Особенности замещения на время больничного. Замещение на время больничного Кто имеет право замещать учителя

Вопрос-ответ по теме

Здравствуйте, Подскажите, пожалуйста, как должен выглядеть приказ о замене часов педагогических работников. Например, учитель трудового обучения 2 недели находится на курсах повышения квалификации, а его часы замещают другие учителя.

Временное исполнение обязанностей отсутствующего сотрудника, в том числе и педагогического работника, можно оформить несколькими способами.

Способ 1. Временный перевод на другую работу.

По письменному соглашению сторон сотрудника можно временно перевести на любую другую работу. Максимальная продолжительность такого перевода – один год. В тех случаях, когда сотрудник заменяет другого, временно отсутствующего сотрудника, перевод может длиться и дольше – до тех пор, пока другой сотрудник вновь не приступит к работе. Если сотрудник переводится на должность отсутствующего сотрудника, то его труд оплатите по выполняемой работе. От своей основной работы сотрудник полностью освобождается.

Заработная плата по основному месту работы в этом случае не выплачивается. Как правило, при временном переводе оплата труда производится по фактически замещаемой должности. Об оформлении временного перевода см. ниже.

Способ 2. Временное замещение.

Режим временного замещения предполагает нормальную продолжительность рабочего времени. То есть дополнительную работу сотрудник выполняет наряду с основной работой в течение установленного ему рабочего дня (смены). При временном замещении должности сотруднику дополнительно к его заработку положена доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Об оформлении временного замещения см. ниже.

Замена уроков, расписание, приказы, документы

Как записывать замены уроков в ЭКЖ

1. Замену вписывает только тот учитель, который пропустил урок (вне зависимости от того, каким предметом был заменен урок), в соответствии с журналом замены уроков (журнал находится в кабинете замдиректора, а также на данной странице ниже — в течение недели),
2. В графе тема – писать тему уроков, в графе д/з писать «Замена Иванов И.А.»(Ф.И.О. того учителя, кто заменял отсутствующего учителя)

14 марта в журналах 11 классов пишем «Тренировочный ЕГЭ по математике. Приказ №112-О от 06.03.2018»

Уважаемые коллеги! В журналах каждого класса по каждому предмету должно быть вписано контрольное мероприятие на промежуточной аттестации. Запись должна быть, например такая, «Итоговая зачетная работа на промежуточной аттестации» или «Творческая работа: промежуточная аттестация» и т.п. За эту работу должны стоять отметки у каждого учащегося, причем не ниже удовлетворительных. Если учащийся получил на промежуточной аттестации «2», он имеет право еще 2 раза пересдать эту работу (ст.58 «Закона об образовании в РФ»)

Уважаемые коллеги! В локальные акты Положение о системе оценок, формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и Регламент ведения электронного классного журнала и электронного дневника обучающегося внесены существенные изменения.Необходимо руководствоваться в своей деятельности новыми локальными актами. Акты расположены на официальном сайте школы в разделе документы. РЕКОМЕНДУЕМ РАСПЕЧАТАТЬ ЭТИ АКТЫ И РАЗМЕСТИТЬ В УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ В УДОБНОМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТЕ

Предварительный просмотр:

Претенденты на награждение золотыми медалями

  1. Колесников Глеб
  1. Макаренкова Мария
  1. Волох Семен
  1. Мажейко Анастасия
  1. Чепурнов Роман
  1. Тарасова Дарья
  1. Михалева Елена
  1. Орлова Елизвета
  1. Хачатрян Сильва
  1. Соколова Полина
  1. Кондратьева Анастасия
  1. Дрягалова Олеся
  1. Кранина Анастасия
  1. Половинкина Марина

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 91с углубленным изучением отдельных предметов»

о системе оценки эффективности деятельности

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Положение о системе оценки эффективности деятельности педагогических работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее Учреждение) вводится в целях объективной оценки эффективности деятельности педагогических работников, мотивации педагогов на качественную профессиональную деятельность, обеспечения открытости, прозрачности материального и морального стимулирования.
  2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением об оплате труда работников МБОУ «Школа №91», Положением о премировании и других выплатах работникам МБОУ «Школа №91».
  3. Результаты оценки эффективности деятельности педагогических работников могут служить основанием для составления отчетов, в т.ч. о самообследовании, различных рейтингов, представлений к награждению, премированию педагогических работников.
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
  1. Оценка эффективности деятельности педагогических работников Учреждения производится на основании личного трудового вклада с учетом результатов работы, анализа карт самооценки педагога. Карта самооценки педагога – это документ, содержащий результаты самостоятельной оценки своей профессиональной деятельности за определенный период в соответствии с показателями и критериями эффективности деятельности педагогических работников (Приложение 1). Приказом директора ежегодно утверждаются сроки сдачи карт самооценки педагогами.
  2. Для оценки эффективности деятельности педагогических работников в Учреждении создается комиссия по анализу деятельности педагогов (далее Комиссия). Приказом директора утверждается состав Комиссии: председатель — председатель первичной профсоюзной организации Учреждения; члены Комиссии — заместители директора, педагоги, избранные педагогическим советом, в количестве, равном количеству заместителей директора, сроки ее работы.
  3. Полномочия Комиссии:

