействовать их использованию в практической работе.

6.4. Разрабатывать методы, способствующие личностному росту и самореализации личности.

6.5. Планировать и проводить необходимые психологические измерения и тестирование, обработку результатов.

6.6. Анализировать и давать экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека.

6.8. Содействовать повышению эффективности работы системы органов массовой информации.

6.9. Вести наблюдения индивидов и коллективов, составлять анкеты, вопросники и т.д.

6.10. Выполнять исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах, изучать проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности.

6.11. Заниматься социальным тренингом, вести информационно-просветительскую, психопрофилактическую работу среди детей, подростков, взрослых граждан, семей, трудовых коллективов.

6.12. Реализовывать программы по развитию способностей детей, в том числе с ограничениями и особенностями психофизического развития, формированию психологических знаний и умений эффективной личности, обучению развивающимся отношениям, конструктивному решению деловых и межличностных конфликтов.

6.13. Решать психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствовать совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, давать рекомендации по внедрению новых средств и способов производства.

6.14. Разрабатывать и апробировать в пределах предоставленных прав и полномочий новые диагностические и психокоррекционные методики и программы, взаимодействовать с медико-психолого-педагогическими и диагностическими центрами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.

6.15. Вести документацию по установленной форме и использовать ее по назначению.

6.16. Обеспечивать конфиденциальность сведений, которые могут скомпрометировать клиентов или быть использованы против их интересов, за исключением случаев, когда положения законодательства обязывают сообщать о полученной информации, при этом заинтересованная сторона должна быть поставлена в известность.

3. ПРАВА

7. Психолог имеет право:

7.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

7.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

7.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

7.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).

7.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

7.6. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
8. Психолог подчиняется _____________________________________________. 9. Психолог взаимодействует по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками следующих структурных подразделений организации: - с _________________________________________________________________: получает: __________________________________________________________________________; представляет: __________________________________________________________________________; - с _________________________________________________________________: получает: __________________________________________________________________________; представляет: __________________________________________________________________________.
5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

10. Работу психолога оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).

11. Психолог несет ответственность:

11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты - в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.

Наименование должности руководителя структурного подразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи Визы С инструкцией ознакомлен _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата

Психолог в компании - это сотрудник, который отвечает за душевный мир работников. Он должен способствовать тому, чтобы они сохраняли положительный субъективный настрой в ходе своей деятельности на предприятии. Также он обязан следить за микроклиматом в коллективе и принимать меры по его улучшению.

Общие положения инструкции

Общие положения должностной инструкции психолога включают предписания базового характера, которые относятся к выполнению данным сотрудникам своих функций. Они размещаются в начале инструкции. Эти общие положения включают следующий перечень:

Если психолог отсутствует на своем рабочем месте по тем или иным причинам, в компании назначается лицо, которое временно исполняет его обязанности . Такая должность может быть прямо не указана, в таком случае заместитель назначается решением директора.

Обязанности и задачи

Психолог выполняет весьма широкий круг обязанностей, поскольку психологические потребности сотрудников любой компании весьма разнообразны. В частности он должен:

Еще одна обязанность психолога - проведение собеседований. Оговаривается, что от него требуется беседовать не только с лицами, нанимающимися на предприятие, но и с теми, кто с него увольняется. Сотрудник обязан помочь таким работникам покинуть предприятие без каких-либо психологических травм.

Требования к специалисту

Требования к психологу могут быть различными. Их уровень зависит от характера предстоящей ему деятельности. Таким образом, в инструкциях конкретных организаций могут быть указаны критерии, оптимальные именно для них.

При этом в типовой должностной инструкции предусмотрено, что психологом может стать лицо, которое окончило высшее учебное заведение по специальности психолог и проработало на аналогичной должности два года.

Также для психолога установлена необходимость иметь достаточное представление о:

  • законодательстве, регулирующем его сферу деятельности;
  • локальных правовых актах, содержащих предписания относительно его работы на предприятии;
  • методических материалах, относящихся к управлению кадрами;
  • стратегии и политике компании в области кадровой работы;
  • базовой психологии, в том числе общей, социальной и психологии труда;
  • деятельности по профориентации;
  • психологическом консультировании.

