Какие факторы характеризуют напряженность труда. Тяжесть и напряженность труда: классификация, показатели, факторы. Воздействие на организм человека

13.11.2014 10:47:00


Результаты оценки напряженности трудового процесса часто вызывают множество вопросов и споров. Вместе с тем, при столь значительном распространении рабочих мест, имеющих класс вредности по напряженности, зарегистрированная профессиональная патология от воздействия напряженности практически полностью отсутствует. Данное явление отнюдь не является показателем отсутствия вредного воздействия фактора напряженности, однако, может стать причиной детального анализа проблемы и возможного пересмотра принципов и методов оценочной системы.

Николай МАКЕЕВ ,
к.м.н., заведующий сектором медицинской статистики и аналитики
Департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда

В настоящее время напряженность трудового процесса оценивается по 22 показателям, разделенным на следующие группы:

  • интеллектуальные нагрузки (4 показателя);
  • сенсорные нагрузки (8 показателей);
  • эмоциональные нагрузки (3 показателя);
  • монотонность нагрузок (4 показателя);
  • режим работы (3 показателя).


Рассмотрим более детально все оценочные критерии.

Предполагается, что оценка напряженности труда профессиональной группы работников должна быть основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Как показывает опыт аттестации рабочих мест, в 100% случаев это условие никогда не соблюдается. Более того, оценка напряженности производится инженерами фактически одномоментно, на основе интервьюирования, кратковременного наблюдения и собственного опыта.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

Содержание того или иного вида работ указывает на уровень сложности при выполнении задания: от простых (примитивных) задач - (класс 1 - оптимальный) до творческих (класс 3,2 - вредный напряженный труд). Подобная система классификации, на мой взгляд, представляется в корне абсурдной и противоречащей не только здравому смыслу, но и ст. 37 Конституции РФ, в которой сказано, что «каждый человек имеет право на выбор профессии и рода деятельности».


Творческий или управленческий характер работы является не побочным вредным продуктом трудовой деятельности (как, например, шум или пыль), а сущностным содержанием профессии, которая является результатом свободного выбора. Также данный вопрос можно рассмотреть с позиций профессиональной этики и ущемлений прав работника, так как ярлык «вредности» присваивается фактически самой профессии, которую выбрал работник и вправе испытывать сопряженные со своим выбором чувства (гордость, удовлетворение, сознание собственной самооценки и т.д.).


Говорить о влиянии степени участия интеллекта и личного творческого потенциала работника на здоровье в контексте увеличения вредности также некорректно. В данном случае речь может идти исключительно об индивидуальной реактивности организма на тот или иной уровень интеллектуальной деятельности, причем независимо от его сложности. Например, если ученому предложить заниматься операторским трудом, это может повлиять на его здоровье так же негативно, как если оператору предложить интеллектуально насыщенную работу.

ВОСПРИЯТИЕ СИГНАЛОВ (ИНФОРМАЦИИ) И ИХ ОЦЕНКА


Все последующие показатели, относящиеся к интеллектуальным нагрузкам, в той или иной мере дублируют «Содержание работы», что ставит под вопрос корректность измерения разными шкалами полностью или отчасти взаимозаменяемых параметров. Во всей метрической системе интеллектуальных нагрузок заложен принцип ступенчатого уменьшения уровня примитивности, которому соответствует такое же ступенчатое увеличение уровня вредности.


Класс 1 (оптимальный), по моему мнению, представляет собой утопическую ситуацию, при которой от работника не требуется вообще никаких действий в ответ на поступающие сигналы, то есть имеет место абсолютно безучастное наблюдение за производственной ситуацией. Достаточно сложно представить человека, который в течение 8 часов смог бы «работать» таким образом, да еще без вреда для физического и психического здоровья. Совсем иначе следует рассматривать восприятие сигналов с последующей коррекцией действий (лаборантов - класс 2), с последующим сопоставлением с номинальными значениями (медсестры, телефонисты и т.д. - класс 3.1), а также с последующей комплексной оценкой всех параметров (класс 3.2). Важно отметить, что в класс 3.2 в соответствии с логикой подхода попадают руководители организаций, водители, врачи и т.д., то есть самый широкий круг различных профессий.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ ЗАДАНИЯ

Смысл данного показателя состоит в том, что - «чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда». Многочисленные отечественные и зарубежные исследования демонстрируют, что избыток профессиональной интеллектуальной нагрузки является столь же вредным для здоровья и работоспособности, сколько и ее недостаток. Однако идея оптимального баланса нагрузки в принципе не поддерживается используемой при аттестации рабочих мест оценочной системой.

ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ


Характер выполняемой работы - это наиболее адекватный с точки зрения возможного негативного влияния на работника показатель, который, тем не менее, характеризует сразу несколько совершенно разных по сути процесса.

При оценке напряженности трудового процесса являются ключевыми такие показатели, как:

  • наличие/отсутствие индивидуального графика работы;
  • дефицит времени;
  • ответственность за конечный результат.


Особое внимание следует обратить на особое место в отношении оценки эмоциональных нагрузок . Если обратиться к типологической модели мотивации профессора Герчикова, то мы увидим, что работники с так называемым «хозяйским» типом мотивации добровольно принимают на себя полную ответственность за выполняемую работу. В данном случае ответственность является их личностной потребностью, без которой они не будут чувствовать профессионального удовлетворения, а значит, такая «безответственная» работа будет для них фактором риска развития психосоматической патологии (болезни от «головы»).

Проблема дефицита времени действительно является неблагоприятным фактором, но относится скорее к проблеме психоэмоционального стресса, чем к интеллектуальным нагрузкам. Однако, в данном случае, снова на первое место выступают профессиографические особенности той или иной деятельности и ее выбор конкретным работником. Говорить о правомерности влияния данного фактора на здоровье можно в том случае, если дефицит времени не был изначально сопряжен с выбранной профессией, а появился в результате неправильной организации рабочего времени или в силу иных вторичных причин.

