Что будет в субботу и воскресенье. Может ли работник взять отпуск только на будние дни, исключив выходные, написав два заявления? Хозяйственные вопросы воскресного и субботнего дня

Добрый день! Вопрос касаемо отпуска работника. Работник пишет заявление о предоставлении отпуска на 1 день (12 апреля 2013г.- пятница) и второе заявление на 3 дня (с 15 апреля по 17 апреля 2013г. -понедельник-среда) может ли работодатель предоставить работнику отпуск за минусом выходных дней по этим двум написанным заявлениям работника? Спасибо.

Ответ

Сотрудник может единовременно взять ежегодный отпуск общей продолжительности или отдыхать несколько раз в году. То есть по соглашению между сотрудником и организацией отпуск может быть разделен на части. При этом, хотя бы одна из частей разделенного отпуска должна быть не менее 14 дней. Для этого достаточно отразить дату предоставления каждой части отпуска в графике отпусков.

Также отметим, что предоставление отпуска сотруднику только в будние дни не противоречит требованиям трудового законодательства, так как отпуска исчисляются в календарных днях, при этом дни отпуска могут приходиться как на рабочие дни (любое их количество от одного до пяти), так и на рабочие и выходные дни. Оформлять отпуск на всю неделю (включая выходные дни) совсем необязательно.

Однако, если работодатель не согласен на предоставление отпуска только на будние дни, он вправе отказать сотруднику, и последний не вправе самостоятельно уйти в отпуск на то время, которое он сам для себя определил, поскольку разделение отпуска на части происходит по соглашению сторон. Кроме того, предоставление отпуска регулируется графиком, который обязаны соблюдать и работодатель и сотрудник. Поэтому порядок предоставления отпусков следует определить еще на этапе составления графика.

Также во избежание конфликтных и спорных ситуаций по данному поводу следует прописать порядок разделения отпусков в локальном акте (например, в Положении об отпусках), в том числе предусмотреть порядок и возможность деления отпусков.

Таким образом, можно сказать, что Вы можете предоставить данному сотруднику отпуск за минусом выходных дней (т.е. по одному на 1 апреля; по второму заявлению с 15 по 17 апреля).

Подробности в материалах Системы:

    Ответ: Какова продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска

Сотрудник может единовременно взять ежегодный отпуск общей продолжительности или отдыхать несколько раз в году. То есть по соглашению между сотрудником и организацией отпуск может быть разделен на части. Никакие дополнительные документы при этом оформлять не нужно. Достаточно отразить дату предоставления каждой части отпуска в графике отпусков.

Хотя бы одна из частей разделенного отпуска должна быть не менее 14 дней. Оставшиеся дни сотрудник может использовать как угодно. Если администрация организации не возражает, то он вправе использовать даже по несколько дней отпуска из оставшейся половины.

Такой порядок разделения ежегодного отпуска на части предусмотрен в Трудового кодекса РФ.

Пример разделения ежегодного основного отпуска на части

С разрешения администрации организации бухгалтер В.Н. Зайцева, отпуск которой составляет 28 календарных дней, решила разделить время отдыха на несколько частей. Она берет отпуск:

  • с 16 по 18 января включительно (3 дня);
  • с 12 по 17 марта включительно (6 дней);
  • со 2 по 18 июля включительно (17 дней);
  • с 1 по 2 августа включительно (2 дня).

Предоставление отпуска сотруднику в период с понедельника по пятницу (на пять рабочих дней) не противоречит требованиям трудового законодательства, так как отпуска исчисляются в календарных днях, при этом дни отпуска могут приходиться как на рабочие дни (любое их количество от одного до пяти), так и на рабочие и выходные дни (). Оформлять отпуск на всю неделю при этом необязательно. При таком использовании отпуска сотрудник фактически увеличит совокупное количество дней отдыха в год за счет следующих за отпуском выходных.

Вместе с тем, если работодатель не согласен на предоставление отпуска с понедельника по пятницу, он вправе отказать сотруднику, и последний не вправе самостоятельно уйти в отпуск на то время, которое он сам для себя определил, поскольку разделение отпуска на части происходит по соглашению сторон (). Кроме того, предоставление отпуска , который обязаны соблюдать и работодатель и сотрудник (). Поэтому порядок предоставления отпусков на пять или на семь дней следует определить еще на этапе составления графика.

Также во избежание конфликтных и спорных ситуаций по данному поводу следует прописать порядок разделения отпусков в локальном акте (например, в Положении об отпусках), в том числе предусмотреть порядок и возможность деления отпусков ().