Какими личностными качествами должен обладать психолог

Набор личностных качеств, которыми желательно обладать психологу, включает следующие:

  • эмпатия, способность погрузиться в мир другого человека;
  • толерантность или терпимость;
  • большой объем знаний, эрудиция;
  • стремление к анализу;
  • общая тактичность и деликатность;
  • стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
  • умение наблюдать.

Ответственность и права

Психолог несет ответственность, которая в стандартном случае может носить материальный и дисциплинарный характер. Она наступает в случае:

  • невыполнения обязанностей, установленных для данного специалиста либо же выполнения их ненадлежащим образом, в частности если он выполняет их несвоевременно или халатным образом;
  • нарушения существующих на предприятии предписаний, включая инструкции, а также распоряжения и приказы руководства;
  • действий, которые привели к раскрытию конфиденциальных данных или коммерческой тайны ненадлежащим лицам;
  • несоблюдения правил трудового распорядка, норм дисциплины, предписаний техники безопасности.

Помимо этого, психолог несет ответственность в общем порядке при нарушении в ходе трудовой деятельности административного или уголовного законодательства. Она наступает согласно соответствующему кодексу.

Права психолога включают:

  • доступ к решениям, которые касаются сферы, за которую он несет ответственность;
  • составление и последующее представление руководству проектов решений по улучшению работы компании в области, определенной данной инструкцией;
  • информирование непосредственного руководителя об обнаруженных недостатках и внесения предложений относительно мер по их устранению;
  • подача запроса на получение сведений и документов, требуемых для выполнения своих функций;
  • требование содействия от вышестоящих работников при выполнении своих функций.

Преимущества и недостатки профессии

Среди плюсов профессии психолога имеет смысл выделить:

  • ее безусловную востребованность, соискатель, окончивший вуз по данному направлению, всегда отыщет себе работу;
  • офисный характер работы, психологу не приходится трудиться в опасных условиях.

Часто выделяют ещё одно преимущество: психолог может помочь и себе самому справиться с проблемами данного плана . Однако стоит оговорить, что, если эта мотивация при выборе подобной работы становится основной, это не слишком хороший знак для психолога, да и для организации. Желательно, чтобы она была второстепенной.

Минусы данной специальности включают:

  • эмоциональное выгорание, психологический аппарат сотрудника, слишком долго работающего психологом, в конечном итоге изнашивается;
  • средняя зарплата для большинства психологов, это массовая профессия и те, кто выбрал её, но не смог пробиться в меньшинство настоящих профи, много получать не будут.

О том как продиагностировать себя смотрите видео опытного психолога.

ПРОЕКТ

Должностная инструкция

от __________ №_______

Служба индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия»

Психолог-консультант

Общие положения.

Принимается на работу и освобождается от занимаемой должности приказом директора Центра согласно установленному порядку и КЗОТ РФ.

Подчиняется непосредственно начальнику отдела.

Квалификационные требования.

Имеет высшее профессиональное образование.

Должен знать.

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов управления по делам молодёжи, касающиеся работы с детьми и молодёжью, Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребёнка, основы профессиональной психологической деятельности, методы и методики психологической диагностики различного профиля, основы психологического консультирования, специфику работы с детьми и молодёжью, трудовое законодательство, нормы охраны труда и правила техники безопасности.

Требования к квалификации: высшее образование, стаж работы не менее 1 года.

Функции.

Обеспечение профессиональной деятельности, направленной на оказание психологической помощи различным группам молодёжи, детей, подростков и их родителей.

2. Психологическое просвещение молодежи и содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав личности.

3. Информационно-методическое и диагностическое обеспечение деятельности службы.

Должностные обязанности.

1. Владеет комплексом методик и технологий психологической диагностики, коррекции и немедицинской психотерапии.

2. Подготавливает и участвует в выпуске печатной продукции Центра по направлению деятельности отдела.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Несмотря на то, что в общеобразовательных учреждениях должность психолога введена в 1988 году, до сих пор не существует устоявшихся представлений о содержании и формах его профессиональной деятельности. В результате субъекты образовательного процесса зачастую предъявляют к нему не свойственные его роли требования. Так, например, администрация нередко предлагает психологу классное руководство, а иногда и преподавание учебных дисциплин (особенно тогда, когда у психолога есть и педагогическое образование), стремится детально контролировать его деятельность, требует отчет о результатах диагностики и консультирования. Учитель ожидает от психолога поддержки в реализации своего привычного стиля педагогического общения и помощи в манипулировании учащимися и их родителями. В свою очередь родители надеются, что психолог защитит их ребенка от «школьного негатива» и при этом авторитетно подтвердит «правильность» семейного воспитания. Дети, если психологу удается установить с ними доверительные отношения, ищут в нем старшего товарища и защитника. Нетрудно заметить, что во многом перечисленные ожидания являются противоречивыми.