— анализ карт самооценки педагогов в соответствии с показателями и критериями оценки эффективности деятельности педагогических работников,

— оценка деятельности педагогов по итогам отчетного периода,

— представление итогов работы в виде обобщенной таблицы,

— ознакомление педагогов с результатами оценки их профессиональной деятельности,

— принятие решений по письменным обращениям педагогических работников по результатам оценки их профессиональной деятельности

  1. Порядок работы Комиссии
  1. Комиссия проводит анализ деятельности педагогов за отчетный период, анализ карт самооценки, документов, подтверждающих успехи (копии грамот, дипломов, протоколов и т.п., скриншоты, адреса сайтов и т.п.), а также замечания к деятельности педагога (докладные, жалобы и т.п.)
  2. Комиссия проставляет баллы в таблицу «Эффективность деятельности педагогических работников МБОУ «Школа №91» за отчетный период» (далее таблица) каждому педагогу по каждому критерию оценки эффективности деятельности педагогических работников, суммарные баллы каждого педагога, понижающие баллы при наличии замечаний (Приложение 2) и общее количество баллов всех педагогов
  3. Комиссия знакомит педагогов с выставленными баллами
  4. Комиссия рассматривает письменные обращения педагогических работников по результатам оценки их профессиональной деятельности в случае несогласия с выставленными баллами и принимает решения по каждому обращению
  5. Таблица подписывается каждым членом комиссии и передается директору Учреждения для принятия управленческих решений
  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
  1. Информация об эффективности деятельности педагогических работников, представленная Комиссией в виде таблицы используется в Учреждении для составления отчетов, в т.ч. о самообследовании, публичного отчета, отчетов об эффективности методической работы, воспитательной деятельности, об информатизации и др.; составления различных рейтингов и др.
  2. При распределении денежных средств для премирования педагогических работников директор передает таблицу главному бухгалтеру для расчета размера премий каждого педагогического работника в денежном эквиваленте (рассчитывается по формуле: размер премиального фонда делится на окончательное общее количество баллов и умножается на количество баллов педагогического работника), издает приказ о премировании по итогам периода.
  3. Информация об эффективности деятельности педагогических работников, используется педагогическим советом при выдвижении кандидатур педагогов на награждение грамотами, благодарственными письмами, ведомственными наградами; выдвижении кандидатур педагогов для участия в профессиональных конкурсах.
  4. Информация об эффективности деятельности педагогических работников используется при планировании деятельности Учреждения.
  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Срок полномочий Комиссии один год.
  2. Карты самооценки и таблица хранятся в делах Учреждения 3 года.
  3. Используемые при работе Комиссии приложения к карте самооценки возвращаются педагогу.

на заседании педагогического совета

КАРТА САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА за период ____________

  1. Результаты профессиональной педагогической деятельности, внеурочной деятельности

Замещение на время больничного

Если сотрудник заболел, а его работа не терпит простоя, то работодателю имеет смысл привлечь к этой работе другого сотрудника. Тогда может быть оформлено (ст. 60.2, 72.2 ТК РФ):

Либо замещение (временный перевод);

Замещение заболевшего сотрудника

В этом случае сотрудник, замещающий больного, на время забывает о своих трудовых обязанностях и выполняет исключительно работу заболевшего коллеги. Зарплата «заместителю» выплачивается в соответствии с выполняемой работой.

Важно знать, что нельзя заставить сотрудника работать за кого-то, если он не хочет. Т.е. замещение оформляется только с согласия работника. Для этого заключается дополнительное соглашение к трудовому договору.

Никакие записи в трудовую книжку при этом не вносятся.

Приказ о замещении на время больничного: образец

Вы вправе разработать собственную форму приказа о замещении, но можете воспользоваться уже существующими унифицированными формами: Т-5 или Т-5а (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1).

Образец заполнения унифицированной формы Т-5 при замещении на время больничного можно посмотреть здесь .

Когда не нужно оформлять приказ на замещение

Это не надо делать, если в трудовом договоре работника прямо прописано, что на время отсутствия другого работника (допустим, из-за болезни) он его замещает. Например, если у руководителя есть заместитель, то при болезни первого приказ о возложении обязанностей руководителя на его зама не оформляется.

Выбираем вместо замещения совмещение

Совмещение предполагает, что сотрудник помимо своей работы в течение рабочего дня исполняет еще и обязанности сотрудника, находящегося на больничном. За совмещение работнику к его основной зарплате доплачивается сумма, размер которой определяется на основании соглашения между работником и работодателем.

Так же, как и при замещении, с работником заключается допсоглашение к трудовому договору, а в трудовой книжке ничего не отмечается.

Приказ о совмещении на время больничного: образец

Приказ о совмещении может выглядеть следующим образом:

Юрист отвечает: снижение нагрузки

Вопрос: «В прошлом году вела кроме математики 8 часов информатики в школе, еще один педагог в нашей школе с профильным образованием на преподавание информатики вела 24 часа. С сентября директор школы отдала мои 8 часов и 10 часов учителя информатики завучу, который не имеет профильного образования по информатике. Учителю информатики предлагают добрать до ставки (18 часов) 4 часа через ведение элективных курсов, темы которых она сама не может определять.

— снижение мне нагрузки с нового учебного года, если не менялось количество классов, где преподается информатика, и не менялись программы?