СЕНСОРНЫЕ НАГРУЗКИ

Длительность сосредоточенного наблюдения. Смысл данного показателя, заложенный в систему оценки, состоит в том, что - «чем больший процент времени в течение смены отводится на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность». Исследование данного показателя объективно требует проведения хронометрических наблюдений в течение нескольких рабочих смен. Однако на практике этого, как правило, не происходит. В реальности класс условий труда определяется, исходя из профессии. В то же время, существует еще и проблема в определении понятия «сосредоточенности». Какое наблюдение можно считать сосредоточенным, а какое - нет? И по каким критериям можно отличить одно от другого? Ответов на этот вопрос в Р.2.2.2006-05 не дается, что объясняет высокий уровень субъективизма при проведении оценок.

Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы. Ч ем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. В данном случае основная проблема состоит не столько в сложности оценки количества поступаемых и передаваемых сигналов за час работы (требует длительного наблюдения вследствие возможной неравномерности потока), сколько в самой характеристике сигнала, что не оценивается вообще. В данном случае основное значение может иметь информация о том, что считать единицей отсчета для одного сигнала. Например, общепринятым является мнение, что у медицинских сестер реанимационных отделений, число принимаемых с мониторов сигналов укладывается в диапазон 75 - 175 в час (класс 2 - допустимый).


Однако в реальности каждый монитор может показывать до десяти и более активных кривых состояния жизненно важных систем организма пациентов, каждая из которых постоянно генерирует новые сигналы, требующие наблюдения и, в некоторых случаях - немедленного реагирования (особенно, если система мониторирования не оснащена звуковыми датчиками или эти датчики не достаточно чувствительны). Таким образом, их число сигналов может увеличиться в десятки раз.

Число производственных объектов одновременного наблюдения. Данный показатель характеризует процесс, при котором с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Здесь важно отметить, что на самом деле невозможно одновременно наблюдать сразу за несколькими объектами. При необходимости наблюдения за несколькими объектами, человек последовательно переводит взгляд с одного объекта на другой, и при этом данный показатель отчасти дублирует предыдущий, что опять же делает наблюдение некорректным.

Размер объекта различения при длительности сосредоточенного наблюдения. В данном случае предлагается оценить сразу два значения: размер рассматриваемого объекта и процент времени его рассмотрения от времени смены. В качестве основы объектов различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95. При реальном отсутствии возможности объективного измерения размера объекта и времени рассмотрения, важно отметить, что система оценки данного показателя является еще и принципиально устаревшей. На современном этапе развития, практически все рабочие места, где оценка данного показателя еще могла бы быть актуальной, оборудованы автоматизированными системами с возможностью настройки размеров объектов наблюдения с учетом индивидуальных предпочтений работников (например, путем изменения размеров шрифта и пр.).

Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены). При современном уровне развития оптической техники фокус проблемы должен концентрироваться не на времени работы с оптическим прибором, а на соответствии самого прибора современным требованиям безопасности и соблюдении работником правил и режимов работы с оборудованием.


Наблюдение за экраном видеотерминала (часов в смену) . Данный показатель на современном этапе развития практически потерял свою актуальность, так как диапазон измерений находится в пределах 2 - 6 часов и более. Вместе с тем, практически повсеместно на всех офисных местах работа за экранами мониторов занимает не меньше 8-ми часов. Это явление носит массовый и повсеместный характер, что соответственно требует и адаптации к ней существующей оценочной системы. Критерием оценки в данном случае должна быть не длительность наблюдения, а возможность делать перерывы и переводить взгляд на другие объекты (профилактика спазма аккомодации и других нарушений со стороны зрительного анализатора).

Степень напряженности слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Показатель является актуальным на шумных производствах, где есть необходимость постоянных межличностных коммуникаций в течение рабочей смены. Однако отсутствие вызываемой им профессиональной патологии делает его практически неприменимым для объективной оценки сенсорной нагрузки (как и для большинства других показателей напряженности).

Степень напряженности голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Наибольшие нагрузки (класс 3,1 и 3,2) отмечаются у лиц голосоречевых профессий (педагоги, воспитатели). Наименьшие нагрузки наблюдаются, например, у лаборантов, водителей и т.д. Сложность объективной оценки данного показателя с одной стороны и практически абсолютная его зависимость от вида профессиональной деятельности, с другой, ставят вопрос о необходимости пересмотра принципа оценочной системы от измерительного к списочному (по списку профессий).

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ


Эмоциональные нагрузки определяются тремя параметрами:

  • степенью ответственности за результат собственной деятельности;
  • степенью риска для собственной жизни;
  • ответственностью за безопасность других лиц.


Практика аттестации рабочих мест показывает, что оценка всех трех параметров происходит в соответствии с профессией без каких-либо дополнительных измерений, что в данном случае является наилучшим выбором, чем проведение крайне субъективных оценок непрофильными специалистами. Проблема эмоциональных нагрузок не может исчерпываться тремя показателями и требует профессиональных методик оценки, которые должны разрабатываться специалистами в области социальной психологии, психологии труда, психологии мотивации и эмоций и т.д., а не гигиенистами, как это было сделано при разработке гигиенических критериев.

Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки указывает на то, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. По сути, чем дороже цена ошибки, тем выше эмоциональное напряжение. В отношении большей части людей, такой подход соответствует действительности, однако внутренняя сущность этого напряжения в каждом конкретном случае будет иметь свое влияние на здоровье и далеко не всегда вредное. Отнесение условий труда, при которых высока ответственность работника за «функциональное качество конечной продукции, работы, задания» к вредному классу 3.2 (стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости) остается спорным.

В то же время, при выборе профессии, работник опирается на свои личностные предпочтения и логично выбирает профессию, сопряженную с той степенью ответственности, которая ему по силам. С другой стороны, восприятие личной ответственности является не только источником негативного эмоционального переживания, которое несет вред для здоровья, но и одним из источников профессионального удовлетворения, что в свою очередь наделяет ее позитивными для здоровья качествами. Таким образом, принцип построения оценочной системы должен заключаться не в оценке априорного уровня ответственности, а в его колебаниях относительно того уровня, который изначально предполагает выбранная работником профессия.

Степень риска для собственной жизни и степень ответственности за безопасность других лиц

Данный показатель является значимым для многих профессий, причем не обязательно с реально высоким риском для собственной жизни и жизни других лиц. Инстинктивный страх смерти и причинения вреда может сопровождать не только профессии с реально высоким риском таких событий, но и профессии, при которых этот риск навязывается подсознанию работников особенностями производственной обстановки и их личной восприимчивостью. Все эти профессии должны входить в список потенциально опасных с точки зрения возможности развития психогенных расстройств на почве хронической фрустрации.

МОНОТОННОСТЬ НАГРУЗОК

Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций. Основная концепция при разработке оценочной системы состояла в том, что - «чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными повторяющимися нагрузками». Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда. Число элементов уменьшается с 10 до 3, соответственно увеличивается класс вредности. Логика подхода говорит о том, что указанные числа должны обозначать число простых операций внутри одного рабочего цикла. Если рассмотреть целесообразность такого подхода на примере классической конвейерной работы оператора убойного цеха на птицефабрике, можно заключить, что исходя из здравого смысла, основной потенциальный вред его здоровью может быть вызван не количеством необходимых операций для того, чтобы достигнуть желаемого результата, а совсем иными причинами.


Формирование стереотипных идеомоторных актов у работников конвейерного труда происходит в процессе трудовой деятельности и откладывается в моторной памяти. В процессе работы в соответствующем участке мозга формируется очаг возбуждения, что, в свою очередь, при определенных условиях гипотетически может негативно сказываться на других регуляторных процессах. Влияние это практически не изучено (его нельзя путать с влиянием физической нагрузки при выполнении мелких стереотипных движений), но очевидно, что оно почти во всех случаях зависит от индивидуальных особенностей реагирования на сам характер конвейерного труда, вне зависимости от того, сколько именно операций необходимо для выполнения одного цикла.


Еще одна «проблема» данного показателя состоит в том, что не указана функция времени. То есть в том случае, если за всю рабочую смену выполнено всего 3 простых операции, то есть класс условий труда может быть установлен максимальным 3,2), что, по сути, является абсурдом.

Продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций (в секундах). Даже внутри существующей оценочной системы показатели « Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» и «Продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций (в секундах)» должны оцениваться одной шкалой (как, например, «Размер объекта различения»), то есть числом другого. Суммировать их некорректно.

Время активных действий и монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени рабочей смены). Оба показателя, также являются взаимообусловленными, но оцениваются разными шкалами, которые впоследствии суммируются. Чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа (операторский труд в режиме ожидания). Важно отметить, что данный показатель может дублировать показатель интеллектуальных нагрузок «Восприятие сигналов и их оценка» только в случае отсутствие корректирующих действий в ответ на наблюдение, что считалось наиболее благоприятной для здоровья формой профессионального времяпрепровождения (класс 3.1). Здесь же, все наоборот - «чем меньше процент активных действий по отношению к времени пассивного наблюдения, тем хуже для здоровья». Таким образом, существующая оценочная система сама себе противоречит и является несовершенной


Класс 3.1 по напряженности трудового процесса ставится только в том случае, если не менее 6 показателей из 22 имеют оценку 3,1, или от 3 до 5 показателей имеют оценку 3,1, или от 1 до 3 показателей отнесено к классу 3.2. Принцип простой суммации без отнесения к виду нагрузки может полностью проигнорировать наличие значимой проблематики, так как большинство видов нагрузок оцениваются меньшим числом параметров. Такой подход охватывает очень широкий диапазон оценок и делает всю оценочную систему крайне ригидной (негибкой).

Таким образом, анализ существующих подходов к оценке напряженности трудового процесса показал, что в современных условиях назрела необходимость создания новой оценочной системы, более объективной, реальной и в большей степени ориентированной на работника и особенности его восприятия.

Литература

1. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании. М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Конституция РФ, ст. 37.
3. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
4. Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

МЕТОДИКА

ОЦЕНКИ НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими “Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса”.

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

Пример: наиболее простые задачи решают лаборанты* (1 класс условий труда* *), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для медицинских сестер, телефонистов, телеграфистов и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. (класс 3.2).

1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка” - по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2-у классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров , телефонистов и телеграфистов и др . (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры, конструкторы, врачи, научные работники и т.д.)

* - В качестве примеров приведены результаты оценки некоторых профессиональных групп исполнительского, управленческого, операторского и творческого видов труда.

* * - В скобках указаны классы условий труда в соответствии с настоящими “Гигиеническими критериями”.

1.3. “Распределение функций по степени сложности задания”. Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т.п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предприятий, телеграфисты, конструкторы, водители транспортных средств - класс 3.1). Наиболее сложная функция - это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.

1.4. “Характер выполняемой работы” - в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс - лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс - медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 -мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи, руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

2.1. “Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)” - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%.

Пример. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители транспортных средств(более 75% смены - класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51-75%) установлено у врачей (класс 3.1). От 26 до 50% значения этого показателя колебалось у медицинских сестер, мастеров промышленных предприятий (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у руководителей предприятия, научных работников, конструкторов (1 класс - до 25% от общего времени смены).

2.2.“Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы ” - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону и радио фону, при непосредственном прямом контакте работников).

Пример. Наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров - более 300 (класс 3.2) Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже - в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1) К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медицинских сестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) - 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, научные работники, конструкторы - 1 класс.

2.3. “Число производственных объектов одновременного наблюдения” - указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда.

Пример. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров - 13, что соответствует классу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов - 8-9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, конструкторов и др. (1 класс).

2.4. “Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены). Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 “Естественное и искусственное освещение”.

2.5. “Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)”. На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

2.6. “Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)”. Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и “белого” шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% - 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10-15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90-70% или на расстоянии до 3,5м и т.п.

2.8.“Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)”. Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Пример. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (авиадиспетчеры, телефонисты, руководители и т.д. - 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, конструкторы, водители автотранспорта (1 класс).

3.1. “Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки” - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

Пример. Для таких профессий, как руководители и мастера промышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспортных средств и т.п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2).

Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1.): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

3.2 “Степень риска для собственной жизни” и

3.3. “ Степень ответственности за безопасность других лиц” отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры и т.п.) личную безопасность (космонавты, пилоты и др.) - 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты, телеграфисты и др.) - их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

4.1. “Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций” - чем меньше число выполняемых приемов, чем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1-3.2).

4.1.1. “Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций” - чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1- 3.2).

4.1.2. “Время активных действий (в % к продолжительности смены)”. Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к “активным действиям”. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1-3.2).

4.1.3.“Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)” - чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) - класс 3.2.

5.1. “Фактическая продолжительность рабочего дня” - выделен в самостоятельную рубрику в отличие от других классификаций. Это связано с тем, что независимо от числа смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8 часов (телефонисты, телеграфисты и т.п .) до 12 часов и более (руководители промышленных предприятий ). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 часов и более (врачи, мед.сестры и т.п.) . Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.

5.2.“Сменность работы” определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (мед.сестры, врачи и др.).

5.3 “Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва)”. При надлежащей организации труда введение регламентированных перерывов на отдых в счет рабочего времени способствует улучшению функционального состояния организма работника и обеспечивает высокую производительность его труда. Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.

Пример. Существующие режимы работ авиадиспетчеров, врачей, медицинских сестер и т.д. характеризуются отсутствием регламентированных перерывов (класс 3.2), в отличие от мастеров и руководителей промышленных предприятий, у которых перерывы не регламентированы и не продолжительны (класс 3.1). В то же время, перерывы имеют место, но они недостаточной продолжительности у конструкторов, научных работников, телеграфистов, телефонистов и др. (2 класс).

6.1. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 22 показателя, перечисленные в таблице 4.11.9. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.

6.2.По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) - напряженность труда легкой степени.

6.3.При окончательной оценке напряженности труда:

6.3.1. “Оптимальный” (1 класс) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2 классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3 (вредному) классу.

6.3.2. “Допустимый” (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

· когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные - к 1 классу;

· когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1 и/или 3.2 степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.

6.3.3. “Вредный” (3) класс устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к третьему классу.При этом труд напряженный 1-й степени (3.1) в тех случаях:

· когда 6 показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;

· когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2):

· когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;

· когда более 6 показателей отнесены классу 3.1;

· когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей - к классу 3.2;

· когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

6.4. В тех случаях, когда более 6 показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.

ПРОТОКОЛ

оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Ф.И.О. ___________Сидоров В.Г пол ___м

Профессия _____мастер Производство ____Машиностроительный завод

Краткое описание выполняемой работы _____Осуществляет контроль за работой бригады, контролирует качество работы, обеспечивает наличие материалов и контролирует эффективность использования оборудования, осуществляет работу на станках и с измерительными приборами, проводит работу с технической документацией, составляет отчеты и т.п. ________________________________

_____________________________________________________________________

Показатели

Класс условий труда

1. Интеллектуальные нагрузи

2. Сенсорные нагрузки

3. Эмоциональные нагрузки

4. Монотонность нагрузок

5. Режим работы

Количество показателей в каждом классе

Общая оцен ка напряжен ности труда

Примечание: более 6 показателей относятся к классу 3.1, поэтому общая оценка напряженности труда мастера соответствует классу 3.2 (см. п. 6.3.)

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хропометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Оценка напряженности трудового процесса проводится на основе учета всех 23 показателей. При этом сначала устанавливают класс по каждому оцененному показателю, а окончательная оценка напряженности труда устанавливается но наиболее чувствительному показателю, получившему наиболее высокую степень напряженности:

  • класс 1 (оптимальный ) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку класса 1, а остальные относятся к классу 2. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к классу 3 (вредному);
  • класс 2 (допустимый ) устанавливается в следующих случаях: когда шесть и более показателей отнесены к классу 2, а оставшиеся -

к классу 1,

  • - когда от одного до пяти показателей отнесены к степеням вредности 3.1 и (или) 3.2, а остальные показатели имеют оценку классов 1 и (или) 2;
  • класс 3 (вредный) устанавливается в случаях, когда шесть или более показателей отнесены к классу 3 - условие обязательное.

При соблюдении этого условия труд напряженный 1-й степени (3.1) устанавливается:

  • когда шесть показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к классам 1 и (или) 2;
  • когда от трех до пяти показателей относятся к классу 3.1, от одного до трех показателей отнесены к классу 3.2, а оставшиеся показатели относятся к классам 1 и (или) 2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2) устанавливается:

  • когда шесть показателей отнесены к классу 3.2;
  • когда более шести показателей отнесены классу 3.1;
  • когда от одного до пяти показателей отнесены к классу 3.1, а от четырех до пяти показателей - к классу 3.2;
  • когда шесть показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от одного до пяти показателей класса 3.2.

В тех случаях, когда более шести показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.

Показатели напряженности трудового процесса оцениваются последовательно.

В группу показателей «нагрузки интеллектуального характера» входят следующие показатели: содержание работы, распределение функций по степени сложности заданий, работа по инструкции - работа по серии инструкций, восприятие сигналов (информации) и их оценка, характер выполняемой работы.

Показатель «содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «при выполнении задания отсутствует необходимость принятия решения» - класс 1 (оптимальный), «решение простых задач по инструкции» - класс 2 (допустимый), «решение сложных задач с выбором но известным алгоритмам (работа по серии инструкций)» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения по неизвестному алгоритму, единоличное руководство в сложных ситуациях» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

На практике при оценке показателя «содержание работы» можно пользоваться некоторыми достаточно простыми оценочными критериями - для разделения на классы 2 и 3.1 можно использовать оценочный критерий «решение простых (класс 2) или сложных задач с выбором по известным алгоритмам (класс 3.1)» или оценочный критерий «решение задач по инструкции (класс 2) или работа по серии инструкций (класс 3.1)».

В случае применения оценочного критерия «распределение функций по степени сложности задач» можно воспользоваться некоторыми характерными признаками простых задач (не требуют рассуждений, имеют ясно сформулированную цель, отсутствует необходимость построения внутренних представлений о внешних событиях, план решения содержится в инструкции (инструкциях), может включать несколько подзадач, не связанных между собой или связанных только последовательностью действий, последовательность действий известна либо она не имеет значения) и сложных задач (требуют рассуждений, цель сформулирована только в общем, необходимо построение внутренних представлений о внешних событиях, решение необходимо полностью планировать, включает решение связанных логически подзадач, а информация, полученная при решении каждой подзадачи, анализируется и учитывается при решении следующей подзадачи, последовательность действий выбирается исполнителем и имеет значение для решения задачи).

Так как любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками, то чем больше функциональных обязанностей возложено на работника, тем выше напряженность его труда.

Распределение показателя «распределение функций по степени сложности заданий» по классам напряженности труда следующее: «обработка и выполнение задания» - класс 1 (оптимальный), «обработка, выполнение задания и проверка результата» - класс 2 (допустимый), «обработка, проверка и контроль за выполнением задания» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

При оценке данного показателя следует учитывать, что трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные только на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Поэтому такая деятельность оценивается классом 1.

Напряженность возрастает, когда осуществляются не только обработка и выполнение задания, но и последующая проверка выполнения задания. В этом случае показателю присваивается класс 2.

При этом по данному показателю класс 2 (допустимый) и класс 3 (напряженный труд) различаются но двум характеристикам - наличию или отсутствию функции контроля и работы по распределению заданий другим лицам.

Классом 3.1 оценивается работа, обязательным элементом которой является контроль выполнения задания другими лицами. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывают на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда.

Классом 3.2 оценивается по данному показателю такая работа, которая включает не только контроль, но и предварительную работу по распределению заданий другим лицам, поскольку предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам - это наиболее сложная функция.

При применении оценочного критерия «работа по инструкции - работа по серии инструкций» следует иметь в виду, что иногда число инструкций, характеризующих содержание работы, не всегда является достаточно надежной характеристикой интеллектуальных нагрузок. Поэтому следует обращать внимание на те случаи, когда общая инструкция, являясь формально единственной, содержит множество отдельных инструкций, и в этом случае оценивать деятельность необходимо как работу по серии инструкций.

При разделении на классы 3.1 и 3.2 используется лишь один оценочный критерий - решаются задачи по известным (класс 3.1) либо по неизвестным (эвристические приемы) (класс 3.2) алгоритмам. Основной признак при этом - наличие или отсутствие гарантии получения правильного результата. Дополнительным признаком класса 3.2 может быть «единоличное руководство в сложных ситуациях». При этом необходимо рассматривать лишь те ситуации, которые могут возникнуть внезапно, а также в тех случаях, когда руководство действиями других лиц в таких ситуациях обусловлено должностной инструкцией.

Основным признаком показателя «восприятие сигналов (информации) и их оценка» с точки зрения различий между классами напряженности трудового процесса по этому показателю является установочная цель (или эталонная норма), которая принимается для сопоставления поступающей при работе информации с номинальными значениями, необходимыми для успешного хода рабочего процесса. Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «не требуется коррекция действий» - класс 1 (оптимальный), «с последующей коррекцией действий и операций» - класс 2 (допустимый), «с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями и заключительная оценка фактических значений параметров» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «с последующей комплексной оценкой связанных параметров и комплексная оценка всей производственной деятельности» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

При оценке показателя «восприятие сигналов (информации) и их оценка» различие между классами 1 и 2 заключается в отсутствии или наличии необходимости коррекции действий и операций. При этом под действием понимается элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель, а под операцией - законченное действие (или сумма действий), в результате которого достигается элементарная технологическая цель.

Классом 3.1 оценивается работа, связанная с восприятием сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями. Под сигналами в том числе могут пониматься промежуточные или конечные производственные показатели, которые сравниваются с эталонными или плановыми. Коррекция (сравнение с эталоном) производится здесь по типу процесса опознавания, включая процессы декодирования, информационного поиска и информационной подготовки решения на основе мышления с обязательным использованием интеллекта, т.е. умственных способностей исполнителя.

Классом 3.2 оценивается работа, связанная с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой всей производственной деятельности.

Основными характеристиками для оценки показателя «характер выполняемой работы» являются дефицит времени и информации и повышенная ответственность за конечный результат. Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «работа по индивидуальному плану» - класс 1 (оптимальный), «работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности» - класс 2 (допустимый), «работа в условиях дефицита времени» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

Критериями для отнесения работ по данному показателю к классу 3.1 является работа в условиях дефицита времени. При этом оценку условий труда следует выполнять при проведении технологических процессов в соответствии с технологическим регламентом. Поэтому классом 3.1 по показателю «характер выполняемой работы» должна оцениваться лишь такая работа, при которой дефицит времени является ее постоянной и неотъемлемой характеристикой, и при этом успешное выполнение задания возможно только при правильных действиях в условиях такого дефицита.

Напряженный труд класса 3.2 характеризует такую работу, которая происходит в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат. Понятие дефицита времени было определено выше. Дефицит информации в дополнительных пояснениях не нуждается. А повышенная ответственность за конечный результат должна быть не только субъективно осознаваемой, поскольку на любом рабочем месте исполнитель такую ответственность должен осознавать и нести, но и возлагаемой на исполнителя должностной инструкцией. Степень ответственности должна быть высокой - это ответственность за нормальный ход технологического процесса, за сохранность уникального, сложного и дорогостоящего оборудования и (или) за безопасность людей.

Характеристики нагрузок интеллектуального характера представлены в табл. 3.7.

Характеристики нагрузок интеллектуального характера

Таблица 3.7

Определение

характеристики

Значения характеристики

При выполнении задания отсутствует необходимость принятия решения

Решение простых задач по инструкции

Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций)

Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения по неизвестному алгоритму, единоличное руководство в сложных ситуациях

Восприятие сигналов (информации)

Нс требуется коррекция действий

С последующей коррекцией действий и операций

С последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями и заключительная оценка фактических значений параметров

С последующей комплексной оценкой связанных параметров и комплексная оценка всей производственной деятельности

Распределение функций по степени сложности задания

Обработка и выполнение задания

Обработка, выполнение задания и проверка результата

Обработка, проверка и контроль за выполнением задания

Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам

Характер выпол- няемой работы

Работа по индивидуальному плану

Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности

Работа в условиях дефицита времени

Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат

В группу показателей «сенсорные нагрузки» входят следующие показатели: длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены), плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за один час работы, число производственных объектов одновременного наблюдения, размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (в процентах от времени смены), работа с оптическими приборами (микроскоп, луна и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены), наблюдение за экраном видеотерминала (часов в смену), нагрузка на слуховой анализатор и нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю).

Показатель «длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены)» характеризует степень напряженности - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%. Основной характеристикой для данного показателя является сосредоточение, т.е. концентрация внимания на каком-либо реальном или идеальном объекте. Эта характеристика существенно отличается от пассивного характера наблюдения за ходом технологического процесса, когда исполнитель периодически, время от времени контролирует состояние какого-либо объекта.

Длительное сосредоточенное наблюдение необходимо на рабочих местах, где состояние наблюдаемого объекта все время изменяется, и деятельность работника заключается в периодическом решении ряда задач, непрерывно следующих друг за другом, на основе получаемой и постоянно меняющейся информации.

При оценке этого показателя наиболее часто по данному критерию встречаются две ошибки. Первая заключается в том, что этим показателем оцениваются такие работы, когда наблюдение не является сосредоточенным, а осуществляется в дискретном режиме. Вторая ошибка состоит в том, что высокие показатели по длительности сосредоточенного наблюдения присваиваются априорно, только из-за того, что в профессиональной деятельности работника эта характеристика ярко выражена.

Показатель «плотность сигналов (световых , звуковых) и сообщений в среднем за один час работы » - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) - позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, гем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников). При оценке этого показателя существенных ошибок можно избежать, если ему не присваивать высоких значений во всех случаях и только вследствие того, что восприятие сигналов и сообщений является характерной особенностью работы.

Показатель «число производственных объектов одновременного наблюдения» (при увеличении числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда) характеризуется требованиями к объему внимания и его распределению как способности одновременно сосредоточивать внимание на нескольких объектах или действиях.

Основным критерием для оценки работы по этому показателю является время, затрачиваемое от получения информации от объектов одновременного наблюдения до выполняемых действий. Если это время существенно мало и действия необходимо выполнять сразу же после приема информации одновременно от всех необходимых объектов (иначе нарушится нормальный ход технологического процесса или возникнет значительная ошибка), то работу необходимо оценивать как напряженную по числу ироизводственных объектов одновременного наблюдения. Если же информация может быть получена путем последовательного переключения внимания с объекта на объект и имеется достаточно времени до принятия решения и (или) выполнения действий, то такую работу следует оценивать по данному показателю как оптимальную или допустимую.

Показатель «размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания » характеризуется тем, что чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда.

В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». При этом необходимо рассматривать лишь такой объект, который несет смысловую информацию, необходимую для выполнения данной работы. В ряде случаев, когда размеры объекта малы, применяются оптические приборы, увеличивающие эти размеры. Если оптические приборы применяются эпизодически, для уточнения информации, объектом различения является непосредственный носитель информации. В случае если размер объекта настолько мал, что он неразличим без применения оптических приборов, и они применяются постоянно, должен регистрироваться размер увеличенного объекта.

Показатель «работа с оптическими приборами {микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения». На основе хронометраж- ных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

К оптическим приборам относятся те устройства, которые применяются для увеличения размеров рассматриваемого объекта, - лупы, микроскопы, дефектоскопы либо используются для повышения разрешающей способности прибора или улучшения видимости (бинокли), что также связано с увеличением размеров объекта. К оптическим приборам не относятся различные устройства для отображения информации, в которых оптика не используется, - различные индикаторы и шкалы, покрытые стеклянной или прозрачной пластмассовой крышкой.

Показатель «наблюдение за экраном видеотерминала». Согласно этому показателю фиксируется время непосредственной работы пользователя видеотерминала с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя видеотерминала, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда. Данный показатель следует применять для характеристики напряженности трудового процесса на всех рабочих местах, которые оборудованы средствами отображения информации как на электронно-лучевых, так и на дискретных (матричных) экранах (дисплеи, видеомодули, видеомониторы, видеотерминалы).

Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума.

Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%. Помехи отсутствуют» - класс 1 (оптимальный); «разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна па расстоянии до 3,5 м» - класс 2 (допустимый); «разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «разборчивость слов и сигналов менее 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

Показателем «нагрузка на слуховой анализатор» необходимо характеризовать такие работы, при которых работник в условиях повышенного уровня шума должен воспринимать на слух речевую информацию или другие звуковые сигналы, которыми он руководствуется в процессе работы.

Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Характеристики сенсорных нагрузок представлены в табл. 3.8.

Таблица 3.8

Характеристики сенсорных нагрузок

Определение

Значения характеристики

Длительность сосредоточен- ного наблюдения (в процен- тах от времени смены)

Плотность сигналов (свето- вых, звуковых) и сообщений в среднем за один час работы

Число производственных объектов одновременного наблюдения

Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (в процен- тах от времени смены)

Более 5 мм - 100%

5-1,1 мм - более 50%, 1-0,3 мм - до 50%, менее 0,3 мм - до 25%

1 -0,3 мм - более 50%, менее 0,3 мм - до 26-50%

Менее 0,3 мм - более 50%

Определение

Значения характеристики

Работа с оптическими прибо- рами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (в про- центах от времени смены)

Наблюдение за экраном видеотерминала (часов в смену) при буквенно-циф- ровом (графическом) типе информации

Более А (6)

Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%, помехи отсутствуют

Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%, имеются помехи, на фоне которых речь слышна па расстоянии до 3,5 м

Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%, имеются помехи, на фойе которых речь слышна на расстоянии до 2 м

Разборчивость слов и сигналов менее 50%, имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м

В группу показателей «эмоциональные нагрузки» входят следующие показатели: степень ответственности за результат собственной деятельности, значимость ошибки; степень риска для собственной жизни; степень ответственности за безопасность других лиц и количество конфликтных производственных ситуаций за смену.

Показатель «степень ответственности за результат собственной деятельности , значимость ошибки» указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

По этому показателю оценивается ответственность работника за качество элементов заданий вспомогательных работ, основной работы или конечной продукции. При этом следует пользоваться следующей классификацией:

  • класс 1 - ответственность за качество действий или операций, являющихся элементом трудового процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется самим работающим на основе самоконтроля или внешнего, формального контроля по типу «правильно - не правильно»;
  • класс 2 - ответственность за качество деятельности, являющейся технологическим циклом или крупным элементом технологического процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется вышестоящим руководителем по типу указаний «как необходимо сделать правильно»;
  • класс 3.1 - ответственность за весь технологический процесс или деятельность, ошибка исправляется всем коллективом, если это не влечет более тяжелых последствий;
  • класс 3.2 - ответственность за качество продукции, производимой всем структурным подразделением, или повышенная ответственность за результат собственной ошибки, если она может привести к остановке технологического процесса, поломке дорогостоящего или уникального оборудования либо к возникновению опасности для жизни других людей.

Показатель «степень риска для собственной жизни». Мерой риска является вероятность наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью можно выявить из статистических данных производственного травматизма на данном предприятии и аналогичных предприятиях отрасли. Поэтому на конкретном рабочем месте анализируется наличие травмоопасных факторов, которые могут представлять опасность для жизни работников, и определяется возможная зона их влияния. Показателем «степень риска для собственной жизни» характеризуются лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, т.е. рабочая среда таит угрозу непосредственно поражающей реакции (взрыв, удар, самовозгорание), в отличие от косвенной опасности, когда рабочая среда становится опасной при неправильном и непредусмотрительном поведении работника.

Показатель «степень ответственности за безопасность других лиц». При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), т.е. такую, которая вменяется должностной инструкцией.

Показатель «количество конфликтных производственных ситуаций за смену». Наличие конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессий существенно увеличивает эмоциональную нагрузку и подлежит количественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на основании хронометражиых наблюдений.

Характеристики эмоциональных нагрузок представлены в табл. 3.9.

Таблица 3.9

Характеристики эмоциональных нагрузок

Определение

Значения

Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания); влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива

Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания; влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса, может возникнуть опасность для жизни

Степень риска для собственной жизни

Исключена

Вероятна

Степень ответ- ственносги за безопасность других лиц

Исключена

Возможна

Количество конфликтных производствен- ных ситуаций за смену

Отсутствуют

В группу показателей «монотонность нагрузок» входят следующие показатели: число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций, продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций, время активных действий (в процентах к продолжительности смены), монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, в процентах от времени смены).

Показатель «число элементов (приемов ), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» - чем меньше число выполняемых приемов, тем выше монотонность нагрузок.

Показатель «продолжительность выполнения простых производственных заданий или многократно повторяющихся операций» - чем короче время выполнения простых производственных заданий, тем выше монотонность нагрузок.

Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций, и продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций характеризуют так называемую моторную монотонию. Высокие значения этих показателей наиболее выражены при конвейерном труде (классы 3.1, 3.2).

Показатель «время активных действий». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к активным действиям. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем соответственно выше монотонность нагрузок.

Показатель «монотонность производственной обстановки». Необходимым условием для отнесения операций и действий к монотонным является не только их частая повторяемость и малое количество приемов, что может наблюдаться и при других работах, но и их однообразие и, самое главное, их низкая информационная содержательность, когда действия и операции производятся автоматически и практически не требуют пристального внимания, переработки информации и принятия решений, т.е. практически не задействуют «интеллектуальные» функции.

Характеристики монотонности нагрузок представлены в табл. 3.10.

Таблица 3.10

Характеристики монотонности нагрузок

Определение

Значения

Число элементов (приемов), необ- ходимых для реализации простого задания или многократно повторяю- щихся операций

Продолжительность выполнения простых производственных заданий или многократно повторяющихся операций

Время активных действий (в процен- тах к продолжительности смены)

20 и более

Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом технологиче- ского процесса, в процентах от врс- мсни смены)

В группу показателей «режим работы» входят следующие показатели: фактическая продолжительность рабочего дня, сменность работы, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва).

Показатель «фактическая продолжительность рабочего дня» выделен в самостоятельную рубрику, так как независимо от числа смен и ритма работы фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8 до 12 ч и более. Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка и, соответственно, выше напряженность труда.

Показатель «сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации.

Показатель «наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам следует относить только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании официальных внутрипроизводственных документов, таких как коллективный договор, приказ директора предприятия или организации, либо на основании государственных документов - санитарных норм и правил, отраслевых правил по охране труда и др.

Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.

Характеристики режима работы представлены в табл. 3.11.

Таблица 3.11

Характеристики режима работы

Определение

Значения

Фактическая продол- жительиость рабочего дня, ч

Сменность работы

Односменная работа (без ночной смены)

Двухсменная работа (без ночной смены)

Трехсменная работа (работа в ночную смену)

Нерегулярная сменность с работой в ночное время

Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обе- денного перерыва)

Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени

Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени

Перерывы нс регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени

Перерывы отсутствуют

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье в процессе труда.

Условия труда могут быть: физические, бытовые, социальные, производственные.

К физическим условиям труда относятся: температура, давление, загрязненность воздуха, влажность, сухость, освещенность, шум и вибрация, скорость движения воздуха.

В результате воздействия на человека физических условий труда могут возникать:

переутомление, переохлаждение, перегрев, загрязненность и сквозняк.

Комфортные условия включают: бытовые удобства, благоустроенность, уют.

В соответствии с действующими нормативами, к комфортным относятся следующие условия: t = 18-20 С°, давление 760 мм рт. ст., минимальная скорость движения воздуха - 0,1 м/сек. относительная влажность - 45 - 50% летом, 50 - 55% - зимой.

Классификация труда по тяжести и напряженности включает два подхода:

  • 1. физиологическая классификация, основанная на физиологических характеристиках напряжения функций организма и утомления;
  • 2. профессиографическая характеристика трудовой деятельности, основанная на описательных характеристиках труда.