Педагог-психолог образовательного учреждения является самостоятельным специалистом и равноправным членом педагогического коллектива, отвечающим за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно, — за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников. Необходимо отметить, что, являясь равноправным членом коллектива, педагог-психолог в образовательном учреждении занимает свое определенное место во всем учебно-воспитательном процессе.

В различных образовательных учреждения на педагога-психолога возлагаются разные задачи, которые зависят не только от типа и вида данного учреждения, но и от запросов администрации на роль специалиста в конкретном образовательном учреждении.

Наиболее актуальными проблемами, с которыми сталкивается педагог-психолог, являются: трудность определения своей роли в данном учреждении, проблема занять достойное место в учебно-воспитательном процессе, трудности определения своих обязанностей, не идущих в разрез с общей концепцией образовательного учреждения.

Основными видами деятельности практического психолога образования являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование и психодиагностика, психокоррекция и развитие. Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает.

В общем же специалисты осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей, их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию, содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка, принимают меры по оказанию различного вида психологической помощи.

В различной литературе, издаваемой в настоящее время, практически опускается рассмотрение ряда организационных проблем, которые имеют решающее значение для адаптации практического психолога в условиях учебного заведения и тем самым всей его последующей работы.

От того, как психолог сможет построить взаимоотношения с педагогическим коллективом и администрацией, учениками и их родителями, зависит его реальный статус в образовательном учреждении и соответственно условия будущей работы специалиста.

Должностная инструкция психолога — образец

Границы его функциональных обязанностей на практике оказываются достаточно подвижными и простираются от ролей «вечного дежурного», «общественника», «посыльного по мелким поручениям» и т. п. до «эксперта по наиболее важным вопросам обучения и воспитания». Важен и тот факт, что специалист не всегда может определить должностные и функциональные обязанности своей профессиональной деятельности.

К сожалению, существующие правовые нормы не определяют четко обязанности педагога-психолога в образовательном учреждении. Так в требованиях к тарифно-квалификационным характеристикам по должностям (приложение 2 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995г. № 463/1268), включены три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

Раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих обязанности, права и ответственность работника, утверждаемых руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами. В должностные обязанности педагога-психолога включены:

  • осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях;
  • содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребёнка;
  • способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
  • определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся (воспитанников) и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционный, реабилитационный и консультативный);
  • оказание помощи обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
  • проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;
  • составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);
  • ведение документации по установленной форме и использованию её по назначению;
  • участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), содействие развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
  • осуществление психологической поддержки творчески одарённым обучающимся (воспитанникам), содействие их развитию и поиску; определение степени отклонений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
  • формирование психологической культуры обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания;
  • консультирование работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. Так педагог-психолог (8—14 разряды) должен знать: Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социальнопсихологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Как мы видим, данные разделы являются общими, не наполненными конкретным содержанием. Педагогу-психологу необходимо переосмыслить и структурировать весь массив практических проблем, определить приоритетные направления своей деятельности, наполнить их конкретным содержанием.

Необходимо отметить, что двойное подчинение педагога-психолога (руководителю учреждения по административным вопросам и методическому центру по профессиональным вопросам) вносит определенную путаницу в организацию профессиональной деятельности специалиста. Именно грамотно составленные функциональные обязанности, помогут педагогу-психологу согласовать свою позицию с запросами администрации в решении профессиональных вопросов; выработать единые представления о функции психолога в образовательном учреждении; спрогнозировать реальные результаты деятельности.

Функциональные обязанности специалистом составляются с учётом общих должностных обязанностей, утвержденных в тарифно-квалификационных характеристиках и направления деятельности, в рамках работы психологической службы образовательного учреждения с учетом запросов администрации ОУ.

Так, например педагог — психолог может указать в своих функциональных обязанностях такие направления работы как:

  • Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения (с целью определения структуры личности, уровня развития интеллекта ребенка, особенностей его нервно-психической сферы, профессиональных способностей, эмоциональных отношений в семье).

    Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии учащихся. Определяет факторы, препятствующие развитию личности.

  • Предлагает программу психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования. Составляет психологическое заключение и проводит консультацию по материалам диагностического обследования с целью ориентации учащегося, родителей (или лиц, их заменяющих), школы (учитель, школьный психолог) и специалистов по психолого-педагогической коррекции.
  • Осуществляет коррекционную работу в индивидуальном и групповом режиме на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и интеллектуального развития конкретного ребенка.
  • Содействует развитию позитивной Я-концепции ребенка, его чувства уверенности, адекватности самооценки, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях, навыков общения
  • Проводит коррекцию отклонений в развитии личности на основе психологического заключения и в соответствии с возможностями возраста и личностными особенностями конкретного учащегося, коррекцию эмоционального состояния; устраняет последствия влияния негативного прошлого опыта; формирует навыки общения.
  • Осуществляет превентивные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации. Оказывает консультативную помощь родителям в формировании среды, развивающей у учащегося черты активной, самостоятельной и ответственной личности, в выборе такого образовательного маршрута и микросреды общения, к которым он мог бы успешно адаптироваться. Помогает эффективно и последовательно организовать процесс социальной адаптации.
  • Проводит психологическую работу по профессиональной ориентации учащихся.
  • Ведет рабочую документацию по установленной форме.
  • Участвует в работе психолого-педагогического консилиума центра
  • И т.п.

Функциональные обязанности утверждаются руководителем образовательного учреждения и подписываются педагогом-психологом.

Приложение 3

Психолог воинской части отвечает за организацию и состояние психологической работы в воинской части, психологическое состояние личного состава, действенность работы по поддержанию психологической устойчивости и сохранению психологического здоровья военнослужащих.

Должностная инструкция психолога городского методического Центра по работе с семьей

Он подчиняется заместителю командира воинской части по воспита­тельной работе, а но специальным вопросам - психологу соединœения. Он руководит рабо­той пункта психологической помощи и реабилитации воинской части, а по специальным вопросам - психологами батальонов (им равных) 1 . Психолог воинской части обязан:

‣‣‣ знать психологические качества каждого офицера и прапорщика (мичмана) воин­ской части, всœех военнослужащих отдельных подразделœений воинской части, а также военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания;

‣‣‣ организовывать и проводить социально-психологическое изучение и психологиче­ское обследование военнослужащих воинской части;

‣‣‣ организовывать и проводить психологическую работу при выполнении боевых (учеб­но-боевых) задач, задач боевой подготовки, боевого дежурства (боевой службы), кара­ульной и внутренней (дежурной и вахтенной) служб, повсœедневной деятельности во­инской части;

‣‣‣ организовывать и проводить мероприятия профессионального психологического отбора, участвовать в расстановке военнослужащих по подразделœениям и воинским специальностям; изучать социально-психологические процессы в воинской части и подразделœениях, осуществлять прогноз их развития, вырабатывать предложения и принимать участие в формировании здорового морально-психологического состо­яния военнослужащих в воинских коллективах;

‣‣‣ организовывать в воинской части работу по оказанию квалифицированной психо­логической помощи военнослужащим и их психологической реабилитации;

‣‣‣ составлять и регулярно уточнять совместно с офицером по социальной работе и про­филактике правонарушений воинской части социально-психологическую характе­ристику воинской части;

‣‣‣ проводить мероприятия по психологической адаптации военнослужащих к услови­ям военной службы, осуществлять их психологическое сопровождение;

‣‣‣ выявлять совместно с медицинской службой воинской части военнослужащих с от­клонениями в психическом развитии, осуществлять динамическое наблюдение за военнослужащими с признаками нервно-психической неустойчивости, организовы­вать оказание им квалифицированной психологической помощи; проводить меро­приятия по сохранению психического здоровья личного состава,

‣‣‣ проводить мероприятия по противодействию негативному психологическому воз­действию на военнослужащих и вырабатывать предложения командирам по повы­шению их психологической устойчивости;

‣‣‣ проводить мероприятия по профилактике суицидальных явлений, выявлению лиц, склонных к суицидальным поступкам;

‣‣‣ осуществлять обучение офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин) формам и методам психологической работы с подчинœенными;

Для воинских частей, где есть пункты психологической помощи и реабилитации, пси­хологи батальонов предусмотрены штатом.

