Презентация на тему алексей толстой. Алексей Константинович Толстой. презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему. позволяя себе рискованные шутки

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Презентацию на тему "Алексей Константинович Толстой" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Родился 24 августа (5 сентября) 1817 в Петербурге. Мать Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами вскоре после рождения сына произошел открытый разрыв. Детство Толстой провел на юге России в имениях своего дяди А.А.Перовского Погорельцы и Красный Рог (Черниговская губерния). Его дядя - прозаик 20-30 годов, печатался под псевдонимом «Антоний Погорельский».

Слайд 3

1825 – переезд в Петербург. При посредстве друга Перовского – Жуковского – мальчик был представлен наследнику престола, впоследствии императору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязавшиеся, продолжались в течение всей жизни Толстого; супруга Александра II, императрица Мария Александровна, также ценила и личность, и талант Толстого.

Слайд 4

1826 – Толстой с матерью и дядей отправляется в Германию; в памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Веймаре Гёте и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление производит на него Италия, с ее произведениями искусства. Получив хорошую домашнюю подготовку, Толстой в середине 30-х годов поступает в число так называемых "архивных юношей", состоящих при Московском главном архиве министерства иностранных дел. 1836 – как "студент архива" Толстой сдает в Московском университете экзамен "по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета", и причисляется к русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне. В том же году умирает Перовский, оставив Толстому все свое крупное состояние. Позднее (с 1843) Толстой служит во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имеет придворное звание и, продолжая часто ездить за границу, ведет светскую жизнь.

Слайд 5

1841 – первая публикация – фантастическая повесть "Упырь" (под псевдонимом Краснорогский). 1851 – Толстой на маскараде знакомиться с С.А.Миллер, своей будущей женой. В 1840-е годы начал работать над историческим романом "Князь Серебряный", оконченным в 1861. В этот же период написал ряд баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами ("Колокольчики мои, "Ты знаешь край, где все обильем дышит", "Курган", "Средь шумного бала..." и др.).

Слайд 6

Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь - Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю. И в грезах неведомых сплю.. Люблю ли тебя - я не знаю Но кажется мне, что люблю! 1851

Слайд 7

С 1854 Толстой печатает в "Современнике" стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми). В конце 50-х гг. он сотрудничает в славянофильской "Русской беседе", затем в "Русском вестнике" и "Вестнике Европы".

Слайд 8

Писатель Козьма Прутков был придуман группой единомышленников. Это явление уникально в нашей литературе. Ни до, ни после него не было случая, чтобы литературный псевдоним приобрёл такую самостоятельность, когда писатели, известные как литераторы под собственными именами, могли издавать под именем вымышленного лица. Это особое "собрание сочинений", снабжённое к тому же портретом и подробной биографией.

Слайд 9

Слайд 10

К.Прутков происходил из незнатного, но весьма замечательного дворянского рода. Замечательного тем, что почти весь он занимался литературой. К.П.Прутков доказал это, опубликовав в годы своей творческой зрелости выдержки из записок своего деда, отставного премьер - майора и кавалера Федора Кузьмича Пруткова, а также кое-что из сочинений своего отца Петра Федотыча Пруткова. Родитель Козьмы Пруткова по тогдашнему времени считался между своими соседями человеком богатым. Маленький Кузька получил прекрасное домашнее образование. Рано развернувшиеся в нем литературные силы подстрекали его к занятиям и избавляли от пагубных увлечений юности. В 1820 году он вступил в военную службу, только для мундира, и пробыл в этой службе всего два года с небольшим, в гусарах.

Слайд 11

На двадцать пятом году жизни, будучи еще в малых чинах, К.П.Прутков влюбился. Ее звали Антонидой Платоновной Проклеветантовой. К.П.Прутков, вступив в Пробирную Палатку в 1823 году, оставался там до смерти, т.е. до 13 января 1863 года. Как известно, начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой Палатке, он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и 1841 году ему досталась вакансия начальника Пробирной Палатки, а потом - и орден св. Станислава 1-й степени, который всегда прельщал его, как это видно из басни "Звезда и брюхо". Но не служба, не составление проектов, открывавших ему широкий путь к почестям и повышениям, не уменьшали в нем страсти к поэзии. И как бы ни были велики его служебные успехи и достоинства, они одни не доставили бы ему даже сотой доли той славы, какую он приобрел литературною своею деятельностью.

Слайд 12

Афоризмы Козьмы Пруткова

Никому не объять необъятного. Зри в корень! Если у тебя есть фонтан, заткни его: дай отдохнуть и фонтану. Специалист подобен флюсу: его полнота одностороння. Смерть для того и поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.

Слайд 13

1855 – во время крымской войны Толстой пытается организовать особое добровольное ополчение, но ему это не удается, и он поступает в число охотников так называемого "стрелкового полка Императорской фамилии". Участия в военных действиях ему так и не приходится принять, но он едва не умирает от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка. 1856 – во время коронации Александр II назначает Толстого флигель-адъютантом, а затем, когда Толстой не захотел остаться в военной службе, егермейстером. В этом звании, не неся никакой службы, Толстой остается до самой смерти.

Слайд 14

Слайд 15

1861 – из-за пошатнувшегося здоровья Толстой отдаляется от двора. Теперь он живет большей частью за границей, летом на разных курортах, зимой в Италии и Южной Франции, но подолгу бывает также в своих русских имениях - Пустыньке (под Петербургом) и Красном Роге (ныне Брянская обл.). С этого времени Толстой больше времени уделяет литературным занятиям. 1861 – публикация драматической поэмы "Дон Жуан". 1863 – выходит в свет исторический роман "Князь Серебряный", позднее – историческая трилогия – трагедии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). 1867 – выходит первое собрание стихотворений Толстого.

Слайд 16

Толстой пишет не только по-русски. Он прекрасно владеет немецким и французским языками. На французском им написаны прозаическое произведение «Семья вурдалака» и несколько стихотворений, на немецком - поэтические произведения, афоризмы. Кроме того, Толстой переводит на русский язык Байрона, Шенье, Гете, Гейне, шотландских поэтов, а на немецкий – русских писателей. В последнее десятилетие жизни пишет баллады ("Роман Галицкий", 1870, "Илья Муромец", 1871 и др.), стихотворные сатиры ("История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", 1868, опубл. 1883; "Сон Попова", 1873, опубл. 1882), поэмы («Портрет», 1874, «Дракон», 1875), лирические стихи. 28 сентября (10 октября) 1875 года Толстой скончался в своем имении Красный Рог.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.



















  • 1 из 19

    Презентация на тему: Толстой А.К. Жизнь и творчество

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург - умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) - граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН. Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург - умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) - граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом).

    № слайда 4

    Описание слайда:

    После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

    № слайда 5

    Описание слайда:

    К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение. К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс). В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека.

    № слайда 7

    Описание слайда:

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж долго не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»).

    № слайда 9

    Описание слайда:

    В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе. В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе.

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 - полной отставки, эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью. Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 - полной отставки, эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью.

    № слайда 11

    Описание слайда:

    В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью «Упырь» (за подписью Красногорский). Романтической фантастикой проникнуты и две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х - начале 1840-х по-французски: «La famille du vurdalak» («Семейство вурдалака») и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет»). Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений. В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью «Упырь» (за подписью Красногорский). Романтической фантастикой проникнуты и две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х - начале 1840-х по-французски: «La famille du vurdalak» («Семейство вурдалака») и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет»). Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений. Фантастична и повесть из времен гонений на христиан «Амена» (1846), в которой языческая богиня оборачивается исчадием ада. Толстой-прозаик отдал дань и натуральной школе: в ее манере выдержан очерк «Артемий Семенович Бервенковский» (1845).

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман. Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В целом для его лирики характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам. Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное. Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции. В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов, и звучание их совсем не мажорное.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта - времена князя Владимира Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.) и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»). С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта - времена князя Владимира Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.) и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял (см., напр., стихотворение «Двух станов не боец, а только гость случайный…»). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на либерализующийся административный порядок («Сон Попова»), и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»). Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял (см., напр., стихотворение «Двух станов не боец, а только гость случайный…»). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на либерализующийся административный порядок («Сон Попова»), и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

    17

    Описание слайда:

    № слайда 18

    Описание слайда:

    Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).. Однако эта трилогия - не историческая хроника, не зарисовки быта и нравов старых времен: Толстому удалось воскресить жанр трагедии (указывалось, что его трилогия больше связана с трагедиями Шекспира, чем с его же хрониками, где ставились собственно исторические вопросы). Главная ее тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире - власти человека над действительностью, над собственной участью. Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).. Однако эта трилогия - не историческая хроника, не зарисовки быта и нравов старых времен: Толстому удалось воскресить жанр трагедии (указывалось, что его трилогия больше связана с трагедиями Шекспира, чем с его же хрониками, где ставились собственно исторические вопросы). Главная ее тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире - власти человека над действительностью, над собственной участью.

    № слайда 19

    Описание слайда:

    Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии. Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург - умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) - граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.

    Cлайд 3

    Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). Имение Красный Рог

    Cлайд 4

    После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829). Антоний Погорельский

    Cлайд 5

    К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

    Cлайд 6

    В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс). В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека.

    Cлайд 7

    В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича. Зимой1850-1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Женщина она была незаурядная, и судьба у неё тоже сложилась необычно. Современников поражала её образованность. Она знала множество иностранных языков: по одним сведениям четырнадцать, по другим – шестнадцать. Читала запоем, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью.

    Cлайд 8

    Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж долго не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»).

    Cлайд 9

    В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе.

    Cлайд 10

    Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 - полной отставки, эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью.

    Cлайд 11

    В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью «Упырь» (за подписью Красногорский). Романтической фантастикой проникнуты и две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х - начале 1840-х по-французски: «La famille du vurdalak» («Семейство вурдалака») и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет»). Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений. Фантастична и повесть из времен гонений на христиан «Амена» (1846), в которой языческая богиня оборачивается исчадием ада. Толстой-прозаик отдал дань и натуральной школе: в ее манере выдержан очерк «Артемий Семенович Бервенковский» (1845).

    Cлайд 12

    Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.

    Cлайд 13

    В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В целом для его лирики характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам. Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное. Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции. В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов, и звучание их совсем не мажорное.

    Cлайд 14

    С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта - времена князя Владимира Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.) и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).

    Cлайд 15

    Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял (см., напр., стихотворение «Двух станов не боец, а только гость случайный…»). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на либерализующийся административный порядок («Сон Попова»), и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

    Слайд 1

    Хранитель старины глубокой…
    Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817- 10 октября 1875
    Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6» г. Мегион Мытник Валентина Гавриловна

    Слайд 2

    детство
    Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге. Отец – граф Константин Петрович Толстой, брат художника Фёдора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать – Анна Алексеевна Перовская – происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, в своему брату А.А.Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского.
    А.А.Толстая, копия с лаковой миниатюры
    К.П.Толстой, копия с картины Михайлова

    Слайд 3

    детство
    Антоний Погорельский
    Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829). Там, среди южной украинской природы, в имениях матери, а затем её брата, Алексея Перовского, А.К.Толстой провёл своё детство, которое оставило у него одни только светлые воспоминания.

    Слайд 4

    детство
    Александр II
    К 1826 году мать и дядя перевезли мальчика в Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые тёплые отношения). С 1826 года Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В.Гёте. Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах воспитан-ника, отдавал их на суд В.А.Жуковскому и А.С.Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

    Слайд 5

    Смерть Иоанна Грозного"
    Царь Иоанн Васильевич Грозный. В.М.Васнецов. 1897.
    Широкое европейское признание Алексей Константинович Толстой получил благодаря созданию драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Царь Иван Грозный интересовал автора как апофеоз Российской государственности. Его безграничная власть над всеми русскими людьми, его деспотизм были глубоко антипатичны А.К.Толстому, ценившему свою свободу и свободу всех окружающих его людей. Страшен его царь Иван, мучающий других и самого себя.

    Слайд 6

    Острупился мой ум; Изныло сердце; руки неспособны Держать бразды; уж за грехи мои Господь послал поганым одоленье, Мне ж указал престол мой уступить Другому; Беззакония мои Песка морского паче: сыроядец – Мучитель – блудник – церкви оскорбитель – Долготерпенья Божьего пучину Последним я злодейством истощил!
    Толстой размышляет о кровавом и необузданном царе не только в драматической трилогии, но и в романе «Князь Серебряный» и некоторых былинах – «Василий Шибанов» и др.
    "Смерть Иоанна Грозного"

    Слайд 7

    "Царь Фёдор Иоаннович"
    Трагедия в пяти действиях «Царь Фёдор Иоаннович» - центральная, главная и, может быть, лучшая во всей трилогии. Недаром она не сходит со сцен театров мира. Образ царя Фёдора – такого, каким написал его А.К.Толстой, притягивает к себе внимание и умы читателей, актёров и зрителей. Фёдор Иоаннович, сын грозного царя, мягок, добр и справедлив, но не обладает так называемым «государственным умом». Царь Фёдор жаждет мира и милости, любит и уважает и Бориса Годунова, и Ивана Петровича Шуйского, пытается их примирить, жить без горя и жестокости:
    Довольно крови на Руси лилося При батюшке, Господь ему прости!

    Слайд 8

    "Царь Фёдор Иоаннович"
    Однако расписывается в собственной политической немощи:
    Хотел добра, Арина! Я хотел Всех согласить, всё сгладить – Боже, Боже! За что меня поставил Ты царём!
    Роль царя Фёдора всегда вдохновляла талантливейших русских актёров. С постановки «Царя Фёдора» начал свою блистательную курьеру К.С.Станиславский и его Художественный театр. В наше время на сцене Малого театра роль Фёдора Иоанновича чудесно, трогательно играл Юрий Соломин. Созданный им образ стал событием в современной русской культуре.

    Слайд 9

    "Царь Борис Годунов"
    Пьеса «Царь Борис Годунов» замыкает драматическую трилогию А.К.Толстого. Царь Борис стал государем по призванию. Будучи талантливым политическим деятелем, желавшим блага народу и Родине, он правил милостиво, мудро и дальновидно. Его девизом были слова:
    Ведь зрелый муж не ожидает праздно, Чтоб чудо к небу подняло его!
    Главная тема трилогии – трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире – власти человека над действительностью, над собственной участью. Русская история предстаёт как трагедия, лишь отчасти обусловленная нравственными изъянами царей: необузданным властолюбием Ивана, безволием и страхом перед ответственностью Фёдора, моральными компромиссами Бориса, идущего «окольными» путями к благой, по-видимому цели.

    Слайд 10

    "Царь Борис Годунов"
    Сквозным, проходящим через всю трилогию, является образ Бориса Годунова, с ним связана мысль о неустранимом конфликте бездействия и действия, «прямого» и «окольного» путей, причём к трагическим итогам приводят и тот, и другой. Люди «прямого пути» не знают цели высшей, чем хранить свою честь, чем поступать по правде, и, лично безупречные, оказываются не способны реально повлиять на ход событий.
    В последней части трилогии оказывается, что «путь к цели легче, чем то состояние, когда она достигнута. На пути средства оправдывались целью. Достигнутая цель не оправдала средств.

    Слайд 11

    "Тебя я увидел..."
    Софья Андреевна Миллер
    В январе 1851 года на одном из великосветских балов-маскарадов Алексей Константинович разговорился с юной, стройной дамой в маске. Он был ею очарован. Незнакомку звали Софья Андреевна Миллер. Умная, образованная, знавшая четырнадцать языков молодая женщина была несчастлива в браке. Вскоре после знакомства Алексей Константинович пишет Софье Андреевне:
    «Клянусь тебе, как я поклялся бы перед Судилищем Господним, что люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми движениями, всеми страданиями и радостями моей души. Прими эту любовь, какая она есть, не ищи ей причины, не ищи ей названия, как врач ищет названия для болезни, не определяй ей места, не анализируй её. Бери её, какая она есть, бери, не вникая, я не могу дать тебе ничего лучшего, я дал тебе всё, что у меня было самого драгоценного, ничего лучшего у меня нет».

    Слайд 12

    "Тебя я увидел..."
    Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдалённой свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моём сердце звучит.
    В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь – Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь; И грустно я так засыпаю, И в грёзах неведомых сплю… Люблю ли тебя – я не знаю, Но кажется мне, что люблю! 1851

    Слайд 13

    Сочинения Козьмы Пруткова
    В царствование Николая I на первый план государственной жизни выдвинулась новая фигура – крупный бюрократ, педантичный и безропотный исполнитель распоряжений, циркуляров, параграфов. Он думает лишь так, как разрешено. Бюрократы держат в руках не только государственную власть, они считают себя компетентными во всех областях, с апломбом судят о литературе, науке, искусстве. А.К.Толстой и его три двоюродных брата Жемчужниковы посмеивались над литературными вкусами и пристрастиями подобных чиновников.
    Они сочиняли шуточные стихи и афоризмы, которые мог бы написать подобный чиновник. Так родился Козьма Прутков – «действительный статский советник, директор Пробирной палатки, кавалер и поэт». Его стихи и афоризмы порой просто глупы, порой пошлы, из них встаёт живой образ ограниченного бюрократа.

    Слайд 14

    Сочинения Козьмы Пруткова
    Впрочем, познакомившись с ними, читатель поймёт, что порой в шутке есть доля правды. «Сочинения Козьмы Пруткова» вышли отдельной книгой в 1884 году.
    Никто не обнимет необъятного. Начиная своё поприще, не теряй, о юноша! драгоценного времени! Бывает, что усердие превозмогает и рассудок. Трудись, как муравей, если хочешь быть уподоблен пчеле. Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, а не страдания!