Напряженность труда -- характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

Напряженность можно оценивать по изменению уровня функционирования соответствующих систем организма сравнительно с исходным состоянием оперативного покоя оператора.

Критериями степени напряженности является выраженное нарушение адекватности физиологических реакций, резкое снижение точности, быстродействия и надежности оператора, ведущее к дезорганизации деятельности.

Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, перемещениями в пространстве, рабочей позой.

Тяжесть труда (в широком смысле)- это степень совокупного воздействия всех факторов рабочей среды на здоровье человека и его работоспособность. Тяжесть труда характеризует физиологическую «стоимость» (цену) работы, то есть степень функционального напряжения организма при выполнении любой работы, как умственной, так и физической.

Тяжесть труда (в узком смысле) -- характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно-эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды. Суточные затраты энергии для лиц умственного труда составляют 10...12 МДж, работников механизированного труда и сферы обслуживания - 12,5...13 МДж, работников тяжелого физического труда - 17...25 МДж.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности факторов производственной среды (Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»).

Труд по степени тяжести

  • - легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда);
  • - средней тяжести (допустимые условия труда);
  • - тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Средней тяжести

Затрачиваемая энергия Мужчины ~ 625 кДж; Женщины ~ 375 кДж

Затрачиваемая энергияМужчины 625 - 1040 кДж; Женщины 375 - 624 кДж

Затрачиваемая энергия Мужчины > 1040 кДж; Женщины > 624 кДж

Рабочая поза свободная

Неудобная поза до 25% времени смены

Неудобная поза > 25% рабочего времени

3 км за смену

14 км за смену

Затраты энергии меняются и зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 - 10% уровень основного обмена; при рабочей позе стоя - на 10 - 25%, при вынужденной неудобной позе - на 40 - 50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15 - 20% общего обмена в организме (масса мозга составляет 2% массы тела).

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией на 94%, у операторов ЭВМ на 60 - 100%.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.

В физиологическом отношении благоприятны работы, относящиеся к 1-й степени напряженности труда, однако, при такой мобилизации функций невозможны высокая производительность и эффективность труда. Более эффективна работа при II степени напряженности труда, при которой в то же время не возникает явлений переутомления и работу можно выполнять длительное время. При III степени напряженности необходимы дополнительные перерывы или укорочение рабочего дня.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный - 1-й класс, допустимый - 2-й класс, напряженный - 3-й класс (труд трех степеней).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

  • - степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;
  • - нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; - эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;
  • - монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;
  • - режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:

  • 1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;
  • 2 степень 3 класса (3.2) - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);
  • 3 степень 3 класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;
  • 4 степень 3 класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.

Например, труд авиадиспетчера характеризуется большой длительностью сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала, плотностью сигналов и числом одновременно наблюдаемых объектов; высокой эмоциональной нагрузкой в связи с очень большой ответственностью и значимостью ошибки для жизни большого числа людей. По этим показателям труд авиадиспетчера можно отнести к напряженному труду третьей степени.

Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный - по напряженности.

Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения aнализаторов и т.д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда.

Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений за исключением работ с возбудителями инфекционных заболеваний, с веществами, для которых должно быть исключено вдыхание или попадание на кожу (противоопухолевые лекарственные средства, гормоны-эстрогены, наркотические анальгетики), которые дают право отнесения условий труда к определенному классу вредности за потенциальную опасность.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное воздействие на изменение функционального состояния организма человека. Многообразие форм трудовой деятельности делится на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется, в первую очередь, повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Физическое напряжение организма при выполнении трудовой деятельности может быть обусловлено преимущественно выполнением или физической работы, или нагрузками на центральную нервную систему. В зависимости от этого труд характеризуется тяжестью или напряженностью.

Подобное разделение труда (на тяжелый или напряженный) условно, т.к. физический труд обязательно сопровождается нагрузкой на ЦНС и наоборот, интеллектуальная работа - мышечным компонентом (например, поддержание рабочей позы).

2. Значение напряженности труда

Важной основой профессионального отбора по психофизиологическим показателям служат особенности функций органов чувств, в частности физиологические признаки, связанные с порогами чувствительности анализаторных систем организма человека, к которым профессией предъявляются специфические требования.

Таким образом, в основу подбора людей на конкретные профессии должны быть положены основные свойства нервных процессов, которые мало изменяются в течение жизни человека, и в особенности функций органов чувств.

Профессиональный психофизиологический отбор – это система мероприятий, направленных на выявление людей с определенными уровнями развития психофизиологических качеств, которые наиболее полно соответствуют требованиям конкретных специальностей.

Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на ЦНС, т.е. определяется нервным, психоэмоциональным напряжением, длительностью и интенсивностью интеллектуальной нагрузки.

Напряженность труда является одним из психофизиологических факторов профессионального отбора и характеризуется эмоциональной нагрузкой

на организм при труде, требующем интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели.

Для того чтобы правильно подобрать человека на конкретное рабочее место, нужно знать нагрузку, которой он может подвергнуться, а для её определения необходимо провести оценку условий труда.

Для оценки напряженности трудового процесса используют “Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса “Руководство Р 2.2.755-99”.

При проведении оценки напряженности труда учитывают следующие показатели: интеллектуальные нагрузки, сенсорные нагрузки, нагрузки на зрительный анализатор, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

По показателям напряженности трудового процесса выделяют три класса условий труда:

    класс 1 - оптимальный (напряженность труда легкой степени) - условия труда, которые обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека.

    класс 2 - допустимый (напряженность труда средней степени) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомство.

    класс 3 - напряженный труд - условия труда, которые характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятные воздействия на организм работающего и (или) его потомство.

Напряженный труд (класс 3) подразделяется на три степени:

    класс 3.1 - характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания;

    класс 3.2 - определяется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, появлению начальных признаков профессиональной патологии;

    класс 3.3 - характеризуется воздействием уровней вредных факторов, приводящим, как правило, к развитию профессиональной патологии, росту хронической патологии, повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

При проведении аттестации рабочего места по напряженности рекомендована методика, изложенная в п. 3.