Приложение 3

‣‣‣ осуществлять методическое обеспечение занятий боевой (специальной) подготовки в целях формирования у военнослужащих психологической устойчивости;

‣‣‣ организовывать психологическую работу с личным составом подразделœений и от­дельными военнослужащими, выполняющими задачи самостоятельно вне пунктов постоянной дислокации, а также выполняющими задачи с оружием;

‣‣‣ соблюдать этические нормы профессиональной деятельности войскового (флотско­го) психолога;

‣‣‣ развивать материально-техническую базу психологической работы;

‣‣‣ докладывать о психологическом состоянии военнослужащих, членов их семей и граж­данского персонала воинской части, проведенных мероприятиях психологической ра­боты заместителю командира воинской части по воспитательной работе, а по специ­альным вопросам информировать психолога дивизии;

‣‣‣ осуществлять методическую помощь и руководство деятельностью психологов ба­тальонов.

Должностные инструкции с учетом профстандартов 2016-2017

Образец должностной инструкции психолога в социальной сфере

Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта Психолог в социальной сфере

1. Общие положения

1.1. Психолог в социальной сфере относится к категории специалистов.

1.2. На должность психолога в социальной сфере принимается лицо:

1) имеющее высшее образование по профилю профессиональной деятельности;

2) прошедшее обучение по программам повышения квалификации;

3) имеющее опыт практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности, не менее 2 лет.

1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо, не имеющее или не имевшее судимости за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.

1.4. Психолог в социальной сфере должен знать:

1) социальную психологию, психологию малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психологию масс, методологию индивидуальных консультаций и тренингов (специфику, виды, длительность и т.д.);

2) методологию командной работы;

3) психологию управления, организационную психологию;

4) регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств;

5) технологию работы в команде, организацию деятельности специалистов разных ведомств;

6) методы активизации социальных, психологических и других ресурсов для подготовки межведомственных команд;

7) техники эффективной коммуникации со специалистами;

8) конфликтологию (виды конфликтов, способы разрешения и т.д.);

9) технологию разрешения конфликтов;

10) психологию кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), рискологию, психологию экстремальных ситуаций, психологию горя, потери, утраты;

11) психологию кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении;

12) психологию семьи (структуру, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений), методы консультирования семьи, кризисов семьи;

13) проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды;

14) технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации;

15) проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация);

16) современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени);

17) отечественную и зарубежную социальную психологию (современные направления, актуальные проблемы, методы работы);

18) психологию экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия);

19) психологию зависимости, аддикций, девиантологию;

20) возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни;

21) особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации;

22) типологию проблем граждан разной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-правовые, педагогические и др.);

23) инфраструктуру муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп;

24) основы психологического консультирования (виды, формы, методы);

25) основы организации и проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, последствия);

26) методы и методики общей и социальной психологии;

27) методологию проведения тренингов;

28) возрастную психологию (характеристику возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения в развитии и т.д.), геронтологию, педагогическую психологию;

29) психологию воспитания и педагогики;

30) цели, задачи и функции организаций социальной сферы;

31) типологию социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т.д.);

32) психологию беженцев, мигрантов, маргиналов;

33) технологию работы с разными социальными группами;

34) организационную психологию (концептуальные подходы, особенности, виды и т.д.);

35) основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров;

36) основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т.д.);

37) требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере;

38) законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей;

39) особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях;

40) психологию горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм;

41) психологию воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей;

42) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);

43) задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы;

44) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания);

45) проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды;

46) основы профилактики асоциальных явлений в обществе;

47) методы и технологию управления современными рисками;

48) методы разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;

49) основы составления индивидуальной программы предоставления психологических услуг;

50) основы прогнозирования и проектирования в социальной психологии;

51) современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии;

52) требования к конфиденциальности информации, хранению и оперированию персональными личными данными;

53) основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;

54) принципы, методы, технологии мониторинга социальных явлений;

55) документоведение;

56) Правила внутреннего трудового распорядка;

57) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

58) ……… (другие требования к необходимым знаниям)

1.5. Психолог в социальной сфере должен уметь:

1) подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов межведомственной команды в соответствии с поставленными задачами;

2) осуществлять психологическую подготовку специалистов межведомственной команды с учетом их уровня квалификации;

3) разрабатывать программы подготовки специалистов межведомственных команд по оказанию психологической помощи организациям;

