Что такое тендер и план закупок. Чем отличается план график от плана закупок? Случаи внесения изменений

С 01.10.2019 план закупок убрали из 44-ФЗ. Закупки на 2020 год планируются по новым правилам: вместо двух документов заполняется один — новый план-график.

Утверждение плана закупок по 44-ФЗ

Порядок формирования регламентируется положениями статьи 17 44-ФЗ. Правила утверждения, в свою очередь, устанавливаются нормативными постановлениями Правительства РФ, а также подзаконными актами уполномоченных органов — представителей субъектов РФ:

  • Постановление Правительства РФ № 552 от 05.06.2015 регулирует обеспечение нужд и удовлетворение потребностей на федеральном уровне финансирования;
  • ПП РФ № 1043 от 21.11.2013 — на уровне субъектов РФ и территориальных муниципальных образований.

ПЗ должен быть составлен, оформлен в соответствии с нормами ст.17 44-ФЗ. Дата утверждения плана закупок 44-ФЗ — 10 рабочих дней после доведения лимитов бюджетных ассигнований на следующий финансовый год и плановые периоды до организации-заказчика, а также составления и принятия на их основе плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения государственного или муниципального уровня.

Также ПЗ утверждается руководителем в десятидневный рабочий период после:

  • даты вступления в силу соглашения о предоставлении субсидий объектам капитального строительства или приобретение объектов недвижимости для АУ (ч. 4 ст. 15 44-ФЗ);
  • доведения лимитов бюджетных обязательств по переданным полномочиям заказчиков государственного или муниципального уровня, согласно ч. 6 ст. 15 44-ФЗ.

Регламент и сроки утверждения плана закупок по 44-ФЗ

Каждое учреждение, выступающее в роли заказчика, должно в обязательном порядке составить ПЗ и предоставить его на согласование территориальному главному распорядителю бюджетных средств соответствующего уровня бюджета или же организации-учредителю в те сроки, которые устанавливают сами ГРБС или же уполномоченные органы, являющиеся собственниками имущества.

Формально для разработки ПЗ на последующий финансовый год и плановые периоды необходимо скорректировать параметрические данные текущего (отчетного) годового периода и первого года планирования. В получившейся версии документа нужно создать плановые показатели, характеризующие (согласно доведенным бюджетным обязательствам) второй год.

То есть ПЗ, который составляется в 2017 г. на 2019 г. и плановый период 2019-2020, будет формироваться следующим образом:

  • в первую очередь скорректируются данные, иллюстрирующие в действующем ПЗ 2019 и 2019 года;
  • добавятся новые заказы в соответствии с выделенными ассигнованиями;
  • удалятся исполненные позиции;
  • изменятся сроки закупок и взаиморасчетов по ним;
  • включатся сведения на период 2020 г.

Заказчику необходимо непрерывно отслеживать движения в государственной и территориальной нормативно-правовой базе, регламентирующей порядок и сроки утверждения ПЗ в 2017 г., так как установленный период, в который региональные уполномоченные органы принимают и согласовывают документацию о планировании учреждения, может измениться.

После того, как ПЗ будет утвержден и подписан руководителем, документ подлежит размещению в ЕИС в течение 3-х рабочих дней в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 1168 от 29.10.2015. Публикуются все закупочные позиции, кроме тех, что содержат государственную тайну.

Административную ответственность за нарушение регламента процессов утверждения и публикации несет сотрудник, уполномоченный на ведение закупочной деятельности в организации. Если упреждением нарушены законодательно установленные сроки согласования или размещения ПЗ, то с должностного лица взыскивается сумма в пределах от 5000 до 30 000 рублей (ст. 7.29.3. КоАП РФ).

План закупок – это список тендеров, которые государственный заказчик собирается провести в ближайшее время. Поставщикам он помогает заранее определиться, в каких торгах стоит участвовать, и выделить под них необходимые ресурсы. Порядок составления, корректировки и публикации документов планирования закреплен в статьях №17 и №21 44-ФЗ, а также блоке постановлений Правительства №552-555.


С 2016 года введена двухэтапная система планирования. Если раньше было достаточно одного документа, то в 2017, 2018 и последующих годах государственным заказчикам необходимо формировать два:

  1. План закупок (ПЗ) отражает потребности заказчика на ближайшие 3 года.
  2. В плане-графике (ПГ) расписываются более подробно закупки на предстоящий год.

Оба документа должны быть доступны для ознакомления: опубликованы в электронном виде в системе ЕИС.

Каков период планирования и сроки размещения ПЗ и ПГ?

  1. До 1 июля текущего года сотрудники тендерных отделов государственных учреждений обязаны:
    - руководствуясь утвержденным бюджетом разработать план закупок;
    - сформировать на его основе план-график.
  2. Десять дней дается на утверждение этих документов казначейством/учредителем.
  3. Еще три на публикацию в ЕИС.

По причине того, что сложно с высокой точностью предвидеть свои потребности на 3 года вперед, тендеры, включенные в плановый период, постепенно корректируются, когда приходит их время. Так, в следующем, 2019 году, перечень закупок на 2020 будет уточнен и дополнен в годовом плане-графике, а долгосрочное планирование охватит трехлетний период до 2022 года.


За нарушение регламента и сроков публикации документов планирования предусмотрен штраф от 5 до 30 тысяч рублей.

Какие закупки отражаются в планах?

В отличие от 223-ФЗ, где допускается не публиковать в планах мелкие закупки, 44-ФЗ обязывает госзаказчиков размещать в публичном доступе все тендеры, не составляющие гостайну. Закупки, не отраженные в планах, проводить запрещено.


Однако некоторые позиции разрешено не расписывать подробно, указывая их только одной строкой. К таким относятся тендеры на поставку:

  • продукции стоимостью до 100 тысяч рублей;
  • лекарственных препаратов;
  • работ по ремонту и текущему содержанию помещений, не предназначенных для проживания;
  • услуг по обучению и сопровождению гидами;
  • услуг статистического анализа;
  • получения информации из зарубежных источников.

Какие сведения из ПЗ могут понадобиться поставщику?

ПЗ включает много полезных для поставщика данных. Прежде всего, по торгам: сроки, закупаемые ТРУ, НМЦК.


Также в планах можно найти:

  • Идентификационные коды.
  • Размер финансирования на весь срок контрактов, даже если он превышает период планирования.
  • Сведения о наличии общественного обсуждения по крупным тендерам.

Посмотрите образец плана закупок по ссылке .

Может ли заказчик внести изменения в опубликованный план?

По 44-ФЗ госзаказчики вправе редактировать ПЗ даже после его размещения в ЕИС, в том числе переносить сроки электронных торгов. Обоснованием могут послужить следующие причины:

  • Поменялась оценочная стоимость одной или нескольких закупок в плане.
  • Внесены корректировки в нормативные акты. Например, в федеральный или муниципальный бюджет.
  • Изменился формат процедуры: тип торгов, сроки, объем ТРУ.
  • Появились корректировки по результатам общественных обсуждений.

Учитывая, что планы закупок и планы-графики можно редактировать, следует иметь в виду: документы, которые размещены в ЕИС могут содержать ошибки. К наиболее частым относятся:

  • Неправильная НМЦК. Если вы заинтересованы в тендере, но подозреваете, что цена контракта указана неверно, сообщите об этом заказчику.
  • Не включены закупки малого объема. Это нарушение и повод подать жалобу.

Где искать планы закупок по 44-ФЗ?

Документы планирования конкретных государственных заказчиков можно найти в открытой части ЕИС. Дополнительно они могут размещать их на своих официальных сайтах.


Существенно упрощает задачу сервис “Контрагенты” от Синапс. Найдите карточку организации по ИНН, ОГРН, названию или адресу и получите подробную информацию, в том числе сведения о планируемых закупках.

Планы-графики — это способ контролировать траты, потому что государство хочет, чтобы бюджет организации зависел от ее потребностей, а не наоборот.

Заказчики по 44-ФЗ публикуют план на все закупки кроме тех, которые являются гостайной. Заказчики по 223-ФЗ тоже могут не включать в планы закупки, которые являются гостайной, и закупки дешевле 100/500 тысяч рублей.

Проводить закупки, не включенные в план-график, нельзя, но в него в любой момент можно вносить изменения. Заказчики по 44-ФЗ обязаны сделать это не позже 10 дней до объявления закупки, которую изменили.

Чем больше организация, тем больше времени нужно для планирования расходов. Например, за прошедший год ОАО «РЖД» объявила и провела 17199 закупок, а гимназия № 5 в Екатеринбурге — всего 10. Планы-графики помогают заказчикам контролировать квоты на разные виды процедур, например, на закупки у единственного поставщика или у СМП, и анализировать, сколько денег осталось на другие закупки.

Что меняется с 2016 года?

Заказчики по 44-ФЗ должны будут публиковать свои планы-графики в структурированном виде (раньше жестких требований к структуре не было). Заказчик указывает:

  • наименование закупки, ее описание и номер,
  • каким способом будет проведена закупка,
  • начальную стоимость каждого контракта,
  • дополнительные требования к участникам закупки (если они есть),
  • размер обеспечения заявки и исполнения контракт по каждой закупке,
  • месяц и год объявления закупки,
  • информацию о банковском сопровождении контракта,
  • применении критерия стоимости жизненного цикла товара.

Чем они будут полезны поставщику?

Запланированные закупки содержат меньше информации, чем объявленные, но помогут не пропустить интересные закупки и заранее спланировать участие в торгах.

  • Можно проанализировать заказчиков планируемых закупок и потенциальных конкурентов. Посмотрите на объемы закупки и оцените, сможете ли вы в ней поучаствовать.
  • Полезно посмотреть, в каких регионах будут проводиться закупки в будущем году. Так вы спланируете бюджет и подумаете об открытии филиалов, например.
  • Можно добавить в избранное планируемую закупку и следить за ней. Подготовьте заявку заранее, а с появлением документации просто добавьте деталей.
  • Если вы только хотите поучаствовать в закупках, посмотрите в какой сфере планируется больше закупок и начинайте именно с нее.

С 2017 года заказчики должны будут подготовить не только планы-графики, но и планы закупок. В чем их отличие, а в чем сходство? Читайте в статье, как не запутаться в этих документах.

План закупок и план-график — два обязательных документа, которые введены постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 и 553 (далее — Постановление № 552, Постановление № 553). Основные отличия которых заключаются в последовательности составления, назначении и содержании.

Последовательность составления

План закупок служит исходным документом, в который заказчик включает информацию о товарах (работах, услугах), необходимых для осуществления его функций и достижения иных целей (ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ). План-график составляется на его основе (ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Информация, содержащаяся в плане закупок, носит более общий характер, в то время как план-график призван детализировать сведения о запланированных закупках.

Назначение плана закупок и плана-графика

В плане закупок заказчик должен обосновать потребность в товарах, работах или услугах, привести срок их приобретения и объем финансирования (п. п. 2, 4 — 6 ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).

В плане-графике необходимо определить условия каждой закупки, в частности способ осуществления, цену, описать ее объект (п. п. 2, 4 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Например, в 2017 г. заказчику для обеспечения деятельности требуется автомобильный бензин на общую сумму 1 млн руб. Эта информация включается в план закупок. В плане-графике заказчик указывает, что бензин будет приобретаться путем проведения двух электронных аукционов с начальной (максимальной) ценой контракта 500 тыс. руб.

Содержание плана закупок и плана-графика

Давайте рассмотрим какие данные у двух документов дублируются, а какие — вносятся для каждого свои.

Сведения, которые дублируются у обоих документов:

  • Идентификационный код закупки;
  • Наименования объектов закупок;
  • Объем финансового обеспечения для осуществления закупки по финансовым годам либо НМЦК или цена контракта с единственным поставщиком, планируемые по годам платежи;
  • Срок проведения закупки;
  • Обоснование закупки;
  • Информация о закупках товаров, работ, услуг, которые оказать только поставщики (подрядчики, исполнители) с необходимым уровнем квалификации, либо дополнительные требования к участникам закупки;
  • Информация об обязательном общественном обсуждении закупки;
  • Информация об обязательном общественном обсуждении закупки.

В остальном состав сведений о закупках различен. Например, только в плане — графике содержится цель осуществления закупки, а в плане закупок:

  • Описание объекта закупки, количество товара, единица измерения и объем работы или услуги, срок и периодичность поставки;
  • Размер обеспечения заявки и исполнения госконтракта;
  • Применение критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта;
  • Банковское сопровождение контракта.

Форма плана-графика на 2017 год как для федеральных заказчиков, так и для региональных и муниципальных одинакова. Комментирует заполнение формы Станислав Грузин, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU.

Когда предприятие решает начать производство определенных товаров или предоставление услуг, необходимо позаботиться о том, чтобы обеспечить процесс производства всеми нужными материалами. Приобретение материалов может иметь некоторые проблемы, поскольку требуется искать ресурсы соответствующего качества по приемлемым ценам. Решить такую задачу поможет логистика закупок.

Понятие и основные задачи закупочной логистики

Логистика закупок – это процесс, направленный на обеспечение потребностей предприятия в необходимых материалах. Такое обеспечение должно достигаться с наиболее максимальной экономической выгодой.

Достижение поставленных целей посредством закупочной логистики может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:

  • Соблюдение сроков поставки необходимого сырья.
  • Контроль количества закупаемых материалов и рациональной потребности в них.
  • Обеспечение качества производства и качества товаров.

Таким образом, закупочная логистика направлена на то, чтобы обеспечивать потребности предприятия не только в ресурсах. С ее помощью также осуществляется правильный подбор поставщиков, согласование цен, контроль над заключаемыми договорами, сроками поставок, запасами и прочие моменты.

Обеспечение производства материальными ресурсами можно разделить на группы:

  1. Традиционное обеспечение. Происходит организация складов, разделяющихся на центральные и склады предприятий-снабженцев. Минусом такой системы является большое количество денежных и трудовых затрат, издержек.
  2. Промежуточное обеспечение. Основывается на заключаемых с фирмами-посредниками договорах. Плюсом подобного процесса является отсутствие необходимости создавать собственные склады, а также организовывать срочные поставки.
  3. Обеспечение, ориентированное на конкретную потребность производства. Этот процесс позволяет четко контролировать процесс закупок в целом и заключать договоры на длительный срок.

Зачем нужен план закупок

Чтобы логистика имела результат и эффективность, необходимо составить план закупок, позволяющий решить некоторые виды задач предприятия:

  • подсчет потребностей в материальных ресурсах;
  • разработка метода закупочной деятельности;
  • контроль над ценой при заключении договора;
  • мониторинг количества, качества и сроков поставок;
  • организация процесса правильного размещения поставленных материалов на складе.

Порядок работы

Для того чтобы процедура поставок сырья прошла эффективно, необходимо соблюдать правильную последовательность проводимых мероприятий:

  • Установка потребности производства в том или ином сырье.
  • Подготовка заказа путем составления перечня необходимых материалов.
  • Выбор надежного поставщика.
  • Организация переговоров с выбранным поставщиком.
  • Составление и подписание договоров.
  • Контроль исполнения условий подписанных договоров.

Выбор поставщика может проходить путем проведения конкурсных торгов либо путем организации письменных переговоров. В настоящее время наиболее распространенным методом выбора поставщика является именно проведение конкурсных мероприятий, поскольку большая часть предприятий подпадает под действия закона о закупках. Такой вариант работы является наиболее эффективным, ведь он позволяет контролировать процесс выбора поставщика и дальнейшего сотрудничества с ним путем открытых закупок. Это дает возможность закупщику избежать нарушения закона о конкуренции и возможной коррупционной деятельности.

Для эффективности ведения закупочных операций работу необходимо доверять специалистам, имеющим познания в хозяйственной деятельности, а также разбирающимся в процедуре заключения контрактов и умеющим осуществлять контроль над поставками товаров и их оплатой.

Закупочная логистика: Видео