— передача преподавания информатики учителю с другим профильным образованием, если в школе есть учитель информатики?

— замена преподавателю информатики часов по основному предмету на часы элективных курсов?

— возможно ли такие изменения ввести в середине учебного года?»

Ответ юриста

1. Правомерно ли снижение нагрузки с нового учебного года, если не менялось количество классов, где преподается информатика, и не менялись программы?

Данный вопрос урегулирован Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». П. 1.5 Порядка ясно и недвусмысленно устанавливает:

«Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне), не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год (тренировочный период, спортивный сезон) за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов)».

Любое изменение нагрузки, не подпадающее под исключения, возможно только по взаимному согласию сторон. Таким образом, одностороннее снижение учебной нагрузки работодателем недопустимо.

2. Правомерн а ли передача преподавания информатики учителю с другим профильным образованием, если в школе есть учитель информатики?

В отношении учителей и ЕКС, и профстандартом «Педагога» установленым квалификационные требования. В общих чертах они звучат приблизительно одинаково:

«Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы» — ЕКС.

«Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации» — Профстандарт.

Таким образом, важнейшим требованием является наличие профильного образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Ведутся споры в отношении того, что является профильным образованием, но оно, как минимум, должно находиться в одной и той же группе направлений с преподаваемым предметов в Перечне направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования (например, математика и информатика находятся в одной группе физико-математические науки, большая часть юристов сходятся в том, что на основании этого математики могут преподавать информатику и наоборот).

3. Правомерна ли замена преподавателю информатики часов по основному предмету на часы элективных курсов?

Обратимся к уже упомянутому Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. В п. 2.1 говорится следующее:

«Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность».

Так как элективные курсы не являются учебными предметами, то подобная замена неправомерна.

А вот если часов до ставки в учреждении не хватает (то есть, их в самом деле нет), то директор может предложить учителю добрать до ставки элективными курсами, кружками, продленкой и прочим.

4. Возможно ли такие изменения ввести в середине учебного года?

Причины, по которым нагрузка может быть изменена в течение учебного года и перед началом нового, одни и те же. Обратимся к п. 1.5 Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601:

«Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов)».

Вместе с тем, следует иметь в виду, что даже если в середине года количество часов учебной нагрузки было уменьшено ниже ставки (18 часов), заработная плата как минимум за ставку сохраняется.

Варламов Юрий, юрист МПРО «Учитель»

pedagog-prof.org

Положение о замещении уроков

«СОГЛАСОВАНО» «ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель профсоюзной на педагогическом Директор МБОУ СОШ №24

организации совете школы
__________ Л.И.Попова __________________ __________ К.П.Артеменко

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке замещения уроков.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учрежде­нии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 196 от 19 марта 2001 г., Устава МБОУ СОШ №24 г. Воронежа и определяет порядок замены уроков в случае отсутствия педагога по уважительным причинам с целью выполнения муниципального задания и соблюдения интересов и прав всех участников образовательного процесса.

1.2. Если учитель по уважительной причине не может провести урок в соответствии с основным расписанием, то он обязан заранее известить об этом администрацию (директора и заместителя директора по учебно-воспитательной работе).

1.3. Администрация МБОУ СОШ №24 вызывает на замену уроков любого, свободного в это время учителя, с его письменного согласия.

1.4. Организация замещения уроков возлагается на заместителя
директора по УВР, контролирующего выполнение образовательных программ.

1.5. Уроки отсутствующих учителей по возможности заменяют учителя той же специальности. В тех случаях, когда такая замена не может быть
осуществлена, замена отсутствующих учителей производится учителями,
преподающими другие предметы. Замещение уроков неспециалистами, также работниками школы, не являющимися непосредственными участниками реализации общеобразовательных программ, недопустимо.

1.6. При замещении уроков специалистами той же специальности, что и отсутствующий учитель должна быть обеспечена преемственность в обучении учащихся.

1.7. Замещение уроков директором или его заместителем производится только при отсутствии учителей-предметников той же специальности, что и замещаемый учитель.

1.8. В ущерб выполнения программы по предмету, пропущенные уроки не могут замешаться кружковыми, факультативными занятиями, экскурсиями и походами, мероприятиями воспитательного характера.

1.9. Учитель, замещающий уроки отсутствующего коллеги, несет ту же
ответственность за качество проводимых уроков и выполнение программы по предмету, что и основной учитель.

2. Действия учителя при замещении уроков.

2.1. До 11 часов каждого учебного дня учитель обязан ознакомиться с изменениями в расписании на следующий день. В случае объективной невозможности выхода на замещение учитель сразу информирует об этом заместителя директора и освобождается от замены после корректирования листка изменений в расписании уроков.

2.2. Замещающий учитель должен заранее подготовиться к проведению урока, ознакомиться с его темой по классному журналу.

2.3. Замещающий учитель несёт личную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, организацию образовательного процесса, качество проведения урока.

2.4. Учитель во время проведения урока в порядке замещения отмечает отсутствующих, опрашивает обучающихся и выставляет им оценки в дневник. При этом он заполняет классный журнал и расписывается в журнале учёта пропущенных и замещённых уроков. Замена уроков записывается по факту проведения основным учителем, преподающим предмет, согласно рабочей программе.

2.5. Самовольный невыход на замену после данного согласия, или самовольное изменение расписания или продолжительности уроков является грубым нарушением Правил внутреннего трудового распорядка и подлежит дисциплинарному взысканию.

2.6. При замене уроков отсутствующего учителя другим учебным предметом общее количество этих уроков не должно превышать определенное на этот предмет учебным планом годовое количество часов. Сверхпрограммные часы оплате не подлежат.

3. Действия классного руководителя при замещении уроков.

3.1. До 11 часов каждого учебного дня классный руководитель обязан ознакомиться с изменениями в расписании на следующий день.

3.2. Эти изменения классный руководитель обязан довести до сведения обучающихся своего класса, их родителей (законных представителей) и обеспечить присутствие детей на замещаемом уроке.

3.3. При сокращении количества уроков классный руководитель (при условии незанятости в это время) сопровождает обучающихся в гардероб и контролирует организованный выход из здания школы.

4. Действия отсутствующего учителя.

4.1. В случае отсутствия на уроке по уважительной причине учитель заранее ставит в известность об этом ответственного за замещения уроков заместителя директора по УВР.

4.2. В первый день выхода на работу учитель предоставляет ответственному за замещения уроков заместителю директора по УВР документы, подтверждающие причину отсутствия (больничный лист, приказы о направлении на курсы, о предоставлении отпуска, справка-вызов на сессию, санаторная путёвка).

4.3. Приступая к работе по истечении срока отсутствия, учитель должен накануне уведомить об этом заместителя директора по УВР.

5. Действия заместителя директора по УВР и порядок оплаты замещённых уроков.

5.1. Ответственный за замещения уроков заместитель директора по УВР планирует замещения уроков, вносит изменения в расписание работы школы, знакомит педагогов с изменениями уроков не позднее 13 часов предыдущего дня при наличии у него информации о планируемом отсутствии учителя.

5.2. За уроки, проведенные в порядке замещения, во всех случаях производится почасовая оплата в пределах фонда заработной платы МБОУ СОШ №24.

5.3. Почасовая оплата труда применяется при оплате за часы, данные в порядке замещения отсутствующих по болезни и другим причинам учителей, продолжавшегося не свыше одного месяца.

5.4. Если замещение отсутствующего работника педработником
осуществляется свыше одного месяца, оплата его труда со дня начала
замещения за все часы фактической педработы производится на общих
основаниях с соответствующим увеличением их недельной учебной
нагрузки. Тарификация производится в период с 1 сентября по 1 апреля текущего учебного года.

5.5. Положение о доплатах может предусматривать доплаты учителям,
замещающим не менее 0.5 ставки ежемесячно отсутствующих учителей за
напряженность и интенсивность труда, а также за проверку тетрадей в замещаемых классах, и группы, объединяемые в один класс при отсутствии
одного из учителей иностранного языка, информатики, технологии.

6. Делопроизводство

6.1. С учителем, замещающим отсутствующего педагога, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору по его письменному согласию.

6.2. Ответственный за замещения уроков заместитель директора по УВР на основании надлежаще оформленных документов вносит сведения о пропущенных и замещённых уроках в журнал учёта пропущенных и замещённых уроков.

6.3. Записи в журнале учёта пропущенных и замещённых уроков должны соответствовать записям в табеле учёта использования рабочего времени и подсчёта заработка, подаваемом в бухгалтерию для начисления заработной платы.

  • Налог с договора ренты Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения доходов физических лиц, полученных по договору пожизненного содержания с иждивением, и сообщает следующее. В […]
  • Методическое пособие школа россии Федоскина О. В.Математика. Сложение и вычитание в пределах 10. 1 класс Глаголева Ю. И.Математика. Проверочные работы. 2 класс Глаголева Ю. И.Математика. Проверочные работы. 1 класс Рыдзе О. А.Математика. […]
  • Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец Актуально на: 13 июля 2017 г. Жалоба на бездействие налогового органа (образец) Если плательщик считает, что налоговики бездействовали в то время, когда должны были действовать, и из-за […]
  • Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и порядку […]
  • При назначении наказания по совокупности преступлений применяются правила Понятие совокупности преступлений дано в ст. 17 УК. Правила назначения наказания при совокупности преступлений излагаются в ст. 69 УК: согласно ч. 1 наказание […]
  • Разбор слов Пребывание ПРЕБЫВА́НИЕ, -я, ср. 1. Состояние по глаг. пребывать (во 2 знач.). Пребывание у власти. □ В последние дни пребывания в Гонконге погода значительно изменилась. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Месяцы пребывания в штабе […]

Шаврина Ирина Владимировна,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель начальных классов,
МБОУ НОШ № 2, г. Южно-Сахалинск,
Сахалинская область

Обязан ли учитель по просьбе директора школы замещать отсутствующего по болезни коллегу?

Многие учителя сталкиваются с такой проблемой, как выход на замену вместо заболевшего учителя. И по этому поводу возникает очень много трудовых споров, в результате которых учителю приходится против своего согласия выходить на замену, а некоторые попытки разрешить этот спор приводят к досудебным и судебным разбирательствам. Так вот в ТК РФ ст. 24 КЗоТа РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Кроме того, п. 56 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года, предусматривает, что администрация может изменять объем учебной нагрузки (ее норматив равен 18 часам в неделю) только с письменного согласия педагогических работников. Изменение установленного объема учебной нагрузки допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев уменьшения, связанных с сокращением количества классов или количества часов по учебному плану.
Увеличение учителю учебной нагрузки, в т. ч. в связи с замещением временно отсутствующего работника, согласно ч. 1 ст. 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее - ТК РФ) фактически является временным переводом на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя. Такой перевод требует получения согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.
Ранее в ТК РФ действовало положение, в соответствии с которым работодатель имел право без согласия работника на период до одного месяца "по производственной необходимости" привлекать работника для замещения временно отсутствующего работника. В настоящее время это право ограничено только случаями, вызванными чрезвычайными обстоятельствами, исчерпывающий перечень которых (катастрофа природного или техногенного характера, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия и др.) указан в ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ
/Статья 72.2. Временный перевод на другую работу
По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.
В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.
Перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй настоящей статьи. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.
При переводах, осуществляемых в случаях, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Таким образом, учитель не обязан по просьбе директора школы замещать отсутствующего по болезни коллегу. Если же он согласился, то замещение должно осуществляться в соответствии с порядком и условиями, установленными ст. 60.2
/Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня/, и 151 ТК РФ
/Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса)/, а также с учетом особенностей регулирования рабочего времени педагогических работников и особенностей оплаты их труда.
Однако такие проблемы неведомы работодателям других отраслей. Заболел работник, его нужно подменить? Пожалуйста, есть ч. 2 ст.25 КЗоТа РФ: "Не требует согласия работника перемещение его на том же предприятии, в учреждении, организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором (контрактом)". Если недостаточно и этого, то еще одна статья - ст. 26 КЗоТа РФ - разрешает администрации "переводить работников на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором (контрактом) работу на том же предприятии, в учреждении, организации либо на другом предприятии, в учреждении, организации, но в той же местности" в ряде случаев в том числе и для замещения отсутствующего работника.
Но Верховный Суд РФ трактует понятие "перевод" совсем по другому: "Переводом работника на другую работу... следует считать поручение ему работы, не соответствующей специальности, квалификации, должности, либо работы, при выполнении которой изменяются размер заработной платы, льготы, преимущества и иные существенные условия труда, обусловленные при заключении трудового договора (контракта)". Из этого можно сделать вывод: перевод на другую работу означает освобождение от основной. То есть директор школы имеет право сроком на один месяц освободить работника от работы в тех классах, где он ведет уроки, и перевести его в другие классы. Но не может просто добавить ему еще несколько часов в неделю.
Подобные проблемы возникают в образовательных учреждениях периодически, просто не все учителя знают о своих правах и мало кто решается обжаловать действия работодателей в суде.
Пока же ситуация такова: заставить работника выходить на замены без его согласия нельзя. А если попытаться это сделать, например, ссылаясь на ст. 26 КЗоТа РФ, учитель может потребовать оплачивать замены уроков в любом размере! Ведь ст. 87 КЗоТа РФ предусматривает, что за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы работнику полагается доплата в размере, определяемом "по соглашению сторон" трудового договора. А с действующими ставками по оплате заменяемых уроков учитель может запросто не согласиться.
Однако можно сказать, что в законодательстве есть пробел. Положения статей 25, 26, 54, 55 и 87 КЗоТа РФ оказываются в отношении учителей бездействующими.
В Министерстве образования, считают, что замена отсутствующих - это производственная необходимость (ст. 26 КЗоТа РФ), а потому учитель обязан беспрекословно замещать своего коллегу. Но ведь перевод - это и освобождение от основной работы, и перевод на другую должность с сохранением средней зарплаты, если ее размер вдруг окажется меньшим, чем на предыдущей должности. А что предлагается педагогам? Приплюсовать к своим 18 часам в неделю еще несколько дополнительных часов. Более того, если замещение длится меньше двух месяцев, оплата идет не по тарификации, а почасовая, которая всегда меньше. Если больше двух месяцев (причем необходимо, чтобы дни замены шли подряд, не прерывались), делается перерасчет зарплаты. Отсюда вывод: для педагогов замены - это не производственная необходимость, а выполнение дополнительной работы. Если в ряде отраслей промышленности установлены доплаты за выполнение обязанностей отсутствующего работника по договоренности между работником и администрацией, в соответствии со ст. 87 КЗоТа РФ, причем эти обязанности выполняются в рабочее время, то педагогов заставляют работать сверх его продолжительности.
Можно ли в таких случаях применить статьи КЗоТа РФ о сверхурочных работах? В образовании нет сверхурочных - за исключением работающих в две смены детских садов, где есть возможность отработать часы за внезапно не явившегося на работу сотрудника-сменщика. Учителю разрешается с его согласия работать с более высокой нагрузкой, но сверхурочными это не считается. А если нет сверхурочных, то без согласия учителя обязать его выйти на замены нельзя.
Чтобы решить проблему, можно предусмотреть в коллективных договорах норму, при которой оплата замещаемых уроков осуществляется по более выгодной схеме - по тарификации, а не по часовой ставке. В колдоговоре должен быть также раздел, регулирующий порядок замещения, либо инструкция, являющаяся приложением к колдоговору. Тогда работнику придется выполнять локальный нормативный акт, имеющий силу закона, и выход на замену станет обязательным. И такое требование будет вполне законным: ведь администрация посредством колдоговора предоставляет работнику дополнительные дни отдыха, определенный набор льгот и преимуществ. Следовательно, взамен она имеет право потребовать от работников определенных уступок. Администрация должна подходить к учителю не с позиций силы, а с позиций разума.

Источники:
1. Трудовой кодекс РФ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года)
2. Справочная система «Образование».

Как показывает практика, нередко учителям приходится заменять временно отсутствующих своих коллег. При этом возникает немало вопросов, особенно по оплате труда за замещение.

Общероссийским Профсоюзом образования подготовлены Разъяснения о порядке замещения временно отсутствующих работников, а также условий оплаты труда лиц, обеспечивающих их временное замещение (далее - Разъяснения) применительно к порядку и условиям, установленным статьями 60.2 и 151 ТК РФ и положениями приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601. В Разъяснениях отдельный раздел посвящён особенностям замещения временно отсутствующих учителей.
Что такое замещение временно отсутствующих учителей
Замещение временно отсутствующих учителей — это выполнение учителями наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором, с их письменного согласия (по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме) учебной (преподавательской) работы учителей, временно отсутствующих в связи с болезнью, получением дополнительного профессионального образования и по другим причинам.
Порядок замещения и условия оплаты труда при замещении
В Разъяснениях описан порядок замещения временно отсутствующих учителей, а также условия оплаты труда лиц, обеспечивающих их временное замещение, в следующих случаях.
1.Замещение отсутствующего учителя учителем той же специальности по тому же учебному предмету
В разъяснениях сказано, что при длительности замены менее 2 месяцев оплата производится на условиях почасовой оплаты, размер которой определяется с учетом квалификации замещающего работника.
Если же замена длится непрерывно свыше 2 месяцев, то со дня его начала уточняется недельный объема учебной нагрузки, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указывается, что дополнительный объем учебной нагрузки замещающему учителю устанавливается на период замены. Производится перерасчет месячной оплаты труда учителя с учетом увеличенного объема учебной нагрузки .
Если заранее известно, что замещение учителя будет осуществляться более двух месяцев, например, на период нахождения учителя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, оформление дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема учебной нагрузки на период замены целесообразно осуществлять с первого дня замены без использования почасовой оплаты, т.е. производить оплату труда из установленного замещающему учителю размера ставки заработной платы пропорционально объему учебной нагрузки, определенному с учетом часов замещения.
2. Замещение временно отсутствующего учителя другим учителем того же предмета, принятым на работу на период исполнения обязанностей временно отсутствующего работника
На период замещения временно отсутствующего учителя может быть принят другой учитель того же предмета. В этом случае с ним должен быть заключен срочный трудовой договор на период исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.
3. Замещение отсутствующего учителя учителем, преподающим другой предмет
Уроки временно отсутствующих учителей, как правило, должны замещаться учителями той же специальности . В исключительных случаях , когда учителя временно заменить учителем того же предмета невозможно, может иметь место замещение отсутствующего учителя учителем, преподающим другой предмет.
В этом случае учитель, преподающий другой предмет, проходит с обучающимися учебную программу по своему предмету несколько вперед, а при выходе на работу отсутствовавшего учителя он отдает ему эти часы, чтобы отсутствовавший учитель мог восполнить пропущенные учебные занятия.
В Разъяснениях отмечается, что по сложившейся практике, оплату труда указанных учителей при таком замещении целесообразно осуществлять следующим образом:
учитель, замещающий отсутствовавшего учителя в период замены дополнительную оплату не получает ;
— при возвращении отсутствовавшего учителя, замещавший его учитель передает ему свои часы , при этом за ним сохраняется заработная плата , установленная при тарификации;
отсутствовавшему учителю, который при возвращении будет проводить учебные занятия по своему расписанию и по расписанию учителя, замещавшего его в период отсутствия, кроме заработной платы , установленной при тарификации, должна производиться из установленного размера ставки заработной платы почасовая оплата за часы занятий, данные сверх фактического объема своей учебной нагрузки, установленного при тарификации.
4. Замещение временно отсутствующего учителя другим работником, который может вести преподавательскую работу по соответствующему предмету, например педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-библиотекарем, методистом и др.
Отмечено, что в этом случае согласно подпункту «ж» пункта 2 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 работа совместительством не считается и не требует заключения отдельного трудового договора.
Замещение оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенному по основной должности, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты.
Разъяснено, что замещение временно отсутствующих учителей у того же работодателя (особенно на длительное время) может осуществляться путем временного перевода , к примеру, педагога-психолога, социального педагога, педагога-библиотекаря или другого работника, с его согласия, на должность учителя на период до выхода отсутствовавшего работника на работу. Если с временно отсутствовавшим учителем трудовые отношения по каким-либо причинам прекращаются, а замещавшему работнику прежняя работа не предоставлена, и он не настаивает на ее предоставлении, продолжая работать учителем, условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным , т.е. трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
О почасовой оплате труда учителей
В Разъяснениях отмечено, что почасовая оплата труда учителей применяется:
— за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей в течение не более 2 месяцев;
— за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;
— при оплате за педагогическую работу специалистов организаций, привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;
— при оплате труда за часы педагогической (преподавательской) работы в объеме 300 часов в год в другой общеобразовательной организации (в одной или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации.
Разъяснено, что почасовая оплата производится пропорционально фактически выполненному объему учебной нагрузки . При этом размер оплаты за один час учебной (преподавательской) работы определяется путем деления месячной ставки заработной платы, предусмотренной за установленную норму часов педагогической работы в неделю по замещаемой должности с учетом квалификации замещающего работника, на среднемесячное количество рабочих часов по замещаемой должности.
Среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).
Учет замещений
В школах учет замещений уроков ведется в Журнале учёта пропущенных и замещённых уроков ответственным за замещения, как правило, заместителем руководителя. Основанием для записей в журнал являются данные, зафиксированные в приказах, изданных по школе, больничных листах, соответствующих записях в классных журналах и иных документах. Учитель, проводивший урок по замещению, в обязательном порядке должен поставить свою подпись в данном Журнале.
Учителя, замещающие отсутствующего учителя, делают соответствующие записи в классном журнале.

— <Письмо> Минобрнауки РФ от 15.08.2011 N 03-515/59"Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" В целях решения вопросов, связанных с замещением и оплатой уроков отсутствующих учителей, могут быть использованы следующие варианты.
Уроки временно отсутствующих учителей, как правило, должны замещаться учителями той же специальности, которым за дополнительно проведенное количество часов занятий по этому же предмету должна производиться почасовая оплата.
В исключительных случаях, когда такую замену осуществить невозможно, может иметь место замещение отсутствующих педагогов учителями, преподающими другие предметы, которые во временно свободные часы могут пройти программу по своему предмету несколько вперед, чтобы затем в счет учебных часов по предмету замещавшего учителя отсутствующий мог восполнить пропущенную программу уже по своему предмету.
По сложившейся практике оплата труда учителей при таком замещении будет производиться следующим образом.
Учитель, замещавший отсутствующего учителя и проводивший занятия по своему предмету вперед, дополнительную плату в этот период не получает, поскольку, когда он передаст вернувшемуся учителю свои учебные часы, за ним будет сохраняться заработная плата, установленная при тарификации.
Отсутствовавшему же учителю, который при возвращении будет проводить учебные занятия по своему расписанию и по расписанию учителя, замещавшего его в период отсутствия, кроме заработной платы, установленной при тарификации, должна производиться почасовая оплата за часы занятий, данные сверх своей учебной нагрузки, установленной при тарификации.
Такой порядок замещения позволяет восполнить пропущенную программу, не допуская перегрузки обучающихся.
Однако, особо обращаю внимание, что почасовая оплата труда учителей, преподавателей и других педагогических работников образовательных учреждений применяется при оплате за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев .
Оплата труда за замещение отсутствующего преподавателя, если оно осуществлялось свыше двух месяцев , производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением его недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию. (Основание: Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2012-2014 годы).

Болезнь сотрудника – явление обыденное. Чтобы отсутствие работника не повлияло на нормальный ход производственного процесса, его обязанности временно возлагаются на другого человека. Как правильно оформить замещение на время больничного и провести оплату, описывается ниже.

Замещение на время больничного: варианты замены сотрудника

Сотрудник получает листок временной нетрудоспособности:

  • подхватив заболевание, которое может продлиться несколько дней или недель;
  • по беременности и родам;
  • из-за необходимости ухода за больным ребенком или родителями.

После закрытия больничного сотрудник имеет полное право возвратиться на свое рабочее место, которое за ним сохраняется.

Пока он отсутствует, руководитель принимает решение о том, кто будет выполнять работу заболевшего. Положения ТК предусматривают оформление на выбор:

  1. Замещение.
  2. Совмещение работы другим сотрудником.

Замещать заболевшего работника могут:

  • другие должностные лица этого же предприятия. При этом они продолжают выполнять и свою основную работу;
  • коллеги, которых временно перевели на рабочее место заболевшего;
  • лица, дополнительно принятые на работу. С ними руководитель заключает срочное трудовое соглашение.

Важно! Коллега не обязан замещать заболевшего. Если он не согласен на выполнение подобных функций, никаких последствий это не несет. Исключение – замещение прописано в его должностной инструкции.

Оформление замещения на время больничного: пошаговая инструкция

Немаловажным является правильное оформление замещения. Оно состоит из нескольких шагов (этапов):

Этапы Комментарий
І Выбрать способ замещения заболевшего работника
ІІ Подыскать потенциального заместителя и получить его письменное согласие. Это может быть:

– заявление сотрудника о том, что он просит назначить его на временное выполнение функций отсутствующего коллеги;

– письменное предложение сотруднику от работодателя. В нем следует указать сроки замещения и условия

ІІІ Определение сумы доплаты за замещение болеющего коллеги
IV Оформление дополнительного соглашения. В документе прописывается:

– должность, по которой замещение производится;

– размер оплаты или доплаты;

– объем работы, который следует выполнить, ее содержание.

Когда точную дату возвращения основного работника установить нельзя, в допсоглашении следует указать, что замещение проводится до того момента, когда основной сотрудник выйдет с больничного.

Соглашение оформляется в двух экземплярах

V Издание приказа на замещение на время больничного. Работник должен с ним ознакомиться и зафиксировать этот факт своей подписью

Заявление сотрудника о согласии заменить заболевшего коллегу

Трудовым кодексом предусмотрено, что переводить сотрудников на другую работу для замещения, возможно только при соглашении сторон.

Выполнение работы коллеги одновременно со своей, не ограничено во времени.

Каким бы не было замещение, сотрудник, который получает временно новое рабочее место или дополнительную работу, пишет заявление, подтверждающее его согласие.

Оформление приказа на замещение на время болезни

Когда с сотрудником уже утрясены все нюансы, и дополнительное соглашение на замещение коллеги подписано, руководитель составляет приказ, в котором должны содержаться:

  • ФИО временно отсутствующего работника, его должность и причина, из-за которой проводится замещения (болезнь);
  • ФИО, сотрудника-заместителя, его должность;
  • дата, когда начинается замещение;
  • число окончания этого периода или какое-нибудь иное его указание;
  • размер оплаты за замещение;
  • ссылка на документы, ставшие основанием для издания приказа (заявление сотрудника, допсоглашение).

Чтобы подготовить приказ, можно воспользоваться типовой формой.

Особенности замещения на время больничного по беременности и родам

Больничный по беременности и родам в большинстве случаев предполагает, что сотрудница после появления на свет малыша еще несколько месяцев, а то и лет, не вернется на свое место работы. Поэтому без нового работника не обойтись.

Руководитель предприятия может:

  1. Перевести на ее должность коллегу, оформив замещение временное.
  2. Принять нового сотрудника, пока отсутствует основной, оформив срочное трудовое соглашение.
  3. Оформить внутреннее совместительство, возложив выполнение функций декретницы на коллегу.

Первые два варианта наиболее приемлемы, хотя и совместительство эффективно, если объем работ не так уж и велик.

В срочном трудовом соглашении следует четко указать условия касательно срока его окончания и момента прекращения. Это обезопасит руководителя от проблем, которые могут возникнуть при выходе сотрудницы с больничного. Если она не будет брать отпуск по уходу за ребенком, то окажется, что на одно рабочее место претендуют сразу двое.

Важно! В договоре с замещающим работником нужно прописать информацию о сроке так: на период отсутствия сотрудника в связи с больничным по беременности и родам, а также отпуском по уходу за ребенком.

Замещение на время больничного по уходу за детьми или взрослыми родственниками

Работник фирмы обладает правом получения листа временной нетрудоспособности, когда у него болеет ребенок или иной член семьи.

Заболевшие дети могут находиться на амбулаторном или стационарном лечении. Общее количество дней временной нетрудоспособности не должно превысить 30.

При проведении присмотра за взрослым членом семьи, находящемся на домашнем лечении, больничный лист выдается работнику на семь дней.

Таким правом могут воспользоваться сотрудники, у которых имеются:

  • престарелые родственники;
  • члены семьи с инвалидностью;
  • серьезно больные родители.

Особенности оформления замещения главного бухгалтера и руководителя

Руководитель предприятия и главный бухгалтер – должности серьезные, поскольку подразумевают полную ответственность за деятельность компании и ведение финансово-учетной работы.

Руководителя замещает его заместитель. И это – его прямая обязанность, чаще всего зафиксированная в должностной инструкции.

Главного бухгалтера заменяет старший бухгалтер или иной финансовый работник предприятия.

Приказ не оформляется, если в трудовом соглашении момент замещения предусмотрен. В этом документе может присутствовать пункт, что работник замещает руководителя (главного бухгалтера), если тот отсутствует, в том числе и по причине болезни.

Величина доплаты за замещение руководителей не регламентируется в ТК. На практике, при выполнении его обязанностей или функций главного бухгалтера в приказе на замещение указывается сумма доплаты, которая соответствует разнице в окладе.

Когда на выполнение функций за этими должностями назначаются иные сотрудники, то необходимо оформить:

  • служебную записку на замещение на период больничного или заявление;
  • приказ на замещение.

Форма последнего аналогична той, о которой сказано выше.

Для замещения главбуха необходимо:

  1. Подготовить доверенность сотруднику, которая удостоверяет его полномочия действовать от имени главбуха по отношению к иным лицам и инстанциям.
  2. Оформить в банке документы, подтверждающие право подписи.

Последнее необходимо в том случае, когда визы руководителя на денежных документах недостаточно.

Важно! В приказе на временное замещение главбуха обязательно присутствует пункт о наделении замещающего сотрудника правом подписывать финансовые документы.

Совмещение и замещение болеющего коллеги

В форме замещения оформляется временный перевод на должность болеющего сотрудника или совмещение.

При совмещении сотрудник параллельно со своей основной работой должен осуществлять функции отсутствующего коллеги. За это ему проводится доплата. Размер ее определяется в процентах от заработка болеющего и фиксируется в отдельном соглашении.

Совмещение оформляется приказом. Сотрудник, на которого возлагаются обязанности заболевшего, должен с ним ознакомиться. Скорее всего, следует расписаться под текстом «Не возражаю против совмещения должностей».

В таблице кратко представлена сущность замещения и совмещения:

Вид кадрового решения