4) консультировать отдельных специалистов по работе в межведомственной команде;

5) вести документацию и служебную переписку;

6) использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов организации и работы межведомственных команд, оказывающих психологическую помощь в социальной сфере;

7) оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности;

8) организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи населению, нуждающемуся в ней по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения, с целью снижения социальной и психологической напряженности;

9) разрабатывать материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и представлять их в интернет-форумах и СМИ;

10) аргументировать свою позицию;

11) проводить профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности с учетом данных мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

12) проводить индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности, обнаруженной при анализе результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

13) взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам;

14) организовывать психологическое сопровождение клиентов, нуждающихся в психологической помощи;

15) оказывать психологическую поддержку клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций;

17) оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм;

18) обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации;

19) вести психологическую просветительскую деятельность среди населения;

20) взаимодействовать с другими работниками, органами и организациями социальной сферы по вопросам поддержки лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию;

21) разрабатывать программы индивидуальной работы с клиентами с учетом конкретных профессиональных задач;

22) разрабатывать программы групповой работы по психологической поддержке клиентов;

23) разрабатывать программы оказания психологической помощи членам социальных групп, попавших в трудную жизненную ситуацию, с участием специалистов на межведомственной основе;

24) вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения;

25) разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов;

26) анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение;

27) адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения;

28) разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам;

29) проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов;

30) применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов;

31) создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам;

33) разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам;

34) проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека;

35) анализировать заявки и обращения органов и организаций социальной сферы на получение психологических услуг;

36) проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности клиентов в соответствии со стандартами и регламентами в социальной сфере;

37) вести переговоры с представителями органов и организаций социальной сферы по реализации их обращений и заявок;

38) составлять договоры и другую документацию на оказание психологических услуг в социальной сфере;

39) работать с информационными сетями, осуществлять поиск новой информации по профилю деятельности;

40) применять на практике методы обучения взрослых, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи и повышения эффективности профессиональной деятельности клиентов;

41) оценивать эффективность оказания психологической помощи клиентам;

42) критически оценивать обратную связь от получателей психологических услуг, психологического просвещения в социальной сфере;

44) общаться и взаимодействовать с детьми и подростками разных возрастов;

45) проводить психологическое тестирование кандидатов в замещающие родители;

46) обеспечивать проверку информации, полученной от кандидатов в замещающие родители;

47) определять психологическую безопасность для ребенка среды в замещающей семье и ее окружении;

48) разрабатывать программы психологических тренингов, деловых и ролевых игр с учетом конкретных задач подготовки клиентов;

49) применять активные психологические методы обучения, в том числе проводить психологические тренинги, деловые и ролевые игры;

50) адаптировать и применять зарубежный опыт психологической работы с замещающими семьями в практике собственной деятельности;

51) применять разные виды и формы консультирования в соответствии с проблемами клиентов;

52) использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам;

53) анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения;

54) разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы;

55) использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций;

56) подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг;

57) использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги);

58) грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах;

59) создавать наглядные материалы для психологического просвещения;

60) преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения;

61) организовывать взаимодействие между специалистами по проведению профилактической и психокоррекционной работы;

62) анализировать и обобщать данные о состоянии и динамике психологического здоровья населения, выявлять риски его нарушения;

63) выявлять проблемы психологического здоровья населения, требующие психокоррекционной работы;

64) использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания для разработки программ профилактической и психокоррекционной работы;

65) подбирать и разрабатывать инструментарий для профилактической и психокоррекционной работы, направленной на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;

66) осуществлять разные виды психологического консультирования населения по вопросам психологического здоровья;

67) разрабатывать программы и проводить общественные опросы по проблематике психологического здоровья;

68) определять источники необходимой информации, осуществлять ее поиск и применять для совершенствования деятельности в области реализации профилактической и психокоррекционной работы с населением;

69) вести документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями к документам в социальной сфере;

70) разрабатывать новые формы и методы оказания психологической помощи клиентам;

71) оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека;

72) владеть технологиями работы с информационными сетями, основным программным обеспечением, необходимым для проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

73) хранить и обрабатывать персональные данные клиентов;

74) вести делопроизводство и служебную переписку;

75) ……… (другие навыки и умения)