Ситуация: Можно ли предоставить сотруднику отпуск на выходные дни

По соглашению между сотрудником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней (). Ежегодный отпуск предоставляют в календарных днях, а не рабочих. Таким образом, формально не запрещает предоставление дней отпуска на выходные дни, например на субботу и воскресенье, сотруднику, который трудится на условиях стандартной пятидневной рабочей недели. В такой ситуации сотрудник получает оплачиваемые дни отдыха и возможность работать больше дней в году и соответственно получать за эти дни зарплату в общем порядке. Важно, чтобы при этом и сотрудник, и работодатель были согласны на использование отпусков в таком режиме.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) и отпуск – это разные виды времени отдыха, и один из них не подменяет собой другой (ст. , ТК РФ). По факту оформление отпуска на выходные дни лишает сотрудника возможности использовать в полном объеме все виды времени отдыха, предусмотренные трудовым законодательством, и тем самым увеличивает фактическую продолжительность рабочего времени сотрудника в рабочем году ( , ТК РФ). В связи с этим регулярное предоставление отпуска в выходные дни может вызвать претензии со стороны проверяющих.

Исходя из указанного, во избежание спорной ситуации и претензий со стороны трудовой инспекции регулярно предоставлять сотруднику отпуск на выходные дни не рекомендуется.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Эта информация не просто интересна - она важна для отстаивания прав работника на отдых согласно закону!

Столкнулся с непроходимой и безосновательной упёртостью бухгалтерии в отношении подсчёта количества дней второй (оставшейся) части отпуска.
Кратко по ситуации:
Использовано 14 дней непрерывного календарного отпуска. Ещё 4 дня взяты раздельно. В итоге - общее количество использованных календарных дней равно 18, осталось использовать 10. Как нормальный человек, я хочу разбить оставшийся отпуск - 5 + 5 рабочих, естественно, выбросив выходные (закон, мне этого не запрещает).
Бухгалтерия, уверяет меня в том, что у меня осталось только... 6 (рабочих?!?!?!) дней. На мой вопрос -"На каких нормативных документах основано это утверждение?" - ничего сказать не могут.
Зная о том, что они неправы, я покопался в сети. Как оказалось - это очень актуальный и болезненный вопрос для работников и работодателей. Нашёл комментарии юристов - специалистов по трудовому праву, подтверждающие мою правоту. Думаю, что многим эта информация будет полезна - и работникам думающим об отпуске, а также сотрудникам ОК и бухгалтерии.
ссылка - это грамотный сайт по трудовому праву.
Ниже привожу выдержки ответов на вопросы с этого сайта.

Может ли работник брать отпуск с понедельника по пятницу, то есть не включать выходные дни?
Может, если он указывает в заявлении, что берет часть ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью пять календарных дней. Трудовой кодекс РФ (ст. 125) допускает разделение отпуска на части по соглашению работника и работодателя, при этом одна из них в обязательном порядке должна быть продолжительностью не менее 14 календарных дней, и, конечно, при ее подсчете будут включаться и выходные дни. Количество частей, на которые можно поделить отпуск, устанавливается по соглашению сторон, при условии опять же, что одна часть не менее 14 календарных дней.
ссылка

Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 28 календарных дней. Сколько из них обязательно должно быть суббот и воскресений?
Возможно ли брать отпуск следующим образом: 14 календарных дней (обязательная неделимая часть по ТК), а остальные 14 дней только пятницы или понедельники? Есть ли правило, что из 28 календарных дней должно быть обязательно 8 выходных дней?
ТК РФ не содержит никаких ограничений по поводу разделения отпуска на части. В соответствии со ст. 125 ТК РФ, разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части производится по соглашению между работником и работодателем. Единственное императивное условие такого разделения заключается в том, чтобы хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 дней. Оставшиеся 14 дней могут быть использованы работником в любом порядке с согласия работодателя.
ссылка

Уважаемые господа юристы помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. Я написал заявление на отпуск - с 18 августа 2003г. по 29 августа 2003г. на 12 календарных дней. После отпуска отдел кадров предложил подписать мне приказ на мой отпуск, но уже на 14 календарных дней, т.е. к 29 августа приплюсовали субботу и воскресенье (30 и 31 августа). Отдел кадров обосновывает свои действия ТК, утверждая что в 28 календарных днях отпуска 24 должны быть рабочими. Правомерны ли действия отдела кадров?
Логику отдела кадров понять сложно. В соответствии со ст. 115 ТК РФ, определяющей продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Никаких указаний по поводу того, сколько из них должны быть календарными, в ТК РФ не содержится. Норма об исчислении отпуска в календарных днях содержалась в КЗоТ РФ, который утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ.
С другой стороны, в Вашем случае имело место разделение отпуска на части. Статья 125 ТК РФ, регулирует этот вопрос следующим образом.
Во-первых, при разделении отпуска на части, хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Во-вторых, все вопросы, связанные с разделением отпуска на части, в том числе, продолжительность каждой из частей отпуска, решаются по соглашению с работодателем.
Следовательно, нужно выяснять, было ли достигнуто соглашение с работодателем о предоставлении отпуска продолжительностью 12 календарных дней (подтверждением договоренности может служить отметка на Вашем заявлении о предоставлении отпуска о согласии на его предоставление). Если же этой отметки нет, и невозможно подтвердить договоренность иными способами, то получается, что приказ работодателя на 14 дней отпуска выражает его несогласие. В любом случае, если Вам все же не удастся доказать наличия соглашения о 12 днях отпуска, 2 выходных дня, которые Вам включат в отпуск – подлежат оплате.
ссылка

В 2002 году я иду в отпуск 5 августа (понедельник) сроком на три недели. На работу выйду 27 августа.
Администрация требует оформить отпуск целиком, а отгуливать по частям. Если я выйду на работу 27 августа, сколько дней от отпуска у меня останется?
По моим расчетам – 5 дней, а администрация считает, что 4 дня. Т.к. 31 приходится на субботу.
Кто прав?
Если раньше КЗоТ РФ предусматривал продолжительность ежегодного основного отпуска 24 рабочих дня, то теперь, с 1 февраля 2002 года, момента вступления в силу ТК РФ, продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК) При этом, согласно ч.1 ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части, с условием, что бы хотя бы одна из частей этого отпуска была не менее 14 календарных дней. Заставить работника брать отпуск частями работодатель не вправе. Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия.
Понятно, что субботы и воскресенья теперь включаются в общее количество дней отпуска и оплачиваются.
В Вашем случае получается что с 5 по 27 августа Вы используете 23 календарных дня отпуска из положенных 28. Соответственно у Вас останется 5 неотгулянных календарных дня. Эти 5 дней Вы можете взять в любое время по соглашению с работодателем (администрацией).
ссылка

Один работник отгулял 14 дней отпуска, потом подав заявление на отпуск на 5 рабочих дней (понедельник-пятница), а затем еще на 5 рабочих дней и затем на 4 рабочих дня. Другой работник ушел в отпуск сразу на 28 календарных дня. Получается, что отпуск второго оказался короче отпуска первого работника за счет того, что в его отпускной период включались выходные дни. Справедливо ли это?
В соответствии со ст.115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Эта продолжительность сохраняется и в тех случаях, когда такой отпуск разбивается на части, что допускается ст.125 ТК РФ (при этом хотя бы одна часть отпуска должна быть не менее 14 календарных дней).
Действительно, продолжительность отпуска может на практике сильно различаться в зависимости от того, каким образом предоставляются остальные 14 календарных дней – с включением выходных дней или нет. Однако порядок учета дней отпуска, в частности, включения выходных дней, следующих или предшествующих рабочим дням, на которые приходится отпуск, в законодательстве не урегулирован. Поэтому, представляется, что следует руководствоваться ст.125 ТК, которая предусматривает, что отпуск может быть разделен на части по соглашению между работником и работодателем, и исходить из того, что порядок учета дней отпуска также должен определяться по соглашению между работником и работодателем.
ссылка

На предприятии отпуск рассчитывается в календарных днях. Если я беру один день в счет отпуска в пятницу, а из отпуска у меня высчитывают 3 дня. Правомерны ли действия отдела кадров.
Все зависит от договоренности между вами и работодателем о количестве предоставленных дней отпуска.
В силу ч. 1 ст. 125 ТК РФ разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части допускается по соглашению сторон. Ограничений о количестве частей, либо количестве дней в отдельных частях отпуска кодекс не устанавливает, за исключением минимального количества дней в одной из частей в количестве 14 календарных дней.
Исходя из вашего вопроса, речь идет о предоставлении части отпуска, которая превышает 14 календарных дней. Следует отметить, что Кодекс также не предусматривает очередности использования частей ежегодного отпуска. Этот вопрос также решается по соглашению сторон.
Если Вы просили предоставить часть отпуска продолжительностью один день (например, в пятницу) и вам его предоставили, то это означает, что имело место соглашение о предоставлении отпуска в пятницу. Что касается следующих двух дней, то при отсутствии заявления об их предоставлении в счет отпуска, приказ работодателя в данной части нельзя признать правомерным. Если это ваши выходные дни, то оплата также не должна производиться.
ссылка

Подскажите, пожалуйста, я написала одно заявление на отпуск с просьбой предоставить мне три части отпуска: 30 декабря 2002 г., с 4 по 5 января 2003 г. и с 8 по 10 января 2003 г., и генеральный директор это заявление подписал. А в отделе кадров говорят, что это не правильно, и надо писать три разных заявления, потому что это три разных отпуска и, соответственно, три разных приказа об отпуске. Обязана ли я переписать заявление?
Согласно ст.125 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части по соглашению между работником и работодателем. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска (за этот рабочий год) должна быть не менее 14 дней.
Других требований, связанных с предоставлением ежегодного отпуска частями законодательство не содержит.
Соответственно, получив согласие работодателя и зафиксировав этот факт (его подпись на Вашем заявлении, издание соответствующего приказа), Вы, со своей стороны, выполнили все, предусмотренные законом, требования.
В свою очередь, требования Вашего ОК не основаны на законе.

Суббота или воскресенье святой день?

    ВОПРОС ОТ ЕВГЕНИЯ
    В Новом Завете несколько раз упоминается, что первые христиане собирались в первый день недели, под которым подразумевается воскресенье. Разве этого не достаточно, что бы перенести день богослужения с субботы, как это было во времена Христа, на воскресенье, как это принято в современном христианстве?

Добрый день, Евгений. Ранняя церковь жила общиной, поэтому они могли собираться для молитв и преломления хлеба ежедневно. Однако, как тогда, так и сейчас главное собрание любой общины проходит один раз в неделю.

Давайте рассмотрим тексты, о которых вы говорите, но прежде обратим внимание вот на что: как известно, в Новом Завете мы не находим повеления об отмене субботней заповеди. С этим утверждением согласно большинство мировых церквей, включая католичество и православие. Не находим мы ничего и об освящении и благословении воскресенья, как это сделал Господь по отношению к седьмому дню, субботе (Быт. 2:2-3, Исх. 20:11).

Этот факт выглядит особенно удивительным, если принять во внимание, что на страницах Священного Писания Бог всегда лично устанавливает Свой Закон, ритуалы и праздники поклонения. Так было в Эдемском саду, когда при ликовании утренних звезд был заключен завет с Адамом и Евой, так было у горы Синай при заключении Завета с Израилем, так было в Иерусалиме и его окрестностях, когда по этой земле ступал Христос. Вам должно быть известно, что главные обряды христианской веры – крещение и вечеря (евхаристия) были лично заповеданы и соблюдены нашим Спасителем. Есть лишь «Един законодатель» , – пишет апостол Иаков, а люди – исполнители Закона (Иак. 4:11-12).

Как правило, каждая христианская деноминация называет свои причины, по которым соблюдение субботы, четвертой заповеди, на практике заменяется воскресеньем, библейским первым днем недели. Действительно, многие противники седьмого дня указывают на четыре эпизода в Новом Завете, как основание для введения воскресной доктрины. В данной статье будут рассмотрены все эти тексты.

Подробности воскресения Христа

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно , и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20:1-2).

Комментарий : Если время ареста, суда, истязаний и распятия Христа, имевших место в пятницу, зафиксировано в Библии со всеми мельчайшими подробностями, момент воскресения скрыт от взора читателя. Известно только, что оно происходит за некоторое время до рассвета, из чего можно предположить, что Бог намеренно ожидал окончания субботы и последовавшей ночи. Таким образом, даже после распятия Иисус продолжал соблюдать священный субботний покой!

Затем, когда воскресное солнце взошло, Евангелия упоминают лишь краткую встречу Спасителя с Марией, после с Петром (вообще без подробностей) и двумя путниками на дороге в Эммаус. Первая же встреча Христа со всеми апостолами в верхней горнице (за отсутствием Иуды и Фомы), при внимательном изучении Библии, состоялась с наступлением темноты, а значит в следующий день – т.е. уже во второй день недели (по-нашему понедельник). Дело в том, что библейский календарь (Быт. 1:5,8, Лев. 23:32) предполагает переход от одного дня к другому с момента захода солнца текущего дня (ведь раньше часов не было). Стоит отметить, то такая практика исчисления дней присуща и некоторым популярным христианским церквям, будучи перенятой от иудаизма и первых христиан.¹

Согласно Лк. 24:28-36, к концу воскресного дня Христос находился в небольшом селении под названием Эммаус, где попутчики уговорили Его зайти к ним в дом: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру . И Он вошел и остался с ними» (Лк. 24:29; в это время года в Иерусалиме солнце заходит около 18:00). Далее, после того как был преломлен хлеб и Он исчез, эти двое успели преодолеть довольно длительное расстояние до Иерусалима (по разным данным от 12 до 15 километров по горной, каменистой местности), найти там апостолов и пересказать все происшедшее с ними. И только затем в горнице появляется Христос: «И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк. 24:35-36).

О том, что первое явление Христа своим последователям состоялось после захода солнца свидетельствует и Иоанн: «В тот же первый день недели вечером , когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев , пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20:19-20). Ученики Христа боялись провокации от иудеев именно после того как стемнело, так как в темное время суток более безопасно творить злые дела, а именно нападать на религиозных сектантов – раскольников, коими иудеи считали последователей Иисуса из Назарета.

Слово «вечер» в Библии в большинстве случаев используется для описания наступившей темноты, причем евангелисты не всегда обращают внимание на то, что с заходом солнца сменяется календарный день. Буквально два дня до этого Христос и двенадцать учеников также «вечером» (см. Мф. 26:20, отсюда у обряда принятия хлеба и вина есть название «Вечеря»), т.е с появлением первой звезды, приступили к пасхальной трапезе. В своем труде «Из Иерусалима в Эммаус и обратно» священник православной церкви Федор Людоговский указывает, что это событие произошло «среди ночи»; такого же мнения придерживаются и многие другие комментаторы Нового Завета.

Таким образом, первая соборная служба первоапостольской церкви, когда к ученикам в первый раз явился воскресший Христос, по иудейскому канону, признаваемому и перенятому многими христианскими церквями, состоялась после окончания воскресного дня. То есть ее нужно классифицировать, как первую службу понедельника. Следовательно, с богословской точки зрения, этот евангельский эпизод некорректно приводить в качестве доказательства воскресной доктрины.

¹ Вот как это положение изложено в официальном издании Русской Православной Церкви (РПЦ):

«В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня» (книга «Первые шаги в храме», www.orthodoxy.pro).

«В православном богослужении до сих пор сутки идут от вечера к утру… Эта особенность библейского календаря сохраняется до сих пор в православной богослужебной традиции. Поэтому, например, в субботу вечером служится «воскресная всенощная», а в сам воскресный вечер служба будет уже вполне будничной…» (Андрей Кураев, книга «Протестантам о православии»).

Преломление хлебов в первый день

«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников . Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета , и потом вышел» (Деян. 20:7-11).

Комментарий : На основании этого текста защитники богослужений и отдыха по воскресеньям делают вывод, что раз преломление хлебов с участием апостола Павла состоялось в первый день недели, это означает, что церковные службы ранних христиан проходили именно по воскресеньям. Однако такое утверждение рассыпается при внимательном изучении данного и других текстов, имеющих отношение к Вечери Господней:

a) В рассматриваемом отрывке ясно указано, что встреча началась в вечернее время, а преломление хлебов с участием руководителя общины и вовсе состоялось за полночь (т.е. в понедельник, как по светскому, так и по библейскому календарям), после того как Павел исцелил выпавшего из окна юношу. Таким образом, данный текст свидетельствует, что у Павла и христиан Троады не было особого намерения провести общую трапезу и обряд вечери именно в воскресенье, иначе это было бы сделано утром или днем, до захода солнца.

b) Как известно, первая Вечеря Господня состоялась с заходом солнца в четверг, т.е., по библейскому исчислению недели – в пятницу, день в день с распятием и смертью Христа. Именно поэтому апостол Павел учил, что Вечеря символизирует смерть, а не воскресение Спасителя: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.» (1 Кор. 11:26).

c) Устанавливая обряд Вечери Христос не говорил Своим ученикам, что его необходимо проводить в какой-то конкретный день недели и тем более во время богослужений. Поэтому неудивительно, что все эпизоды преломления хлебов в книгах Нового Завета происходят вне храма, во время домашних трапез или общих собраний. Следующий текст из книги Деяний апостолов ясно показывает, что преломление хлебов в иерусалимской общине не было закреплено за каким-то конкретным днем, а имело место ежедневно, во время коллективных трапез и использовалось на благо распространения Евангелия:

«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб , принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).

Хозяйственные вопросы воскресного и субботнего дня

«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает , сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду » (1 Кор. 16:2).

Комментарий : Сторонники воскресных богослужений приводят этот стих апостола Павла к верующим Коринфа в подтверждение того, что первые христиане осуществляли дела благотворительности в воскресенье, первый день недели. Однако этот текст, как правило, не цитируется полностью и повеление откладывать деньги «у себя» , т.е. дома, опускается. Согласитесь, актом благотворительности является фактическое принесение денег в церковь, а не планирование этого, что описано в данном стихе Библии.

Обратим внимание, что в подстрочном, дословном переводе Нового Завета с древнегреческого, Павел просит Коринфян сберегать деньги «в первый день после субботы», что как раз указывает на святость седьмого дня, во время которого возбраняется заниматься финансовыми делами.

Святой День Господень – суббота, а не воскресенье

Прочитаем дословный перевод с оригинала отрывка из книги Откровения:

«В день Господень, я, будучи во власти Духа, услышал за спиной громкий голос, звучавший как труба. Он [Христос] говорил: “Запиши в свиток все, что видишь, и пошли семи Церквам: в Эфес, в Смирну, в Пергам, в Тиатиру, в Сарды, в Филадельфию и в Лаодикею”» (Откр. 1:10-11).

«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его ; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр 11:19).

Комментарий : Суббота является днем Господним по той же причине, по которой Господней является и Вечеря. На протяжении всей Библии она называется днем, принадлежащим Богу, но никогда человеку. Сравним некоторые аналогичные тексты: «святой день Господень» (Ис. 58:13), «святая суббота Господня» (Исх. 16:23), «Мои субботы» (Исх. 31:13, Лев. 19:30, Ис. 56:4, Иез. 20:13), «день седьмый - суббота Господу, Богу твоему» (см. Исх. 20:8-11), «Господин субботы» (Мк. 2:28).

Таким образом, приведенный выше текст (Откр. 1:10-11) убедительно свидетельствует, что даже по прошествии многих лет после распятия (книга Откровение была написана в 80 — 100 годах по Р.Х.), апостолы Христа продолжали чтить седьмой день и учить этому новообращенных христиан из язычников (апостол обращается к семи церквям Малой Азии, расположенным на территории современной Турции). Что еще важней, Дух Господень изливается на апостола именно в этот день.

В некоторых старых изданиях Библии данный отрывок ошибочно переведен следующим образом: «был я в духе в день воскресный». Однако такой перевод не считается корректным по нескольким причинам:

a) Дословный перевод этих слов (hemera kuriake ) с древнегреческого не оставляет сомнений, что там написано «день Господень».

b) Нигде в Библии нельзя встретить слово «воскресенье» применительно к дню недели, оно во всех случаях подчеркнуто безлико именуется «первым днем». В своем Евангелии, написанном, по мнению большинства ученых, в один промежуток времени с книгой Откровение, апостол Иоанн упоминает воскресенье исключительно как «первый день», в том числе и после воскресения Христа. Свое имя собственное в Библии из всех дней недели имеет только суббота («шаббат»).

c) Далее по тексту книги Откровение мы встречаем два стиха, которые свидетельствуют о том, что суббота, день Господень, будет иметь силу вплоть до событий последнего времени: открытие взору вселенной ковчега завета, содержащего скрижали с десятью заповедями (Откр. 11:19) и призыв ангела поклониться «создавшему небо, землю, море и источники вод!» (Откр. 14:7), что является практически дословным цитированием «мотивационной» части заповеди субботнего покоя («Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил», Исх. 20:11). Оба приведенных стиха относятся ко времени непосредственно перед вторым пришествием Христа.

d) Выражение «день Господень» в Библии имеет два значения: суббота (Ис. 58:13-14) и второе пришествие Иисуса Христа (Деян. 2:20). Таким образом, в книге Откровение эти значения соединяются, так как именно в субботний день Иоанну приходит видение о возвращении Христа.

Почему суббота, а не воскресенье?

Большая часть проповедей на тему переноса субботы на воскресенье, как правило, начинается со стиха в книге Второзаконие, в котором Бог заповедует евреям соблюдать субботу в память об их исходе из Египта. Однако такой подход нельзя назвать объективным, так как первый раз о седьмом дне мы узнаем в книге Бытие: в течение шести дней Бог творит небо, землю и все воинство их, а в седьмой день отдыхает (Быт. 2:2). Поэтому Всевышний благословляет и освящает субботу (Быт. 2:3), причем во всей Библии это единственный пример одновременного благословения и освящения кого-либо или чего-либо. Что более важно, каждое из этих понятий имеет конкретный богословский смысл: благословить означает вознести хвалу, наделить благодатной силой, а освятить – посвятить на служение Богу. Из этого становится понятным, что Бог благословляет и освящает субботу не для самого себя, но для сотворенных им людей.

Именно поэтому, главной причиной, по которой народ Божий должен помнить о субботе названо творение нашего мира, «ИБО в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил» (Исх. 20:8-11).

Слово Божье убедительно свидетельствует нам о том, что община Христа соблюдала субботу по заповеди Декалога (Лк. 23:55-56). И в этом заключается главное: в течение сорока дней после Своего воскрешения, а не конкретно по первым дням недели, Христос являлся ученикам. Он лично установил крещение и вечерю, однако нигде в Писаниях мы не находим, что бы Господь освятил, благословил или просто заповедал приходить к нему на поклонение в иной день, кроме того, который от самого начала назван днем Господним, субботой, священным собранием.

«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев. 23:3).

Более подробно вопрос субботы в Библии разобран в книге « ».

Александр Константинов



Почему главным выходным днём недели считается воскресенье? Ведь в Законе Божьем предписано день покоя соблюдать в субботу. Многие христиане считают, что отмечая таким образом воскресный день, они празднуют воскресение Христа. Но Сам Иисус Христос и апостолы соблюдали субботу и ничего не говорили об отдыхе в воскресенье. Чью же волю исполняем мы, нарушая Божью заповедь о субботе?

Хотите заработать 100 000 евро?

Украинский юрист Николай Гунько обратился к священникам с просьбой подтвердить святость воскресенья библейским текстом. Для священника, который найдёт в Священном Писании Божье указание святить воскресенье вместо субботы, было обещано вознаграждение в сумме ста тысяч евро. Время показало, что обещание щедрой награды не помогло проводящим богослужение в храмах по воскресеньям, подтвердить основание своей веры цитатами из Библии. В Священном Писании нет текста о святости воскресенья. Выходит, что Бог не переносил день покоя и поклонения с субботы на воскресенье?

Божья заповедь о субботе - памятник творению Земли

Начнём мы с того, что внимательно прочитаем 4-ю из Десяти Заповедей Божьего Закона: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11). Об этом же можно прочитать на первых страницах Библии: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:3).

Бог создал небо и землю в шесть дней, а в седьмой день почил. То есть суббота завершала акт творения Богом Земли и её обитателей. Слово суббота - по-еврейски шаббат связано с корнем швт - «покоиться», «воздержаться» или «остановиться». Господь благословил этот день, освятил его и дал наказ Своему народу помнить субботу – день Господень. Шесть дней люди должны делать всякие свои дела, а седьмой день - субботу - посвятить Господу.

Бог не изменяет Своих заповедей

Если же поверить, что Бог разрешил христианам изменить субботу на воскресенье, то получается, что Господь после жертвенной смерти Иисуса Христа снял освящение и благословение с субботы?! Но почему, ведь после служения Иисуса Христа, Бог не перестал быть Творцом Земли и её обитателей? Более того, в Своём Слове, Господь неоднократно заявлял, что Он и Его Закон неизменны. «Бог не человек, … чтоб Ему изменяться» (Числа 23:19); «Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки» (Псалом 110:7,8).

Господь не изменяется, и Его заповеди тверды и даны навеки, именно поэтому Иисус Христос, приступая к служению, сразу сделал заявление: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить … доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта (знаки и буквы в тексте закона) не прейдёт (не упразднится) из закона пока не исполнится всё (пока не воплотится предназначение этой заповеди)» (Матфея 5:17,18).

Иисус Христос заботился о правильном соблюдении субботы

Иисус Христос и апостолы соблюдали субботу исполняли заповедь о субботе. Более того, Иисус Христос учил людей тому, как нужно правильно соблюдать субботу: «Можно в субботы делать добро» (Матфея 12:12). «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27).

Религиозные устои, царившие в иудейском обществе того времени, были таковы, что духовные лидеры считали, в субботу, в день Господень, ничего нельзя делать в буквальном смысле. Поэтому они внимательно следили, чтобы евреи по субботам ничего не выносили из дома, далеко не ходили, ничего не делали и даже не лечили заболевших.

Иисус Христос был глубоко огорчён тем, что субботний день, данный людям для отдыха, радости и возрастания в Боге, был превращён в день рабства, уныния и абсурда. Иисус Христос пытался обличить и вразумить людей: «Если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Луки 14:5).

Ученики соблюдали субботу после смерти и воскресения Христа

К сожалению, духовные лидеры гнали Иисуса Христа и настраивали против Него народ. Не смотря на это, ученики Иисуса Христа продолжали исполнять заповедь о субботе даже после Его смерти. Это хорошо видно по поведению женщин, часто именуемых жёнами-мироносицами. Они вместе с Иисусом пришли в Иерусалим, а значит, относились к числу близких Его учеников, всюду следовавших за Ним. Естественно, эти женщины знали учение Христа, раз посвятили Ему жизнь. Мы видим, что они, не успев закончить процедуру погребения до субботы, остановились и пребывали в покое в седьмой день по заповеди. «Женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, смотрели… как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лука 23:55;56).

Согласно Новому Завету, после вознесения Иисуса Христа апостолы продолжали соблюдать субботу – день Господень. Они, как и Иисус, имели обыкновение в этот день учить людей Слову Божьему: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом» (Деяния16:13, см. также Деяния 17:2, Деяния 18:4, Деяния 13:42,44).

Библия ничего не говорит о праздновании воскресенья

Во всём Новом Завете не найти прямого указания апостолов на отмену заповеди о субботе или переносе её на воскресенье. Более того, Библия ни разу не предписывает отмечать первый день недели, в который воскрес Иисус Христос. (По Библии, суббота - седьмой день недели, а следующее за ним воскресенье - первый день. - прим. редактора). Вот что по этому поводу писал доктор богословия, православный архиепископ С. Спасский (1830-1904 гг.) в труде «О почитании икон»: «Эта заповедь … изменена в Новозаветной церкви: христиане посвящают Богу следующий после субботы день - день Воскресения Христова. Есть ли на это прямая заповедь Господа Иисуса Христа или апостолов в Писании Нового Завета? Нет!»

Первый день недели (воскресенье) упоминается всего в нескольких стихах Нового Завета, поэтому многие богословы пытаются разглядеть в них соблюдение первыми христианами воскресного дня. Однако при внимательном их прочтении видно, что наказа будущим христиан как-то выделять первый день среди остальных дней недели, в этих текстах нет.

Христианский праздник установлен язычником

Исторические свидетельства показывают, что лишь спустя 100 лет после воскресения Иисуса Христа ряд христиан, обращённых из язычников, начали отмечать вместо субботы - воскресенье.
Доподлинно известно, что умаление авторитета субботы на уровне всей церкви началось с издания императором Константином в 321 г. указа о назначении дня Солнца (первого дня недели), празднуемого язычниками, днём покоя и поклонения во всей Римской империи: «Все судьи, городское население и ремесленники в досточтимый день Солнца пусть покоятся».

Задача императора состояла в объединении и примирении христианства и язычества в своём огромном государстве. Сохранились неоспоримые доказательства происхождения выходного воскресного дня из прежде языческого праздника дня Солнца. Воскресенье в английском и немецком языках буквально означает «день Солнца»: англ. Sun-day, нем. Sonn-tag. В Индии также воскресенье называется Равивар - «день Солнца». Между тем, русское и греческое название субботы, как и в некоторых других языках, происходит от еврейского шаббат.

А вы соблюдаете Божью заповедь о субботе или человеческое установление?

Не все христианские конфессии полностью отвергают субботу как день покоя и поклонения Богу. Если католики утверждают, что церковь имела право перенести святой день с субботы на воскресенье, то православные богословы так не считают. В православных храмах в субботу проводится специальное служение, но остальные повеления Бога, данные в 4-ой заповеди (отдыхай, не делай в этот день обыкновенных своих дел, посвяти субботу Господу) на практике не исполняются.

Что же делать нам? Сможем ли мы оправдаться перед Богом, сказав, что не соблюдали субботу, потому что наша церковь учила нас соблюдать другой день? Делая выбор между субботой и воскресеньем, человек определённым образом принимает решение, кого он считает своим господином: Бога или людей - руководителей церкви, которую посещают. Отдавая предпочтение субботе, верующий оказывает уважение и доверие Творцу неба и Земли. Господь через своих вестников дал обетование: «… Я предлагаю вам … благословение …, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего» (Второзаконие 11:26, 27).

Валерий Татаркин

Использованы отрывки из книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» www.apologetica.ru

Ответ: Учитывая нормы Трудового кодекса РФ, при 5-дневной рабочей неделе воскресенье должно являться выходным днем, при этом второй выходной день может предшествовать воскресенью (суббота) или следовать за ним (понедельник).

В случае если приостановка работы у работодателя невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни могут предоставляться в различные дни недели. При этом, если приостановка работы в нерабочие праздничные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, перенос выходных дней не осуществляется.

Обоснование: Выходные и рабочие дни являются составной частью режима рабочего времени.

Под режимом рабочего времени ТК РФ понимает распределение рабочего времени в течение суток, недели, месяца, другого календарного периода.

В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Как установлено ст. 111 ТК РФ, всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день, при этом общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Как правило, оба выходных дня должны предоставляться подряд. При пятидневной рабочей неделе второй выходной день может предшествовать воскресенью (суббота) или следовать за ним (понедельник). Определение второго выходного дня производится в правилах внутреннего трудового распорядка или в коллективном договоре.

Работникам в непрерывно действующих организациях, когда в силу характера работы или по производственно-техническим условиям работа не может быть приостановлена, а также работникам организаций, где работа не может прерываться в общий выходной день (например, в связи с необходимостью обслуживания населения (магазины, транспортные организации, театры, музеи и др.)), выходные дни в различные дни недели могут предоставляться поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка в тех случаях, когда по производственно-техническим или организационным условиям невозможно установить для всех общеустановленный или общий выходной день (ч. 3 ст. 111 ТК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 112 ТК РФ при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Особенности переноса выходных дней при совпадении их с нерабочими праздничными днями при различных режимах работы установлены п. 2 Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н.

В соответствии с п. 2 названного Порядка перенос выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, осуществляется работодателями, применяющими различные режимы труда и отдыха, при которых работа в праздничные дни не производится. Такой порядок переноса выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, в равной степени относится к режимам работы как с постоянными фиксированными по дням недели выходными днями, так и со скользящими днями отдыха.

У работодателей, приостановка работы у которых в нерабочие праздничные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, перенос выходных дней, предусмотренный ч. 2 ст. 112 ТК РФ, не осуществляется.

Статья 111 ТК РФ устанавливает общий выходной день — воскресенье. Правомерно ли в правилах внутреннего трудового распорядка организации установить пятидневную рабочую неделю с выходными днями в понедельник и вторник? Как быть с переносами праздничных дней, приходящихся на выходные?