Автоматизации логистической деятельности на предприятии. Автоматизация процессов транспортной логистики предприятия. Модель деятельности логистической компании с использованием E-Portal
Cookie – это небольшой текстовый файл на вашем устройстве, который запускает функции и возможности веб-сайта.
Cookie-файл представляет собой небольшой текстовый файл, который веб-сайт запрашивает у вашего веб-браузера и сохраняет на вашем устройстве, чтобы запомнить какой язык вы предпочитаете и другую подобную информацию о вас, а также запускает функции и возможности веб-сайта.
В Comindware мы стараемся быть ясны и откровенны касательно того, какие данные о вас мы собираем и как их используем. И эта Политика предоставляет подробную информацию о том, какие cookie-файлы мы собираем и как мы используем данные о вас. Эта политика использования cookie-файлы применяется к веб-сайту Comindware.
Всегда включённые
Обеспечивают ваш персонализированный опыт и должную работу веб-сайта.
Всегда включённые cookie-файлы помогают нам обеспечивать персонализированный опыт использования веб-сайта для вас и не могут быть отключены в нашей системе. Вы можете настроить веб-браузер для блокировки или предупреждения об этих файлах cookie, но в последующем некоторые части веб-сайта могут не работать.
Скорость работы сайта
Используются для постоянной оптимизации и улучшения веб-сайта.
Cookie-файлы производительности помогают нам постоянно оптимизировать и улучшать веб-сайт. Эти файлы cookie позволяют нам считать переходы на веб-сайт, отслеживать источники трафика, определять какие страницы пользуются наибольшей популярностью и приносят пользу посетителям, узнавать как пользователи перемещаются по веб-сайту. Все данные собираются в эти cookie-файлы в обобщённой форме и потому анонимны.
Сегодня уже невозможно представить современный склад, не имеющий автоматизированной системы управления складскими операциями и ведения учета движения товароматериальных ценностей. Наличие такой системы позволяет решить многие вопросы и проблемы, присущие прежней организации труда на складе и ручному учету ТМЦ. Она позволяет свести к минимуму действия человеческого фактора при работе с ТМЦ, так как в ее основе заложен системный подход при организации складских процессов, использование современных складских технологий и современных средств сбора и передачи информации, которые продолжают постоянно совершенствоваться.
Отечественный рынок систем управления складом (Warehouse Management System - WMS) довольно небольшой. Из почти 300 существующих в мире систем управления складом на сегодняшний день предлагается около 10, и только половина из них - российские разработки. Можно отметить некоторые программные продукты, предлагаемые на рынке складских операций, которые реализованы в различных компаниях:
1C: Логистика: Управление складом 8.0» на платформе «1C: Предприятие 8.0;
Галактика
Акант: Система № 1;
Microsoft Business Solutions-Axapta;
Microsoft Navision;
SAP R/3» и другие программные продукты.
Система управления складом - это модуль корпоративной системы управления, ответственный за решение проблем управления материальными потоками и логистическими процессами на складе. Большинство существующих корпоративных информационных систем (ERP) имеют в своем составе модули для склада.
Фундаментальная слабость всех MRP/WMS состоит в отсутствии встроенной поддержки соответствующего радиооборудования, означающая, что для того, чтобы расширить возможности подобных систем за счет использования радиотерминалов, необходимо использовать промежуточное программное обеспечение, которое позволит совместить софт для радиотерминалов и соответствующие интерфейсы складских моделей ERP систем для обеспечения обмена информацией между ними в режиме реального времени. Решение данной проблемы приводит к дополнительным затратам на лицензирование и работы по внедрению дополнительного программного обеспечения, при этом полная стоимость подобных работ может составить от 100 000 до 200 000 долл. США (здесь и далее приводятся оценки для развитых стран, в России данные затраты зависят от типа ERP и множества иных факторов, но в любом случае порядок затрат будет таким же).
Кроме того, MRP/WMS модули имеют недостаточную функциональность при решении таких задач, как формирование комплексных задач для персонала, оптимизация работ при сборке заказов, кросс-докинг, управление внутрискладскими материальными потоками и т.п. Поэтому помимо встроенных ERP-системы складских модулей существует ряд автономных систем, предназначенных для решения задач по управлению складами.
Существует три уровня реализации подобных задач, отличающихся функциональностью и степенью интеграции системы управления склада в корпоративную информационную систему.
Выделяют три уровня складских систем управления:
Стандартная система управления складом (WMS);
Промежуточные модули для интеграции с ERP системами (ERP Warehouse Management middleware);
Система управления материальными потоками (MFC - Material - Flow - Control).
Стандартная система WMS базируется на использовании радиотерминалов и обеспечивает корпоративную систему управления информацией о состоянии материально-товарных запасов в режиме реального времени. Данная система имеет также такие функции, как получение товаров, размещение грузов на складе и сбор и отправка заказов, реализуемые, как правило, в автоматическом режиме.
Как уже отмечалось ранее, многие ERP решения имеют WMS модули, однако они не предоставляют информацию в реальном времени. Поэтому для расширения их функциональности используют WMS middleware продукты, которые также обеспечивают информацию о запасах в реальном времени, и в большинстве случаев функциональность данных систем, касающаяся вопросов приема, размещения и сбора заказов, проработана в них существенно глубже, чем в соответствующих модулях ERP систем.
Системы MFC являются нижним уровнем складских систем управления и их функциональность распространяется главным образом на реализацию всевозможных механических функций по сбору заказа, управлению специальными устройствами (конвейеры, лифты, карусели, погрузочно-разгрузочное оборудование и т.п.), реализацию функций автоматической печати, взвешивания, а также контроля за перемещениями товаров внутри склада.
Следует отметить, что список стандартных функций для трех уровней реализации систем управления складом составляет:
9 - 37 - для систем контроля за материальными потоками;
24 - 83 - для систем промежуточного уровня;
До 75 функций - для полнофункциональных WMS (базовые функции: прием, возврат, размещение, подготовка заказов, процессирование заказов, отгрузка, пополнение, управление запасами, инвентаризация, отчеты и статистика, интерфейс с корпоративными информационными системами).
По мнению западных специалистов-логистиков, успеха в конкурентной борьбе можно достичь по трем направлениям - цена, качество и доставка. Завтра наибольшего успеха в конкурентной борьбе достигнут те компании, которые построят наиболее эффективные логистические цепочки и будут иметь наиболее полный и быстрый доступ к информации.
Средством достижения этих целей будут новые программные продукты, и главным направлением их развития в данный момент является расширение их функциональности за счет дополнительных функций и интеграция различных в настоящее время продуктов в единый продукт, представляющий цельное решение по управлению логистическими процессами.
До недавнего времени шесть различных классов программных продуктов помогали управлять логистическими цепями (цепочками поставок):
1. Система планирования ресурсов (Enterprise resource planning - ERP) - работает на высшем корпоративном уровне, обеспечивая выполнение генеральных (основных) административных функций - от финансов до заказов клиентов.
2. Система планирования цепочек поставок (Supply chain planning - SCP) -
аналитический инструмент, связывающий воедино процесс производства,
хранения и распределения.
3. Система управления заказами (Order management system - OMS) - управляет заказами клиентов после завершения работ с ними предыдущих систем.
4. Система управления производством (Manufacturing execution system -
MES) - получает заказы и управляет ресурсами в цехах - начиная с оборудования и работников и заканчивая запасами сырья и материалов, необходимых для выполнения заказов.
5. Система управления складом (Warehouse management system - WMS) -
управляет и контролирует в реальном времени все процессы и ресурсы в
пределах склада.
6. Система управления транспортом (Transportation management system -
TMS) - сфокусирована на контроле за издержками и управлении входящими,
исходящими и внутрифирменными перемещениями товаров.
Данные компоненты будущей системы управления цепочками поставок будут выполнять две основные функции. Одна из них - это планирование (прогнозы и графики), вторая - исполнительская (динамическое управление процессами), основанная на плане. ERP и SCP выполняют первую функцию, в то время как MES, WMS и TMS концентрируются на исполнительской функции. OMS базируется где-то посередине, участвуя в реализации обеих функций.
По аналогии с тем, как большинство компаний рассматривают интеграцию с поставщиками и клиентами как часть единой цепочки поставок, производители программного обеспечения предпринимают усилия к интеграции указанных выше программных продуктов в единый комплекс управления логистическими процессами. Основная идея при этом выйти за пределы дорогого и требующего много времени неавтоматизированного (ручного) труда и управления.
Говоря о сегодняшнем состоянии интеграционного процесса, следует отметить, что он завершен только частично. Ни один поставщик не предлагает в данный момент полностью интегрированных решений, включающих все шесть модулей по управлению цепочками поставок. В настоящее время данный процесс только начинается .
Журнал « Логинфо »
Роль логистики в управлении современным предприятием, деятельность которого основана на принципах максимальной экономической эффективности, сегодня сложно переоценить. Инструменты и методы логистики применяются в различных областях менеджмента: с их помощью производится управление людским, финансовыми, информационными и товарно-материальными потоками. Весь сложносоставной комплекс логистики движения товарно-материальных ценностей (логистика закупок и продаж, складирования и запасов, транспортная и производственная логистика) может быть объединен в единую область логистических знаний - Управление цепочками поставок, (УЦП).
На практике использование механизма УЦП для предприятия означает оптимизацию всего пути движения товаров и позволяет контролировать каждую стадию перемещения товаров, документов, информации, учитывая все транзакции между контрагентами. Эта технология предъявляет высокие требования к организации взаимодействия внутри предприятия, между его подразделениями и с внешними компаниями, а также к уровню информационной оснащенности предприятия. Поэтому система УЦП для большинства предприятий в нашей стране пока является целью, на пути к которой необходимо последовательное совершенствование всех звеньев цепи поставок.
Оптимизация склада как основного звена цепи поставок
Для каждой компании, в зависимости от ее специфики и потребностей, существует свой ответ на вопрос, с чего именно следует начинать отладку механизма УЦП. Согласно управленческой теории ограничений, всегда следует начинать с поиска «узких мест» и способов их оптимальной эксплуатации. В большинстве случаев таким «узким местом» оказываются в первую очередь складские операции. Здесь речь идет, прежде всего, о внедрении системы управления складом (WMS), позволяющей решить общие для многих предприятий стартовые задачи: создание оперативного доступа к информации о товаре, обеспечение высокой скорости процессов и снижение числа ошибок при идентификации товара, осуществление контроля над работой персонала и т.п.
В дальнейшем, после решения проблем базового уровня, предприятие может воспользоваться и другими функциональными возможностями WMS, в частности диспетчеризация загрузки персонала и оборудования, мониторинг производительности склада, расчет упаковки транспортных мест заказа и управление зоной отгрузки в разрезе маршрутов, интеграция с роботизированными комплексами систем хранения и перемещения товаров. Список функциональных возможностей мощной WMS достаточно велик. Для значительного увеличения скорости складских операций, а также для минимизации возможных ошибок при их выполнении, все больше предприятий используют при внедрении WMS автоматические системы идентификации - идентификацию с помощью линейных или двумерных штриховых кодов и радиочастотную идентификацию (RFID). При использовании штрихкодирования информация, заключенная в штриховых кодах, нанесенных на товар, места его хранения, оборудование, бланки документации и т.д., считывается с помощью специальных устройств - сканеров или терминалов. На складах в настоящее время чаще всего используется наиболее современный on-line способ сбора и обработки данных с использованием радиотерминалов. Радиотерминалы имеют различные модификации, каждая из которых является максимально оптимальной для определенной стадии складского техпроцесса. Так, например, самые привычные ручные терминалы наиболее органично вписываются в процедуры контроля или упаковки. Они хороши там, где не требуется обработка больших объемов данных или использование подъемно-транспортного оборудования. Для процедур размещения и отбора лучше всего подходят монтируемые терминалы - полноэкранные модели с крупной внешней клавиатурой, с которыми работают водители штабелеров или самоходных тележек. А для операции приемки, которая требует ввода большого количества новых данных, выполнения маркировки товара, работы с документами идеально мобильное рабочее место, укомплектованное полноценным компьютером с беспроводной связью с локальной сетью, радиосканером, принтером, аккумулятором и лотком для бумаг.
Следует обратить внимание на распространенное заблуждение, что использование терминалов невозможно без штрихкодирования. На самом деле это не так. Организовать более эффективный техпроцесс с использованием мобильных устройств можно и без тотального штрихкодирования. Конечно, наличие штрихкода еще более упрощает работу персонала склада и снижает количество ошибок при исполнении операций, однако принципиальным условием внедрения on-line способа работы это не является.
Отличие еще более «продвинутой» RFID технологии от штрихкодирования заключается в возможности идентификации движущихся объектов с относительного большого расстояния. Идентификация производится путем считывания радиометок, причем последние не обязательно должны располагаться в зоне видимости считывающего устройства. Радиочастотная идентификация многократно увеличивает скорость выполнения складских операций; однако ее использование ограничивается высокой стоимостью (к примеру, стоимость нанесения штрихкодов и радиометок отличается в разы) и отсутствием единых мировых стандартов.
Хотя автоматическая идентификация обладает рядом бесспорных преимуществ, в некоторых случаях для организации бесперебойной и отлаженной работы склада предприятию будет достаточно внедрения WMS с использованием визуальной идентификации, когда все задания для складского персонала печатаются на бумажных носителях. Согласно практике AXELOT, применение «бумажной» технологии оправдано при отсутствии чрезмерно высоких требований к скорости выполнения операций, при сжатых сроках автоматизации и относительно скромном бюджете. Так, например, при внедрении WMS на складе, находящемся в процессе переезда, использование визуальной идентификации будет оптимальным как с точки зрения сроков, так и с точки зрения функциональности.
Управление перевозками - минимизация транспортных издержек
Под управлением перевозками понимается как управление автопарком (если он имеется у предприятия), так и процессом транспортировки грузов в целом, независимо от типов используемого транспорта. Оптимизация перевозок как еще одного звена цепи управления поставками призвана организовать обмен информацией (в частности, актуальными отчетами для оценки эффективности и качества выполняемых работ) между подразделениями компании, участвующими в процессе перевозки, обеспечить эффективное использование транспортных средств, контроль за их местоположением и состоянием грузов и т.д. Рост объемов грузопотоков и необходимость повышения уровня обслуживания делает перечисленные задачи оптимизации все более актуальными. Их решение представляется возможным путем проведения соответствующих организационных мероприятий в комплексе с внедрением автоматизированных систем управлением перевозками.
Автоматизированные системы управления перевозками обладают среди прочего такими функциональными возможностями, как:
регистрация и контроль исполнения потребностей в перевозке грузов, возникающих на основании заказов покупателей, заказов поставщикам, накладных на внутреннее перемещение;
регистрация и контроль исполнения заданий на перевозку грузов;
формирование рейсов для выполнения транспортировки грузов, указанных в разных заданиях и контроль исполнения рейсов с отслеживанием прохождения маршрута транспортным средством;
регистрация и контроль исполнения заявок на выделение транспортных средств для выполнения сформированных рейсов;
формирование документов аналитической отчетности, позволяющих оценить ключевые показатели эффективности выполненных транспортировок по видам транспортных средств и провести анализ накопленных статистических данных
Дополнительно в рамках функционала систем автоматизации перевозок может быть выполнена визуализация маршрутов и местоположения транспортного средства на электронных картах, реализована возможность использования GPS-навигаторов.
Автоматическая система управления перевозками обычно интегрируется с модулями закупок и продаж корпоративной информационной системы, WMS-системой и с системой управления автопарком (если таковой имеется).
Результат оптимизации перевозок - повышение качества и точности выполнения заказов, сокращение затрат на персонал, снижение удельной стоимости единицы перевезенного груза, уменьшение числа холостых пробегов и т.д.
Автоматизация снабжения - необходимость для крупных предприятий
С проблемами, связанными с выполнением функции снабжения, чаще всего сталкиваются довольно крупные предприятия, имеющие разветвленную сеть филиалов и дочерних компаний. Основная трудность здесь - обеспечение консолидации информации о потребностях в материалах и оборудовании всех подразделений. В таком случае и возникает необходимость в автоматизации процесса снабжения путем внедрения специализированной информационной системы. В практике AXELOT наиболее характерным примером такого проекта является автоматизация системы управления материально-техническим обеспечением, включающая 400 рабочих мест. Эта система охватывает в едином информационном пространстве 21 филиал предприятия заказчика и 18 дочерних компаний, обеспечивая четкое выполнение ряда логистических задач, связанных со сбором и обработкой потребностей указанных подразделений, взаимодействием с поставщиками, планированием закупок и контролем их исполнения и пр. Полный цикл автоматизированного бизнес-процесса консолидации, обработки и исполнения закупок включает в себя укрупнено четыре блока взаимосвязанного функционала:
Оптимизация процессов, связанных с управлением товарно-материальными ценностями, не начинается и не ограничивается автоматизацией складских операций, перевозок, снабжения и т.д. Перед установкой автоматической системы требуется создание продуманной схемы управления теми или иными логистическими процессами, проведение определенных организационных изменений, за которыми и последует проект внедрения. Однако широкое использование автоматизированных систем управления звеньями цепи поставок как раз и позволяет говорить о том, что логистика становится в полном смысле слова современной, максимально отвечающей текущим актуальным потребностям предприятий.
Дарья Любовина, руководитель проектов
Развитие складского бизнеса рано или поздно упирается в следующие проблемы:
- непропорционально увеличению хранимого товара растет численность обслуживающего персонала;
- растет процент нерационально используемых площадей склада;
- резко возрастает время приема и выдачи товара.
Хотите заказать автоматизацию складской логистики? Звоните по телефону и мы решим поставленную задачу!
Эффективно решить их может автоматизация складкой логистики
Что решает автоматизация складкой логистики
В настоящее время любое программное обеспечение автоматизации складских процессов основывается на технологии WMS-систем, то есть технологии учета, основанного на штрихкодировании.
Внедрение софта по автоматизации складов позволит:
- Сократить расходы на обслуживающий персонал. Теперь все операции по поиску товара или места под его хранение, оформлении документов по оприходованию и расходованию товара возьмёт на себя компьютер.
- Исключить ошибки при приеме или отгрузке товара – неправильно его оформили и теперь очень трудно его разыскать на складе или отправили товар не тому заказчику и т.д.
- Оптимизировать заполнение складских помещений.
- Увеличить скорость работы склада.
- Автоматизировать учет складских остатков и упростить контроль над ними.
- Увеличить эффективность обслуживание клиентов и улучшить качество контроля над проводимыми с их товарами операциями – доставке, отгрузке, оплате услуг и т.д.
В целом автоматизация складской логистики – это наиболее эффективный путь увеличения рентабельности складского бизнеса и гармоничного его расширения.
Автоматизация складской логистики от компании ДЕАСофт
Если вам необходимо внедрить автоматизацию логистики склада, обращайтесь в нашу компанию. Мы гарантируем:
- Создание качественного программного обеспечения, полностью учитывающего особенности складской логистики в вашей компании. То есть мы не продаем стандартный софт, под который затем необходимо подгонять ваши бизнес-процессы, а наоборот, создаем софт под них. Это значительно облегчает процесс внедрения автоматизации.
- Быстрое и эффективное внедрение автоматизации на вашем складе – создание необходимых инструкций, обучение персонала и т.д.
- Выгодные цены. Мы предлагаем нашим клиентам программное обеспечение различной функциональности и стоимости. При этом всегда можно впоследствии расширить возможности софт, приобретя дополнительные модули.
1.7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.7.1. Автоматизированные системы управления
Автоматизация управления на различных уровнях промышленного производства реализуется с помощью автоматизированных систем управления - АСУП (или ERP) и АСУТП. Системы ERP в иерархической структуре управления охватывают уровни от предприятия до цеха, а АСУТП - от цеха и ниже, хотя на уровне цеха могут быть средства и АСУП, и АСУТП. В то же время в АСУТП могут быть и межцеховые связи, если единый технологический процесс реализуется в нескольких цехах.
В последнее время в связи с развитием сети Internet автоматизация распространилась на управление связями между предприятиями. Появились соответствующие подсистемы в ERP, но часто взаимодействие с поставщиками и заказчиками осуществляют с помощью самостоятельных систем SCM и CRM соответственно.
Современные системы ERP строятся на основе концепции иерархического управления предприятием. Наряду с этой концепцией в последнее время все заметнее проявляется тенденция к созданию многоагентных управляющих систем, основанных на принципах процессного управления .
В современных системах ERP выделяют ряд подсистем. Ниже приведен список основных подсистем, встречающихся во многих системах ERP, вместе с присущими им функциями.
1 . «Календарное планирование производства». Основные функции: сетевое планирование производства, расчет потребностей в мощностях и материалах, межцеховые спецификации и учет движения изделий, контроль выполнения планов.
2.«Оперативное управление производством». Функции: сопровождение данных об изделиях, контроль выполненных работ , брака и отходов, расчет норм расхода ресурсов, управление обслуживающими подразделениями.
3.«Управление проектами». Функции: сетевое планирование
проектных работ и контроль их выполнения, расчет потребности в
производственных ресурсах.
4.«Финансово-экономическое управление, бухгалтерский учет ».
Функции: учет денежных средств и производственных затрат , маркетинговые исследования, ценообразование , составление смет рас
ходов, ведение договоров и взаиморасчетов , финансовые отчеты,
отчетность по налогам, анализ платежеспособности предприятия.
5. Логистика». Функции: сбыт и торговля, статистика и анализ
реализации, складское обслуживание, управление снабжением, за
пасами и закупками, управление транспортировкой, оптимизация
маршрутов транспортных средств.
6. «Управление персоналом». Функции: кадровый учет, ведение
штатного расписания, расчет зарплаты.
7. «Управление информационными ресурсами». Функции: управление документами и документооборотом, инсталляция и сопровождение программного обеспечения , генерация моделей и
интерфейсов приложений, имитационное моделирование производственных процессов.
Как отмечено выше, существуют разновидности АСУП со своими англоязычными названиями. Если наиболее общую систему с перечисленными выше функциями называют ERP, то системы, сконцентрированные на управлении производством (оперирующие информацией о материалах, производстве, контроле и т. п.), называют MRP-2.
В ERP важная роль отводится системам управления данными EDM (Enterprise Data Management), аналогичным системам PDM в САПР.
Системы MES по своей функциональности близки к системам ERP и имеют ряд подсистем следующего назначения :
Синтез расписаний производственных операций;
Распределение ресурсов, в том числе распределение исполнителей по работам;
Диспетчирование потоков заказов и работ;
Управление документами, относящимися к выполняемым операциям;
Оперативный контроль качества;
Оперативная корректировка параметров процессов на основе
данных о протекании процессов и др.
Мировым лидером среди систем программного обеспечения ERP является система R/3 (фирма SAP), к числу лидеров относятся также системы Ваап IV, Oracle Applications, J. D. Edwards. С точки зрения интеграции систем управления и проектирования следует обратить внимание на систему Omega Production (компания СИКОР) . Среди отечественных АСУП следует назвать системы Парус , Галактика , Флагман , М-2 и др.
Так, в системе Вааn IV имеются следующие подсистемы .
«Администратор деятельности предприятия», с ее помощью
анализируются показатели финансово-хозяйственной деятельности , сопоставляются значения текущих показателей с предельными, генерируются информационные отчеты, что позволяет в целом судить о состоянии дел на предприятии;
«Производство» - служит для сопровождения данных (спецификаций, технологических маршрутов) об изделиях, планирования
и оперативного управления производственными процессами;
«Проект» - занимается планированием проектных работ с учетом требуемых ресурсов, в том числе финансовых, и контролем
выполнения планов;
«Сбыт, снабжение, склады» - предназначена для решения соответствующих логистических задач;
«Транспорт» - служит для определения оптимальных маршрутов перевозок с учетом загрузки экипажей и для контроля за местонахождением грузов;
«Управление персоналом» - занимается ведением штатного
расписания, кадровым учетом, расчетом зарплаты;
«Финансы» - управляет денежными средствами, финансовым
планированием, распределением затрат, налоговой и финансовой
отчетностью;
«Процесс» - ориентирована на управление непрерывными
производственными процессами;
«Сервис» - служит для управления процессами обслуживания с составлением графика планово-предупредительных мероприятий, выполнением ремонта, определением требуемых ресурсов, тарифов на расходные материалы;
«Моделирование предприятия» - предназначена для оценки
эффективности работы предприятия с помощью создания и использования моделей;
«Инструментарий» - инструментальная среда для описания структуры базы данных , генерации приложений с помощью языка 4GL.
В системе Парус функционируют подсистемы:
«Управление финансами»;
«Логистика»;
«Управление производством»;
«Управление персоналом»;
«Управление бизнес-процессами».
Компоненты (модули) корпоративной информационной системы Флагман (компания Инфософт) группируются в совокупности, называемые контурами. В системе семь контуров: финансово-экономическое управление, логистика, управление производством, управление персоналом, бухгалтерский учет и анализ, контроллинг , управление информационными ресурсами.
Шагом в направлении создания единого информационного пространства управления производством является создание средств сопряжения разных автоматизированных систем управления друг с другом. Такие средства называют конверторами или мостами (ERPBridges). Так, в системе R/3 имеется ряд мостов, например мост, связывающий R/3 с системой управления производством F/Ops. Система F/Ops относится к классу продуктов MES.
Функциями систем MES являются анализ производственных процессов, их оптимизация, управление ресурсами и расходом материалов, анализ простоев оборудования, диагностика и предупреждение поломок оборудования, контроль и управление качеством продукции, формирование отчетов о производстве для передачи на уровень ERP.
Среди других систем MES одно из видных мест занимает программа InTrack компании Wonderware. Это программное обеспечение позволяет предприятиям легко моделировать и контролировать каждую стадию производственного процесса - от получения сырья, материалов и комплектующих до выпуска готовой продукции. С помощью InTrack можно определять и моделировать процессы, устанавливать очередность работ, контролировать незавершенное производство, управлять материальными запасами, выполнять сбор данных и т. п.
В программе InTrack используются имитационные модели производства. В моделях представляются стадии и процессы производства, описываемые в терминах статических объектов, таких, как материалы, операции, станки, площади, наборы данных и т. п., и динамических объектов, характеризующих, движение товарно-материальных запасов, например единиц незавершенного производства.
Примером автономно используемой системы организации и
управления отношениями с клиентами является CRM-система
Marketing Center компании ПРО-ИНВЕСТ. Система позволяет документировать контакты с клиентами, планировать работу по каждому контакту, накапливать статистику для последующего маркетингового анализа и т. п.
Примером систем SCM может служить отечественная система компании BSE, состоящая из подсистем: Vector - для управления складским хозяйством; e-Partner - для управления взаимоотношениями с поставщиками и партнерами; e-Purchase - для управления торговыми операциями.
Программное обеспечение АСУТП представлено операционными системами реального времени, программами SCADA, драйверами и прикладными программами контроллеров.
Основными требованиями, предъявляемыми к операционным системам реального времени, являются высокая скорость реакции на запросы внешних устройств, устойчивость системы (т. е. способность работы без зависаний) и экономное использование имеющихся в наличии системных ресурсов.
В АСУТП находят применение как варианты широко распространенных операционных систем UNIX и Windows, так и специальные операционные системы реального времени. Перспективной считается LynxOS - многозадачная, многопользовательская, UNIX-совместимая система. Windows NT становится системой реального времени после ее дополнения средой RTX компании VenturCom. Развитый программный интерфейс RTX API, основанный на Win32 API, обеспечивает создание драйверов и приложений реального времени. Кроме того, Microsoft разработала специальную версию операционных систем Windows NT для встроенных приложений, названную Windows NT Embedded.
При использовании в АСУТП встроенного оборудования на базе шины VMEbus целесообразно применять операционные системы QNX или VxWorks, а в случае АСУТП на базе шины CompactPCI - операционные системы OS-9, QNX или расширения Windows NT для реального времени .
Операционная система QNX канадской фирмы QSSL является открытой, модульной и легко модифицируемой. Она разработана в соответствии со стандартами POSDC, поддерживает шины ISA, PCI, CompactPCI, PC/104, VME, STD32 и др.
Операционная система реального времени Vx Works выполняет функции планирования и управления задачами. Она может функционировать как в мультипроцессорных системах с общей памятью, так и в слабосвязанных системах с использованием распределенных очередей сообщений. Vx Works поддерживает все сетевые средства, обычные для UNIX, а также ОРС-интерфейсы (OLE for Process Control). Вместе с инструментальной системой Tornado она является кросс-системой для разработки прикладного программного обеспечения.
В многозадачной, многопользовательской системе OS-9 имеется интегрированная кросс-среда, предназначенная для разработки приложении, включающая редактор, браузер исходных кодов, отладчики, компиляторы C/C++, поддерживаются коммуникационные протоколы Х.25, FR, ATM, ISDN, SS7 и др.
SCADA-системы в АСУТП различаются типами поддерживаемых контроллеров и способами связи с ними, операционной средой, типами алармов (оповещений), числом трендов (тенденций в состоянии контролируемого процесса) и способом их вывода, особенностями человеко-машинного интерфейса и др.
Связь с контроллерами и приложениями в SCADA-системах обычно осуществляется посредством технологий DDE, OLE, OPC или ODBC. В качестве каналов связи используют последовательные промышленные шины Profibus, CANbus, Foundation Fieldbus и др.
Алармы фиксируются при выходе значений контролируемых параметров или скоростей их изменения за границы допустимых диапазонов.
Число одновременно выводимых трендов может быть различным, их визуализация возможна в реальном времени или с предварительной буферизацией . Предусматриваются возможности интерактивной работы операторов.
Программы для программируемых контроллеров составляются на языках C/C++, VBA или оригинальных языках, разработанных для конкретных систем. Программирование обычно выполняют не профессиональные программисты, а заводские технологи, поэтому желательно, чтобы языки программирования были достаточно простыми, построенными на визуальных изображениях ситуаций. В связи с этим во многих системах дополнительно используются различные схемные языки. Ряд языков стандартизован и представлен в международном стандарте IEC 1131-3. Это графические языки функциональных схем SFC, блоковых диаграмм FBD, диаграмм релейной логики LD и текстовые языки - паскалеподобный ST и низкоуровневый язык инструкций IL.
Одной из широко известных SCADA-систем является система Citect австралийской компании Ci Technology, работающая в среде Windows. Это масштабируемая клиент-серверная система со встроенным резервированием для повышения надежности. Она состоит из пяти подсистем: ввода/вывода, визуализации, алармов, трендов, отчетов. Подсистемы могут быть распределены по разным узлам сети. Используется оригинальный язык программирования Cicode.
SCADA-система Trace Mode для крупных АСУТП в различных отраслях промышленности и в городских службах создана компанией AdAstra. Система состоит из инструментальной части и исполнительных модулей. Предусмотрены управление технологическими процессами, разработка автоматизированных рабочих мест руководителей цехов и участков, диспетчеров и операторов. Возможно использование операционных систем QNX, OS9, Windows.
Другой пример популярной SCADA-системы - Bridge VIEW (другое название Lab VIEW SCADA) компании National Instruments . Ядро системы управляет базой данных, взаимодействует с серверами устройств, реагирует на алармы. При настройке системы на конкретное приложение пользователь конфигурирует входные и выходные каналы, указывая для них такие величины, как частота опроса, диапазоны значений сигнала и т. п., и создает программу работы приложения. Программирование ведется на графическом языке блок-диаграмм.
Назначение прикладного программного обеспечения - анализ производства, воздействие на него в реальном времени. Для разработки прикладного программного обеспечения в АСУТП используют пакеты типа Component Integrator. К числу известных комплексов Component Integrator относятся FIX, Factory Suite 2000, ISaGRAF и др.
Комплекс Factory Suite 2000 компании WonderWare используется при проектировании систем промышленной автоматизации от АСУТП до АСУП. В частности, в этот комплекс входят системы InTouch 7.0 и InTrack. С помощью InTouch 7.0 создаются распределенные приложения со средствами построения человеко-машинного интерфейса, в частности SCADA-системы. Рассмотренный выше модуль InTrack служит для управления материальными потоками и производственными запасами , контролирует загрузку оборудования на предприятии. Он интегрирован в известную систему планирования ресурсов предприятия iBaan. К числу других модулей Factory Suite 2000 относятся база данных реального времени IndustrialSQL Server, совокупность средств программирования задач управления технологическими процессами InControl, программы статистического анализа данных SPC Pro и др.
Одной из развитых инструментальных сред разработки приложений реального времени является система Tornado, созданная для мультизадачной операционной системы VxWorks фирмой Wind River. Разработка приложений ведется на инструментальном компьютере, которым могут быть ПЭВМ или рабочие станции Sun, HP, IBM, DEC. В базовую конфигурацию Tornado входят компиляторы C/C++, отладчики, симулятор целевой машины, командный интерпретатор, браузер объектов целевой системы, средства управления проектом и др. Для разработки программного обеспечения для встраиваемых сигнальных процессоров Tornado применяют вместе со специальной операционной системой WISP . Инструментальная среда Tornado Prototyper и симулятор операционной системы VxWorks, работающий под Windows, могут быть получены бесплатно по сети Internet , что позволяет осуществить предварительную разработку прикладной программы, а уже затем закупать полную версию кросс-системы.
Инструментальная среда ISaGRAF используется для разработки прикладного программного обеспечения для программируемых контроллеров PLC. Среда реализует методологию граф-схем Flowchart и пять языков программирования по стандарту МЭК 61131-3 (IEC 1131 – 3).
С развитием сетевой инфраструктуры появляется возможность
более тесной интеграции АСУП и АСУТП, ранее развивавшихся
автономно. Использование в АСУП информации о технологических процессах позволяет более рационально планировать производство и управлять предприятием. Интеграция выражается в использовании на этих уровнях общих программных средств, баз данных, связей с сетью Internet на основе развития PC-совместимых контроллеров и сетей Industrial Ethernet и т. п. .