1.6. Психолог в социальной сфере в своей деятельности руководствуется:

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)

1.7. Психолог в социальной сфере подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.8. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп:

1) подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам);

2) организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

3) оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию;

4) организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам);

5) оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам);

6) психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов);

7) организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;

8) разработка и реализация программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Психолог в социальной сфере исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) выявляет проблемы межведомственного характера в социальной сфере, подготавливает предложения по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам;

2) осуществляет разработку совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия;

3) обучает специалистов межведомственной команды;

4) осуществляет психологическую подготовку специалистов межведомственной команды;

5) проводит психологическую оценку эффективности деятельности специалистов межведомственной команды;

6) консультирует специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам;

7) ведет учет результатов работы.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

2) определяет психологические критерии соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей;

3) проводит мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных;

4) выделяет и оценивает психологические риски, факторы социальной и психологической напряженности;

5) обобщает полученные данные и разрабатывает на их основе психологические рекомендации по минимизации негативных явлений;

6) осуществляет подготовку сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее - СМИ) по результатам мониторинга;

7) оценивает эффективность работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения;

8) ведет учет проведенных работ.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников;

2) создает команду и проводит программы активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе;

3) проводит групповое и индивидуальное консультирование клиентов;

4) проводит психологические тренинги по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации;

5) содействует в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов;

6) осуществляет разработку программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов;

7) привлекает социальное окружение клиентов к их психологической поддержке и создает специальные странички, блоги, группы в социальных сетях;

8) выполняет работу по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов.

3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявляет информацию, требующую дополнительной проверки;

2) запрашивает необходимую информацию у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства);

3) подбирает комплекс психологических методик, планирует и проводит обследование клиентов;

4) обобщает результаты психологического обследования, оценивает психологические потребности, риски и ресурсы клиентов, выявляет психологические особенности их социального окружения и условий жизни;

5) выявляет типичные психологические проблемы разных социальных групп клиентов;

6) осуществляет разработку совместно с другими специалистами и клиентами "дорожных карт" с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде;

7) осуществляет разработку программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников;

8) проводит индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания;

9) проводит беседы (лекции), направленные на просвещение клиентов;

10) взаимодействует с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем;

11) осуществляет подготовку материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ;

12) ведет учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи.

3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам;

2) оказывает индивидуальную психологическую помощь клиентам;

3) проводит тренинги для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.);

4) проводит психологические тренинги, направленные на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов;

5) консультирует клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом;

6) повышает квалификацию клиентов по вопросам психологии социальной работы;

7) проводит занятия с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации;

8) создает информационный ресурс по психологии социальной сферы и использует его содержание в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам.

3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 6 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовку психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями;

2) составляет программы психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи;

3) осуществляет разработку программ и проводит групповые и индивидуальные психологические занятия для клиентов (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры и т.д.);

4) консультирует клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей;

5) осуществляет подготовку детей к устройству в замещающую семью;

6) консультирует детей по психологическим проблемам в замещающих семьях;

7) ведет учет данных об оказанной психологической помощи.

3.1.7. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 7 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет разработку плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;

2) доводит до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информацию о перечне психологических услуг и возможности их получения;

4) осуществляет организацию волонтерских проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи;

5) осуществляет подготовку для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т.д.);

6) проводит групповые и индивидуальные информационные консультации о возможности получения психологических услуг;

7) привлекает к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи;

8) обобщает и оценивает результаты работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования;

9) ведет учет проведенных работ.

3.1.8. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 8 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет диагностику состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;

2) осуществляет обобщение информации о рисках и формирование прогноза возможного неблагополучия в состоянии и динамике психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;

3) осуществляет разработку и реализацию совместно с другими специалистами программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;

4) консультирует население по проблемам психологического здоровья;

5) оценивает результативность программ профилактической и психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения;

6) осуществляет подготовку материалов о состоянии и динамике психологического здоровья населения и представляет их в интернет-форумах и СМИ;

7) ведет учет проведенных работ.

3.1.9. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.10. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих обязанностей, психолог в социальной сфере:

1) обеспечивает конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте;

2) соблюдает требования профессиональной этики.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Психолог в социальной сфере имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Психолог в социальной сфере привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;

Правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

Причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 N 682н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения)